Гендиректор "Волги" ответил на обвинения сына архитектора Юрия Менякина
31 августа 2017, 09:35
Руководитель издательского дома "Волга" Антон Графченко ответил на претензии Ивана Менякина, сына известного саратовского архитектора Юрия Менякина.
Конфликт между издателем и правообладателем наследия зодчего продолжается около года.
Господин Менякин добился возбуждения уголовного дела о подделке документов, считая, что "Волга" незаконно присвоила себе работы мастера для выпуска иллюстрированного альбома. Сын архитектора неоднократно выступал с заявлениями и обращениями в адрес руководителей надзорных и правоохранительных структур. Антон Графченко воздерживался от комментариев.
Сегодня, 31 августа, гендиректор "Волги" выступил с ответным словом. Редакция публикует текст с незначительными сокращениями.
"На протяжении последнего года, в ряде средств массовой информации, в том числе на портале уважаемого в Саратовской области информационного агентства "Взгляд-инфо", периодически появляются публикации и видеообращения Ивана Менякина к руководителям силовых структур нашей области с просьбой привлечь меня - Антона Графченко, руководителя издательского дома "Волга", к уголовной ответственности за мошенничество в сфере авторского права.
Обвинения Ивана Менякина в совершении мною преступления достаточно серьезны. И правоохранительными органами даже возбуждались уголовные дела, которые, как мне известно, были прекращены по результатам совершенных следственных действий.
Однако, настойчивость, с которой Иван Менякин желает привлечь меня к судебным разбирательствам, стала поводом для моего обращения к общественности. Давайте вместе разберемся в этом конфликте и постараемся понять, что же такое произошло, что вызвало такое негодование в мой адрес со стороны Ивана Менякина.
Для начала, я хотел бы пояснить тем, кто не посвящен в детали происходящего, кто такой Иван Менякин, кто я – Антон Графченко и что нас связывает друг с другом.
Иван Менякин, сын почетного гражданина города Саратова, главного архитектора города в 1962-1987 годах, автора известного каждому жителю Саратовской области, монумента "Журавли", Юрия Ивановича Менякина, ушедшего из жизни 16 февраля 2002 года.
О жизни и творчестве Юрия Ивановича Менякина написано много и нет смысла сейчас на этом останавливаться. Ясно одно, что это был безусловно талантливый человек, участник Великой Отечественной войны, патриот и гражданин. Почти все архитектурные и градостроительные проекты Саратова с 1962 года связаны с этим именем.
Жизнь и творчество Юрия Ивановича Менякина на посту главного архитектора города Саратова по праву является нашим культурным наследием, заслуживает памяти.
Но Юрий Иванович Менякин не только в этом был талантлив. И о том, какой это был человек дома, в семье, чем жил, чем увлекался, откуда черпал свою энергию создателя, знают только его семья и близкие друзья. Хотя сам Юрий Иванович Менякин еще при жизни хотел передать свои знания молодежи и вызвать ее интерес не только к профессии архитектора, но и к всестороннему развитию. И его сын Иван Менякин проводит определенную работу в этом направлении.
Как рассказывает Иван Менякин в своей публикации от 24 сентября 2015 года : "…по словам его отца, писать для него акварелью было подвигом. Он любил писать картины, но чаще всего выбрасывал свои произведения. Родственникам удалось сохранить для книги, многие рисунки архитектора".
Так вот, идея создать книгу о мастере, в которую бы вошли неизвестные работы, рисунки и зарисовки талантливого архитектора Юрия Менякина, и объединила в 2013 году усилия Ивана Менякина, Ольги Александровны - вдовы художника и возможности издательского дома "Волга", которое я, Антон Графченко, представляю.
Наш издательский дом "Волга" занимается выпуском печатных проектов с 2005 года. Основным направлением нашей деятельности является литература, посвященная краеведению Саратовской области....
С изданием альбома по неизвестным страницам творчества Менякина ситуация была сложной с самого начала, так как у семьи средств на реализацию проекта не было. Но у нас у всех была одна идея – создать к 90-летию со дня рождения почетного гражданина Саратова Юрия Менякина художественное издание, чтобы обнародовать редкие фотографии, на которых изображен неизвестный нам Юрий Иванович, его рисунки и зарисовки, чтобы это художественное издание имело свободное использование в информационных, учебных и культурных целях. Издание посвящалось в большей степени живописному и графическому творчеству главного архитектора Саратова Юрия Менякина.
Для этого я собрал авторскую группу, а сам стал во главе этого проекта. Вдова архитектора Ольга Александровна Менякина с удовольствием предоставила нам материал для наполнения художественного издания (книги) – это фотографии из личного альбома семьи, на которых изображен Юрий Менякин, его рисунки и зарисовки, который мы бережно обработали и вернули ей обратно.
Издательство привлекло множество людей: искусствоведов, художников, верстальщиков, фотографов, авторов, которые с энтузиазмом трудились над этим проектом почти два года.
И при финансовой поддержке ряда спонсоров и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", мы выполнили просьбу вдовы Менякиной О.А. и воплотили этот проект в книгу – художественное издание "Менякин Юрий Иванович" к назначенному сроку юбилейной даты. Книга всем очень понравилась, семья Менякиных была довольна.
Презентация книги состоялась в сентябре 2015 года в Саратовской научной библиотеке, о чем у семьи Менякиных остались только самые благоприятные впечатления. Знаки благодарности о труде коллектива авторов художественного издания были выражены в ряде публикаций "Взгляда" от 16 и 24 сентября 2015 года.
Спустя некоторое время у одного из членов семьи Менякиных, у Ивана Менякина, появились претензии к нашему издательству. Все его претензии сводились только к одному - что издательство нарушило наследственные авторские права семьи Менякиных на публикацию художественных работ наследодателя Юрия Менякина, которые были переданы издательству для создания книги. Иван Менякин требует передать ему макет книги и возместить убытки.
Мы были в замешательстве. Ведь целью наших совместных усилий был не коммерческий проект, а проект о создании памятной книги разовым и ограниченным тиражом, и он не предусматривал периодического выпуска книги. Да и о какой прибыли тут можно говорить, если эта книга в принципе не рассчитана на хоть сколь-нибудь значимую продаваемость.
И если вопрос переиздания обсуждался бы, то, естественно, с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Но пока таких пожеланий от семьи Менякиных в наш адрес не поступало.
Тираж книги был оговорен с семьей Менякиных и он ограничивался только финансовыми возможностями спонсоров, которых смогло найти наше издательство. Сам же Иван Менякин не договаривался со спонсорами проекта ни о чем. Договоренностей о том, что весь тираж или какая-то определенная его часть должна быть передана ему ни с нами, ни со спонсорами у него не имеется.
Мы передали семье Менякиных разумную часть тиража книги, небольшую часть оставили себе, поскольку мы являемся соавторами этого издания, а остальную часть передали спонсорам. Дальнейшая судьба этого тиража мне не известна.
Я думаю, что если бы Ивана Менякина интересовала бы сама книга, то он бы мог обратиться к спонсорам или к нам. Мы бы ему помогли получить от спонсоров интересующее его количество книг. Но Иван Менякин этого не просит. Он повсеместно заявлет, что хочет подсчитать ущерб. Если он считает, что мы где-то нарушили его права, то защита права может осуществляться цивилизованным порядком в суде, поскольку между нами сложились гражданско-правовые отношения.
Но Иван Менякин тогда выбрал другой путь. Путь давления на меня как на руководителя организации через правоохранительные органы и органы власти. И очень прискорбно, что имя знаменитого архитектора используется Иваном Менякиным как рычаг давления. В своем издании мы ничем не опорочили ни имя архитектора, ни членов его семьи. Напротив, как нам кажется, создали достойную памятную книгу.
Мы почти два года молча наблюдали за выпадами Ивана Менякина в средствах массовой информации. Считаем, что его периодические публикации и видеообращения к силовым структурам в СМИ ни что иное, как запугивание. Иван Менякин рассчитывает на исключительное к нему отношение со стороны лиц, к которым он обращается, поскольку он является сыном уважаемого человека в г.Саратове и как следствие ожидающего принятия этими лицами решительных санкционных мер по отношению ко мне. Я спрашиваю Ивана Менякина: откуда такая кровожадность?
Я родился в семье простых советских инженеров. Жили мы без особых привилегий. Учился в обычной школе, затем работал на заводе. Родители мои не стали знаменитыми. Но я ими горжусь потому, что именно на таких людях и стоит наше общество. Кто-то ведь должен у станка стоять и в поле пахать.
Я люблю своих родителей и люблю свою Родину, горжусь людьми, которые под пулями ее защищают, горжусь такими земляками, как Юрий Иванович Менякин, горжусь нашей молодежью, поэтому я и посвятил свою жизнь тому, чтобы говорить об этих людях, чтобы о них знали и помнили благодаря книгам.
Я спрашиваю себя, а в чем разница между мною и Иваном Менякиным? В том, что он сын известного человека, а я нет? А значит, к его проблемам должно быть исключительное внимание?
Иван Менякин говорит, что я у него отобрал наследное право. Это вообще не имеет смысла, так как это никто отобрать не может, никакими способами. Но наследие Юрия Менякина – это наследие в первую очередь общества.
Наследное право семьи Менякиных мною не нарушалось. Семья Менякиных имела намерение обнародовать неизвестные работы Юрия Менякина и за этим они пришли ко мне. Я издал книгу. Выпустил тиражом в свет. Семья Менякиных презентовала книгу общественности, т.е. обнародовала. Я не использовал опубликованные копии работ автора Юрия Менякина под своим именем.
Письменный договор, на который ссылается Иван Менякин, что, по его мнению он сфальсифицированный и, как следствие, ничтожный, был только об издании книги, предусматривал передачу авторских прав на использование предоставленных материалов – работ Юрия Менякина не только в издании книги, но их публикации, без чего невозможно было бы реализовать этот проект.
О лишении кого бы то ни было наследных авторских прав, в договоре речи не шло.
Тем не менее, согласно п.1 ст.1269 Гражданского кодекса РФ, автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв).
Однако семья Менякиных этим правом до обнародования не воспользовалась, более того, приняла исполнение книги и сама его обнародовала на публичной презентации в областной научной библиотеке.
Спрашиваю себя, так чем же мое издательство нарушило права Ивана Менякина? И какой у меня был умысел нарушать эти права? И какую от этого корысть я получил?
Тираж я давно отозвал. Книги пылятся на складах у спонсоров, не нужные ни Ивану Менякину, ни его семье. Наш творческий коллектив проделал огромную работу по созданию художественного издания, а спонсоры издательства потратили деньги на его тиражирование. Семья Менякиных не произвела никаких финансовых затрат.
И сейчас Иван Менякин обвиняет меня в мошенничестве. Просит должностное лицо в содействии в возбуждении уголовных дел, чтобы иметь возможность влиять на ход расследования и контролировать его. Указывает в своем видеообращении, что он имеет возможность знакомиться с материалами проверки уголовного дела. Что часть совершенных следователем следственных действий незаконна, и у него возникло подозрение, что материал допроса Менякиной О.А. подделан, так как ранее текст его был другой и есть подписи, вызывающие сомнение.
Все это кажется мне странным в поведении Ивана Менякина, нездоровым.
Но наше издательство на него не в обиде. Нам, конечно, мешает в своей творческой работе деятельность Ивана Менякина, направленная на то, чтобы "утопить" наше издательство. Тем не менее, в данной ситуации можно перефразировать известную русскую пословицу и сказать - нет добра без худа. Мы благодарны ему за то, что он сделал нашему издательству бесплатную рекламу в средствах массовой информации. Благодаря ему о нас узнали больше, потянулись заказчики.
Ну а мы, в свою очередь, желаем Ивану Менякину здоровья, успехов в жизни, быть поскромнее и не притягивать добрую память о своем отце в свои какие-либо и с кем-либо конфликты, не быть таким злым на окружающий его мир и направить свою энергию на что-то более созидательное", - говорится в тексте письма.
Позиция Ивана Менякина изложена ЗДЕСЬ.
ИА "Взгляд-инфо" готово предоставить площадку участникам конфликта для открытого обсуждения и поиска компромисса. Диалог может состояться в студии.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте