Парадоксы "Долга любви". Путь христианина в новой книге игумена Нектария

2328

17 апреля 2019, 08:05

Как оставаться христианином всегда, во всей нашей современной суете с ее многозадачностью, от которой нельзя избавиться? Как преуспеть в христианской жизни так, чтобы любовь из долга превратилась в состояние? И что такое любовь, к которой мы призваны?

Ответам на эти и другие не менее важные вопросы духовной жизни практикующего христианина посвящена новая книга игумена Нектария (Морозова) "Долг любви".

"Эта книга – сборник приходских бесед. Каждый священник составляет себе представление, о чем ему говорить с людьми, на основании того, что они сами говорят ему – на исповеди, или проговаривая свои какие-либо недоумения, или задавая вопросы.

У книги "Долг любви" ответственный подзаголовок – "Как быть христианином всегда".

Сегодня стать христианином достаточно сложно. Несложно принять Крещение, несложно стать прихожанином того или иного храма, несложно совершать молитвенное правило, несложно участвовать в церковных таинствах... Но очень сложно стать христианином.

Христа очень многое заслоняет от современника. Это и соединение христианства с какими-то идеями политическими, национальными, общественными и пр. Все это чрезвычайно часто сбивает с толку, и человек забывает о Первоисточнике.

Если бы я был уверен, что "быть христианином всегда" – это просто, я бы и не стал об этом говорить. Но я по себе знаю, что это за борьба, и как часто мы в ней одерживаем не победы, а терпим поражения... Хотя уверен, что никакое поражение в нашей жизни, пока наша жизнь еще длится, не есть поражение, оно должно для нас стать путем к победе…", - рассказал нашему агентству игумен Нектарий в преддверии грядущей презентации книги в Саратове.  

Расшифровывая заголовок нового произведения, он добавил:

"Нам кажется, что любовь – это чувство. Мы любим наших ближних и помогаем им тогда, когда нам этого хочется. Но любовь – это состояние, к которому христианин постепенно восходит. Любовь – это долг, который мы, христиане, призваны исполнить и тогда, когда нам не хочется.

В то же время в этом соотношении есть и парадокс: пока любовь является долгом, она не является состоянием. Но именно от исполнения этого евангельского долга любовь постепенно в душе каждого христианина и расцветает в меру состояния.

Когда любовь становится содержанием сердца человека, то ничем, кроме любви, он на происходящее в жизни уже ответить не может. Любовь не отменяет необходимости в какой-то конкретной ситуации и противостоять человеку, и ограничивать его свободу совершать зло, но это не должно приводить к тому, что мы этого человека обесцениваем.

Невозможна любовь к кому-то – к Богу и близким людям – и равнодушие ко всем остальным.

В мире существует только одна норма общения между людьми – это уважение и любовь. Все раздоры – это некая единая цепь. И очень важно, чтобы мы, протягивая руку человеку, с которым могли бы впасть во вражду, каждый раз полагали начало другой цепи – связующей любовью.

Суть заключается в том, что чаще всего представления людей о любви превратны. Я не знаю никого, кто бы дал бы любви настолько удивительное, настолько емкое определение, как апостол Павел: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13, 4–8).

Как человек приходит к такому состоянию любви? Говорить об этом достаточно сложно. Это внутренняя жизнь сердца. Как собака ищет след, потом его теряет, снова возвращается, – так и ты пытаешься пройти по этому узкому пути (ср. Мф. 7, 14) вслед за Христом…"

"Есть такое расхожее мнение, что верующие люди живут в каком-то своем, особом мире и борются с какими-то своими, особыми грехами и страстями, которые для обычного, "не сильно верующего" человека и не грехи, и не страсти вовсе. Но на самом деле прежде чем стать хорошим христианином, нужно приложить усилия к тому, чтобы стать просто хорошим человеком — и отец Нектарий часто говорит об этом и в статьях, и в проповедях. И в этом смысле книга может быть интересна не только церковным людям, но и всем, кто хотел бы освободиться от того, что мешает человеку жить настоящей жизнью — от равнодушия, лени, привычки откладывать что-то важное и нужное "на потом", от страха перед трудностями. Эта настоящая жизнь помогает человеку найти самого себя и приблизиться к Тому, Кто его создал", - добавила один из редакторов-составителей книги Елена Сапаева.

"Долг любви" - один из многих трудов настоятеля Петропавловского храма Саратова игумена Нектария (Морозова), выпущенных им в разные годы пастырской и издательской деятельности. Среди прочих произведений - "На пути к Богу", "Недостоин тот, кто считает себя достойным", "Что мешает нам быть с Богом", "С надеждой на встречу", "О Церкви без предубеждения", "Труд пробуждения", "Путь к свободе" и другие.

Напоминаем, что презентация новой книги "Долг любви" состоится в четверг, 18 апреля, в 19.00, в доме № 81 по улице Вольская (магазин "Читай-город"). Вход свободный.

Предлагаем читателям для ознакомления отрывок из книги (он посвящен равнодушию – по мысли автора, одному из главных препятствий человека на пути к Богу):

"Отчего внутри нас рождается равнодушие? Думаю, что можно назвать две главные причины. Это усталость физическая или эмоциональная, либо это зацикленность на себе. В тяжелых случаях, конечно, бывает и не разобрать уже: человек и от своих проблем отвлечься ни на минуту не может, себя безмерно жалеет, с собой носится, и в то же время его это хождение по замкнутому кругу, закрывшее его сердце для других людей, уже довело и до эмоциональных нарушений, и до физического недомогания.

А чтобы до этого не дошло, очень важно бывает поймать тот момент, когда мы вдруг безразлично отнеслись к чему-то, и сразу задать себе вопрос: "Что со мной происходит?". Возможно, мы обнаружим, что переутомлены и что лучше сейчас выкроить какое-то время для отдыха, чем бороться потом с симптомами хронической усталости. Возможно, у нас что-то болит, но мы на эту боль пытаемся не обращать внимания — а нужно обратить. А может быть, мы сделали первый шаг в сторону какого-то нехорошего духовного состояния, и нам нужно срочно собой заняться, чтобы в него не сползти окончательно.

Но всё это только в том случае, если мы обычно бываем неравнодушными. А бывает иначе: человек просто выдает себе некое внутреннее разрешение не обращать внимания на других людей, не откликаться на то, что происходит вокруг. И в наше время это часто звучит так: "Я просто очень много работаю…". Можно сказать, что в абсолютном большинстве случаев, если с таким человеком начать разбираться в его жизни, выясняется, что он от работы находится в нездоровой зависимости, она является для него способом ухода от проблем.

Еще одно высказывание, специфичное для церковных людей: "Я не равнодушный — я просто стремлюсь к бесстрастию". Хорошо, но мы сейчас это проверим. Ты сохраняешь бесстрастие, когда дело касается чужих бед, чужой жизни,— а когда дело коснется тебя самого, ты останешься столь же бесстрастным? Если нет, то это и не бесстрастие вовсе. Впрочем, и если да — то во многих случаях это тоже не бесстрастие, а уныние, дошедшее до того, что человеку безразлично происходящее не только с другими людьми, но и непосредственно с ним.

А бывает еще, что человек говорит: "Да я хотел помочь…", но никому ничего хорошего почему-то сделать не может. А причина здесь опять-таки в том, что в глубине души человек равнодушен и не желает себе в этом признаться. Безразличие усыпляет душу, и человек видимым образом вроде бы бодрствует, что-то активно делает, но на самом деле он спит. Он будто бы живет в избушке в глухом лесу. И пока его какие-то внешние раздражители, побуждающие проявить участие, из этого сна более-менее выведут, пока он раскачается, чтобы выйти из этого леса, уже приходят на помощь другие либо помощь становится не нужна. И на это сверху накручивается: "я с детства такой невнимательный…", "я трудно вхожу в контакт с людьми…". И можно, конечно, этому посочувствовать, но есть один интересный нюанс: если того же самого человека поместить в ситуацию, когда над ним нависнет угроза реальных, серьезных неприятностей, он тут же станет внимательным, памятливым, понятливым и общительным. И куда только всё "врожденное" денется…

Или другой способ проверки, попроще: если у нас валится из рук практически всё, но при этом очень хорошо получается нечто, что нам нравится,— значит, дело опять-таки не в "криворукости", не в рассеянности, не в отсутствии дарований. А дело просто в том, что мы настолько возвеличили свой интерес и настолько позволили всему остальному протекать для нас в фоновом режиме, что образовался этот чудной диссонанс.

Что же может помочь нам в борьбе с равнодушием?

Прежде всего - осознание и доведение до глубины своего сердца того, что, оставаясь безразличными, мы в принципе не можем исполнить Евангелие. Невозможна любовь к кому-то — к Богу и близким людям — и равнодушие ко всем остальным. Сердечная внимательность, если она есть в человеке, проявляется во всем. Когда свеча в храме наклоняется и падает с подсвечника, то и это очень характерно проявляет стоящих поблизости от него людей: кто-то успевает метнуться и эту свечку поймать, кто-то с запозданием, но делает какое-то движение, а кто-то задумчивым немигающим взглядом на всё это смотрит. И это на самом деле не мелочь — это говорит о том, воспринимает ли человек происходящее вокруг как нечто касающееся лично его или же он воспринимает себя отдельно, а храм и происходящее в нем — как что-то изолированное, само по себе существующее. И в этом случае есть большая опасность самого себя "изолировать" и от Бога, оказаться чуждым Ему — ведь Господь живет единой жизнью со всем, что Он сотворил, а точнее, всё это живет и пребывает в Нем…"

Биография

Игумен Нектарий (Морозов) -  настоятель Петропавловского храма города Саратова. Известный церковный публицист, автор книг "На пути к Богу", "Господи, как нам идти за Тобой?", "О хлебе насущном наших сердец", "Беседы о воцерковлении", "Недостоин тот, кто считает себя достойным", "Христианство - это образ действий", "О Церкви без предубеждения", "С надеждой на Встречу", "Что мешает нам быть с Богом", "Труд пробуждения", "Путь к свободе", "Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе", "Таинство Исповеди. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога", "Долг любви. Как быть христианином всегда".

В миру Морозов Родион Сергеевич, родился 1 июня 1972 года в городе Москве.

В 1997 года поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2001 году.

1 апреля 1999 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Нектария, митрополита Пентапольского.

19 августа 1999 года рукоположен во иеродиакона ректором МДАиС епископом Верейским Евгением (Решетниковым).

18 марта 2000 года рукоположен во иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером).

4 августа 2006 года возведён в сан игумена в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины города Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином (Корчагиным).

До 9 августа 2013 года служил настоятелем храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" города Саратова.

Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 2013 году.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.08 1 2 3 4 5

Главные новости