Игумен Нектарий о конфликте священника и журналиста: "Это была провокация"

3595

12 августа 2013, 11:40

В пятницу на минувшей неделе в саратовских СМИ появилась информация о нападении клирика епархии на нашего коллегу из Интернет-газеты "Четвертая власть". В заметках пояснялось, что священник Виктор Копырин нарушил правила дорожного движения, припарковав свою машину в неположенном месте. А когда корреспондент начал снимать происходящее на видео, то клирик якобы ударил его и выбил из рук видеокамеру. Об инциденте написали некоторые федеральные агентства – соответствующая новость вышла на лентах "Интерфакса" и "Newsru.com". Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя информационно-издательского отдела Саратовской митрополии игумена Нектария (Морозова).

"Имел место  факт нарушения правил дорожного движения клириком Саратовской епархии священником Виктором Копыриным, который ехал по улице Московской. Поскольку справа, где можно было припарковаться, не нарушая правил дорожного движения, места для парковки не было, припарковался слева, на тротуаре. Безусловно, это было нарушением ПДД. К сожалению, у нас сегодня подавляющее большинство водителей ПДД нарушают. И некоторые священники тоже.

Но в данном случае, насколько я понимаю, это совпало по времени и месту с рейдом, который проводили совместно сотрудники ГИБДД и журналисты некоторых саратовских СМИ. На самом деле, если проехаться по улице Московской, можно увидеть, что на том самом месте, где сотрудник ГИБДД остановил отца Виктора, обычно стоит очень много машин с разными номерами. Эти машины никто обычно не трогает, и они стоят там целыми днями. Одни отъезжают, другие подъезжают... Отцу  Виктору, в отличие от своих многочисленных предшественников, остаться незамеченным не удалось, и его постигла вполне заслуженная кара в виде штрафа.

Когда отца Виктора остановил сотрудник ГИБДД, и он, расстроенный, вышел из машины, то увидел перед собой молодого человека неопределенной наружности, который снимал его на мобильный телефон. Естественно, что отец Виктор - человек неискушенный в такого рода ситуациях и в общении со СМИ. А если бы даже он был искушен в общении со СМИ, вряд ли бы заподозрил в молодом человеке журналиста.

Он ведь не представился журналистом, не показал удостоверение, у него не висел бейджик, он выглядел просто как молодой человек с телефоном – один из тех молодых людей по виду, творчеством которых наполнен весь интернет. Это люди, которые снимают, как бьются машины, как гибнут люди, как происходят аварии. Когда такие вещи случаются, кто-то старается помочь, а кто-то начинает снимать это на мобильный телефон. Вот этот молодой человек выглядел точно так же. Естественно, что у отца Виктора возник вопрос – а зачем вы меня снимаете? У любого человека в такой ситуации возникнет вопрос – а имеет ли кто-то право его снимать? Если бы журналист представился, у о. Виктора не было бы необходимости такой вопрос ему задавать.

Отмечу, что в руках у журналиста была не камера, а мобильный телефон. Когда отец Виктор спросил молодого человека, зачем он его снимает, то ответа на свой вопрос не получил и сделал какое-то движение рукой, пытаясь как-то отмахнуться или отодвинуть снимающего его человека и задел рукой телефон, который упал на землю. Телефон не разбился, с ним ничего не произошло. В общем-то, это и есть инцидент, который сотрудником "Четвертой власти" был назван нападением на журналиста.

На ЧВ размещено видео с место происшествия. На этом видео можно увидеть сотрудника ГИБДД, который выписывает штраф, и расстроенного отца Виктора, который ждет, когда этот штраф будет ему выписан, чтобы его оплатить. Вот, в общем-то, и все. Если бы имел место факт нападения, то он так или иначе, хотя бы частично, должен был отразиться в записи. То, что это была не камера, а  мобильный телефон, подтверждает и журналист другого издания, если не ошибаюсь, "Свободных новостей", который тоже при этом присутствовал. Он также подтверждает, что отец Виктор действительно сделал неудачное движение, телефон действительно упал на землю, но о факте нападения он не говорит. Поэтому ЧВ картину происходящего, мягко говоря, немного преувеличила.

Телефон не разбился и не повредился. Об этом даже в самом тексте написано – "только чудом камера не разбилась". Хотя это не камера была, а телефон. Но факт подтвержден, что он не разбился. Кроме того, при этом присутствовал сотрудник ГИБДД, который мог бы подтвердить факт нападения, если бы он имел место быть. Но почему-то его мнение не приведено на ЧВ.

Отец Виктор заплатит штраф за неправильную парковку и нарушение ПДД – это естественно. Журналисту он никакого ущерба не причинил, поэтому говорить об извинениях вряд ли уместно. Наверное, единственные действия, которые может предпринять епархия, это, во-первых, лишний раз обратить внимание духовенства на то, что ПДД нарушать нельзя. Хотя их нарушают все, тем не менее, священники на это права не имеют. И второе – наверное, надо будет провести в какой-то форме своего рода инструктаж, каким образом общаться со СМИ во внештатных ситуациях. Потому что такая чудная вещь: там оставляют свои машины бизнесмены, порой оставляют свои машины сотрудники правоохранительных органов, самые разные люди - и почему-то ни с кем из них подобного рода инцидента не произошло.  Но как только там оказался священник, он привлек внимание всех. То есть священник это всегда для журналиста – не вообще для журналиста, а для журналиста определенного склада – это такая мишень или, если хотите, дичь. И, наверное, пришла пора учить наше духовенство, как не оказываться такой вот дичью для тех, кто ищет чего-то жареного.

Мы в Церкви живем не на уровне каких-то процедур, а на уровне человеческих, христианских отношений. Естественно, что отец Виктор был приглашен по этому поводу к Владыке Лонгину и дал там свои объяснения. И естественно, что Владыка его, мягко говоря, пожурил за такую парковку. Повторю еще раз: имело место нарушение ПДД, нападение на сотрудника ЧВ места не имело.

Отец Виктор не был нетрезв, не превышал разрешенную скорость, не создавал аварийных ситуаций, не угрожал чьей-то жизни и здоровью. Он нарушил правила для того, чтобы припарковаться. Но скажем так: пусть тот, кто ни разу подобным образом не парковался в нашем городе, первым бросит в отца Виктора камень. А если найдется человек, который все-таки бросит камень, я предположу, что этот человек нечестен. Потому что те парковочные условия, которые в нашем городе на сегодняшний день есть, таковы, что, не нарушая правила, порой никак не припаркуешься. И в такой ситуации оказывались и оказываются, как правило, все автомобилисты.

Что касается того, почему СМИ столь пристально следят за поведением клира, то дело в том, что все, что  немного необычно, интереснее чем то, что обычно. А священник - это человек, который, как минимум, необычно одет. Во-вторых, можно действительно провести некую искусственную параллель с теми авариями, которые имели место быть в Москве. В-третьих, о священнике можно сказать: он обязан учить других, как надо жить, а сам вон как поступает. Поэтому действительно священник очень выгодная мишень. Но вот интересная деталь: есть журналисты, которые прошли бы мимо такой ситуации и не заметили ее, а есть журналисты, которые схватятся за нее руками и ногами. В чем разница между теми и другими?..", - отметил игумен Нектарий.

Блиц-опрос

- Инцидент приведет к каким-то дополнительным имиджевым потерям для  Церкви?

- Я думаю, что не приведет. Я полагаю, что у большинства читателей ЧВ вряд ли будут какие-то негативные эмоции по поводу этого эпизода.

- Не слишком ли это оптимистичный взгляд? Комментарии обычно говорят об обратном…

- Нет, не слишком, потому что  те десять, условно говоря, читателей,  которые пишут комментарии на ЧВ, они же пишут их на "Взгляде-инфо" и еще на ряде ресурсов – это, в общем-то, один и тот же круг людей. Какая-то часть из них - это журналисты, другая – профессиональные тролли. Не думаю, что имеет смысл всерьез беспокоиться о том, что они скажут или напишут.

- Можно ли считать, что на сегодняшний день инцидент исчерпан?

- Думаю, что да. Если желающие  посмотрят видео, то увидят, что  отец Виктор выглядит настолько  удрученным, настолько грустным, настолько  кротким, что предположить, что  этот человек мог на кого-то  наброситься и выбить что-то из рук, довольно сложно.

- Но он, тем не менее, довольно крупно выглядит, я бы сказала, по-богатырски…

- Нарушенный обмен веществ еще не повод для того, чтобы подозревать  человека в каких-либо агрессивных намерениях.

Что касается характеристики отца Виктора как человека и как священника, даже на сайте ЧВ есть комментарии прихожан храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Агафоновке, настоятелем которого он является. Люди пишут о том, каким они его знают и что он за человек. И для них сама мысль о том, что он мог с кем-то вступать в противоборство, кажется анекдотичной и возмутительной.

А профессиональный уровень журналиста, который задает вопрос: "А зачем Вы так машину поставили? Это вам что, Бог приказал?" больше подходит ученику Школы юного журналиста или учащемуся 7-8 класса, но не человеку, который работает в уважаемом СМИ. Провокация бывает профессиональная  и непрофессиональная. Это - непрофессиональная провокация…

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2 1 2 3 4 5

Главные новости