Олег Грищенко выступил с заявлением о концессии "Саратовводоканала"

5431

13 апреля 2016, 12:52

Глава Саратова Олег Грищенко высказал свое мнение по поводу готовящегося администрацией конкурса по передаче МУПП "Саратовводоканал" в концессию.

"Необходимость решения проблем "Саратовводоканала" назрела давно, и сегодня техническое состояние объектов водоснабжения и водоотведения находится на уровне, близком к критическому. Высокая степень износа зданий и оборудования водопроводных комплексов, водопроводных сетей, насосного и электросилового оборудования насосных станций требуют серьезных финансовых вложений.

Передача имущества Водоканала в концессию – это один из возможных вариантов решения проблемы, который является не лучшим, но вынужденным, в связи с ограниченными бюджетными возможностями города и области, и поэтому требует тщательной проработки, детального анализа и регламентирования, установления высокой степени гарантий соблюдения муниципальных интересов. Нельзя в спешке "подмахнуть" непроработанные документы и отдать в пользование на 29 лет имущество стратегического предприятия, рассчитывая только на "авось пронесет" и город не "кинут". Саратову нужны гарантии. Конкурсная документация должна быть проработана так, чтобы обеспечить максимальную отдачу муниципалитету и не оставить лазеек для недобросовестных контрагентов.

Есть ряд ключевых моментов, которые, на мой взгляд, должны быть учтены при заключении концессионного соглашения:

- должно быть гарантировано бесперебойное водоснабжение жителей города при ограничении роста тарифов на водоснабжение и водоотведение;

- необходимо  предусмотреть поэтапную комплексную модернизацию  водопроводного комплекса с установлением финансовой ответственности за неисполнение обязательств;

- должен быть решен вопрос погашения кредиторской задолженности МУПП "Саратовводоканал",  составляющей  на текущий момент более 1 млрд. руб. Высокопоставленные лица администрации Саратова сегодня заявляют, что проблема практически решена - с основными кредиторами МУПП "Саратовводоканал" достигнуты соглашения о реструктуризации кредиторской задолженности предприятия. Но в данном случае речь идет о реструктуризации в виде отсрочки платежа, а не в виде списания долга. Возникает вопрос: за счет каких источников финансирования МУПП будет гасить имеющуюся задолженность? А дальше начинается, я бы сказал, "невероятная история" о том, что коммерческая организация, которая безвозмездно возьмет имущество "Водоканала" в концессию, возьмет и сам МУПП на подряд по обслуживанию сетей водоснабжения и водоотведения, и за счет доходов по договорам подряда МУПП якобы и будет выплачивать долги – 1 млрд. руб. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. А реальность заключается в том, что, если сегодня не будет решен вопрос погашения кредиторской задолженности МУПП "Саратовводоканал", то вероятность взыскания этой суммы с бюджета города будет более чем высока после принятия решения о передаче имущества "Водоканала" в концессию.

- нужно минимизировать иные риски возникновения убытков, подлежащих возмещению из муниципального бюджета. В противном  случае, передача имущественного комплекса централизованной системы водоснабжения почти миллионного города при концессионной плате в размере 0 рублей – шаг непродуманный,  если не сказать больше.

Целью любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, и инвестор, который выиграет конкурс и возьмет имущество "Водоканала" в концессию, не исключение.  Концессионеры придут к нам не с благотворительной миссией, а зарабатывать деньги на имуществе "Водоканала". Это нормально для бизнеса, но муниципалитет, как партнер в данной сделке, должен обеспечить свои интересы и, как минимум, понимать на чём собирается зарабатывать другая сторона. В противном случае это будет похоже на аферу.

На сегодняшний день предприятие работает с убытком, который в предыдущие годы частично погашался из бюджета города. Основными  причинами убытков являются потери воды  (это более 50 %) и  высокий объем дебиторской задолженности, связанный с неплатежами. По поводу проблем с неплатежами управляющих компаний, собирающих средства населения и присваивающих их, не перечисляя поставщикам ресурсов, проблема поднималась не раз. К сожалению, даже возбуждение уголовных дел в отношении руководителей таких управляющих компаний не приводит к погашению задолженности перед поставщиками, и долги переходят в разряд безнадежных ко взысканию.  Изменений данной тенденции, к большому сожалению, пока не просматривается. 

В связи с этим вопрос минимизации убытков, вызванных потерями на сетях, является, на мой взгляд, одним из основных для стабилизации и оптимизации работы системы водоснабжения города.  В  противном случае, иного существенного финансового источника, кроме  роста тарифа на воду или платы за подключение, просто не будет.  При этом рост тарифа больно ударит по карману населения, которому и так нелегко переносить экономический кризис. А рост платы за подключение может серьезно подкосить саратовскую строительную отрасль, и также "вернуться" к жителям города в виде возросшей цены на квадратные метры жилья.

Согласно изданному администрацией постановлению, предполагаемый объем инвестиций составляет с 2016 по 2018 гг. не менее 6 млрд. руб., с 2019 по 2045 гг. – не менее 30 млрд. руб. Эти средства должны быть направлены на  реконструкцию  системы водоснабжения, проектирование и создание новых объектов, закупку техники. Если же обратить внимание на предлагаемые критерии и параметры критериев конкурса, то становится очевидным, что при достаточно крупных вложениях не ставится задачи существенного снижения уровня потерь воды в системе водоснабжения при транспортировке.  Если на 2016 год потери составляют 54%, то к моменту окончания срока договора концессии предполагается сократить уровень потерь до 40,4%, т.е. менее чем на 14 процентных пунктов.

Примерно такая же картина просматривается и по другим устанавливаемым параметрам, в частности, по показателям качества питьевой воды, надежности и бесперебойности холодного водоснабжения и т.д. При таких обстоятельствах, совершенно не очевидно, что концессионер  сможет  получить   не только запланированную прибыль, но и просто возместить понесенные расходы. И тут можно было бы не думать о коммерческих рисках потенциального инвестора, если бы не нормы законодательства, позволяющие  компенсировать понесенные убытки  за счет муниципального бюджета.

Именно поэтому решение  о судьбе муниципального предприятия должно быть взвешенным, выверенным и тщательно проработанным. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность и конкурентность при проведении конкурса. Если муниципальное имущество все же будет передано в частные руки, то необходимо получить  от этого максимальный эффект для города", - сказал Грищенко.

Комментарий подготовлен пресс-службой городской думы.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.27 1 2 3 4 5

Главные новости