"Региональный оброк". Саратовское министерство решило опередить все субъекты РФ
29 апреля 2015, 12:10
Сегодня в рамках проекта "Взгляд-онлайн" вышел аналитический материал "Региональный оброк", в котором анализируется новый законопроект, внесенный губернатором на рассмотрение областной думы.
Речь идет о предложении уменьшить сумму налогового вычета, которым пользуются жители области при продаже недвижимого или движимого имущества. По мнению большинства экспертов, данный законопроект ухудшает финансовое положение граждан.
ИА "Взгляд-инфо" получило комментарий министра экономического развития и инвестиционной политики области Владимира Пожарова по этому вопросу.
– Просчитана ли экономическая обоснованность этих поправок и в чем она выражается? Какую сумму, на ваш взгляд, может получить областной консолидированный бюджет, после вступления поправок в силу?
– Разумеется, при подготовке проекта закона просчитывался его бюджетный эффект. Однако эта отдача выражается не в дополнительных доходах, а в сокращении бюджетных потерь, связанных с предоставлением имущественных налоговых вычетов. Приведу некоторые данные: в 2014 году только из областного бюджета возвращено 1,3 млрд руб. НДФЛ или 7,2% от суммы налога, поступившего в бюджет. По сравнению с 2013 годом сумма возврата выросла почти в 1,5 раза. За три месяца текущего года возвраты по НДФЛ выросли в 1,8 раза к уровню аналогичного периода 2014 года. По оценке, в результате принятия проекта закона сумма сокращения потерь консолидированного бюджета области может составить до 300 млн рублей.
– Насколько целесообразно, на ваш взгляд, в период общероссийского экономического кризиса, изменять положение налогоплательщиков в сторону его ухудшения?
– Хочу обратить внимание, что налоговая новация коснется лишь физических лиц, которые будут реализовать имущество, находившееся в их собственности менее минимального предельного срока владения, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, а также лиц, не располагающих документами, подтверждающими расходы, связанные с приобретением этого имущества. Т.е. данная новация ориентирована, в первую очередь, на лиц, осуществляющих деятельность по купле-продаже имущества с целью получения дохода. Но и для этих категорий граждан повышение налогового бремени будет не критично. В суммовом выражении это 26 тысяч рублей с объекта недвижимости и 6,5 тысячи рублей при продаже иного имущества.
Полагаю, что проект закона, в некоторой степени, должен стимулировать легализацию имущественных сделок. Поскольку применение заниженной цены по сделке не будет выгодно покупателю:
– во-первых, покупатель сохраняет право получения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением объекта недвижимости, в размере, отраженном в документах и не превышающем 2 млн руб.;
– во-вторых, в случае последующей реализации имущества, приобретенного с указанием заниженной цены, до истечения минимального срока его владения продавец сможет документально подтвердить расходы, связанные с покупкой лишь в сумме, зафиксированной в договоре купли-продажи. Если сделка совершалась с занижением цены, то необлагаемая сумма будет меньше реальной цены приобретения.
Говорить о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство в сегодняшний сложный период не совсем корректно. Закон в случае его принятия вступит в силу с 1 января 2016 года, т.е. будет действовать в отношении сделок, которые будут совершены после этой даты, а срок уплаты налога вообще будет приходиться на 2017 год.
Ситуация в экономике меняется совершенно другими темпами. Не далее как в четверг (23.04.2015) на заседании правительства глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сказал "Мы ожидаем, что рецессия продлится три квартала, и в конце года начнется оживление экономическое, которое перерастет с 2016 года в такой компенсационный спрос. По разным параметрам сценарных расчетов – по одним в 2017 году, по другим в 2018 году – мы выйдем на докризисный уровень".
– Известно ли вам, воспользовались ли другие регионы правом изменять размеры налоговых вычетов с учетом региональных особенностей?
– Налоговым кодексом Российской Федерации установлен верхний предел предоставляемых налоговых вычетов, и делегировано право регионам его уменьшать с учетом своих региональных особенностей.
Мы анализировали документы, размещенные в правовых базах. Данное право, предоставленное федеральным законодательством, еще не реализовано ни одним из субъектов Российской Федерации.
Устанавливая, иной размер имущественного вычета мы исходили из следующего. Основной причиной возврата НДФЛ являются сделки по купле –продаже недвижимости, среди которых наибольшая доля принадлежит жилью. Саратовская область на протяжении ряда лет удерживает лидирующие позиции среди регионов ПФО по самой низкой стоимости жилья на вторичном рынке. Приведу несколько цифр. По итогам 1 квартала 2015 года стоимость жилья на вторичном рынке в области составляет 41 830,05 руб. за 1 м2. Это наименьшее значение в ПФО, а максимальная стоимость жилья – 66 797,19 руб. зафиксирована в Нижегородской области. Т.е. только в ПФО разница в стоимости жилья составляет 1,6 раза, а по Российской Федерации разброс еще больше. Считаем, что приведенные данные служат достаточным основанием того, что предельный размер налоговых вычетов в Саратовской области не может быть сопоставим с размером вычетов, применяемых, например, в Москве.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте