Двадцать лет спустя. Дефолт 1998 года глазами саратовских бизнесменов и чиновников
18 августа 2018, 08:41
Саратовские предприниматели, начало бизнеса которых пришлось на 90-е и которые пережили дефолт 17 августа 1998 года, сегодня убеждены в том, что имеют необходимые знания и опыт для менее чувствительного преодоления разного рода "черных понедельников". Об этом они рассказали корреспонденту ИА "Взгляд-инфо".
В частности, владелец сети кофеен "Кофе и шоколад" и магазинов одежды категории люкс, член Общественной палаты Саратовской области Андрей Табояков полагает, что дефолт конца 90-х дал ему неоценимый опыт, научил никогда не терять приоритеты собственного бизнеса.
"В то время у нас уже был магазин " Nicole Boutique", шли ремонтные работы к открытию ресторана "Camelot".
17 августа 1998 года я находился в Париже. Первый раз в жизни был во Франции, на заказе дорогостоящей одежды. А в то время еще не так все хорошо было со связью, как сейчас. Это сейчас все бегом, а тогда посложнее. Сказали мне, что что-то у нас в России происходит. Но у меня голова была другим забита – мне нужно было заказать хорошую одежду, чтобы у нас все было красиво и хорошо.
А на следующий день у меня в магазине начались какие-то неимоверные продажи. Я понял, что происходит что-то не то. Звоню, а мне отвечают, что у нас все скупают – всю дорогую одежду. Понял я, что точно что-то не то. Сказал пока притормозить все наши продажи.
Честно говоря, я не был готов, что все так резко обвалится. Подготовка какая-то была. Но когда занимаешься бизнесом за всем следишь, а иногда теряешь какие-то приоритеты – в тот момент, значит, я потерял приоритеты.
Дефолта, я думаю, тогда было нельзя избежать. Сильно мы просели тогда, тяжело было выкручиваться. Открытие ресторана "Camelot" пришлось отложить до декабря. Но самое бесценное, что мы все тогда получили – опыт. В любом случае, надо жить дальше и смотреть на жизнь позитивно", - рассказал господин Табояков.
Коллега Андрея Табоякова по Общественной палате, предприниматель Михаил Волков смотрит на экономику не с таким оптимизмом. Он убежден в том, что дефолты подчиняются циклам Жюгляра и нынешний 2018 еще может принести массу неприятных сюрпризов.
"Для меня это был очень тяжелый период. Я достаточно недавно начал тогда заниматься бизнесом. Все помнят, курс доллара сначала был 6.3, потом он стал 6.8, а потом стал 8. На волне этих 8 многие мои друзья и я в том числе продали валюту, думая, что такой рост – огромный. Все успокоились, я уехал в командировку в дальние края, и в этот момент доллар стал стоить 18, а потом стремительно пошел к 20. Это было первое поражение – когда все свободные средства превратились в черепки.
Второе дело – мы в то время строили разнообразные объекты и для того, чтобы хоть как-то убрать кассовый разрыв – когда ты покупаешь товар из расчета 18 рублей за доллар, а продаешь, по распоряжению правительства, из расчета 6 рублей за доллар, очевидно, что работаешь в убыток. А предприятие закрыть не давали – всем велели работать. И возникает гигантский кассовый разрыв, а товар надо, тем не менее, покупать. Мы строили объекты и продавали их за треть стоимости. Огромное число предпринимателей разорились, многие потом никогда уже не поднялись на ноги. Для многих это была гигантская встряска.
Корпорации тогда только вставали на ноги, частный бизнес был очень мелкий. При той зависимости от стоимости нефти, избежать кризиса было невозможно, государство перестало выполнять свои обязательства. Плюсом было только то, что кризис 98-го года был очень резкий, и скоро началось восстановление. Некоторые уже через два года выправились. 1998, 2008 – кризисы, это циклы Жюгляра. Многие с большой грустью ждут того, что может произойти в нынешнем – 2018 году", - рассказал Михаил Волков.
В 1998 году нынешний руководитель ПАО "Саратовэнерго" Алексей Щербаков занимал должность замминистра экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей Саратовской области. Он полагает, что сегодня Россия готова к любой экономической агрессии и причиной тому, во многом, стало именно знание, полученное в далеком 1998 году.
"Запомнилось мне, конечно, некая растерянность, которая была на всех уровнях власти. Могу сказать, что Саратовская область пережила тогда дефолт этот просто потому, что у нас в области высокая дифференциация производств, высокий экспортный потенциал.
Могла или не могла тогда власть предотвратить кризис… История не имеет сослагательного наклонения. Но был и положительный опыт этого дефолта – получение бесценного опыта. Следующие дефолты – это 2008, 2014-2015 годы - не состоялись, думаю, и дефолт нынешний не состоится.
Я помню колоссальный удар по бюджету. У нас до дефолта были годы, когда доходы бюджета чуть не в полтора раза росли. И, кстати, таких масштабов роста с тех пор уже не было.
Сейчас люди уже готовы к дефолтам, понимают их механизмы. Знания о том, что делать для недопущения дефолта есть в головах и чиновников, и предпринимателей. Америка своими санкциями нацелена на то, чтобы у нас все грохнулось, но, думаю, не грохнется – переживем. Думаю, на этот раз у них не получится", - заявил господин Щербаков.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте