Россияне поминают погибших в крушении самолета "Саратовских авиалиний"

11365

11 февраля 2020, 07:59

Сегодня, 11 февраля, исполняется ровно два года со дня катастрофы Ан-148 авиакомпании "Саратовские авиалинии", унесшей жизни 71 человека – 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Этот день навсегда останется в памяти людей, чьи родные и знакомые находились в тот злополучный день на борту воздушного судна, и войдет в "черную книгу" отечественной и мировой авиации – прежде всего, как пример преступной халатности.

Ан-148, выполнявший регулярный рейс по маршруту Москва-Орск, упал в Раменском районе Подмосковья через шесть минут после взлета.

Согласно заявлению Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС, обломки фюзеляжа были разбросаны на площади 30 гектаров.

Как позже выяснила комиссия, основной причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа, которые могли стать следствием нещадной эксплуатации летного состава менеджментом авиакомпании.   

"Катастрофа самолета Ан-148-100В RA-61704 произошла из-за ошибочных действий экипажа на этапе набора высоты в инструментальных метеоусловиях при недостоверных показаниях приборной скорости, вызванных обледенением (закупоркой льдом) всех трех ППД, что привело к потере контроля над параметрами полета самолета, переводу его на пикирование и столкновению с землей", - говорится в отчете.

В ходе проверки авиакомпании Росавиацией выяснилось, что планирование работы членов экипажа воздушных судов происходило без учета нормирования рабочего времени, времени отдыха летного состава и контроля утомляемости.

Были выявлены и другие нарушения: в частности, недостоверный учет рабочего времени и превышение максимальной продолжительности полетной смены экипажа в течение суток; допуск пилотов к полетам без прохождения повторного медосмотра.

Выводы МАК и регулятора впоследствии подтвердил Следственный комитет России под председательством Александра Бастрыкина.

"Согласно данным расшифровки бортовых самописцев, пилоты не включили обогрев датчиков  определения скорости (ППД), и в ходе набора высоты произошло их обледенение. Командир корабля получил неверные сведения о падении скорости и принял меры по разгону судна путем перевода его в пикирование. При этом в нарушение инструкции был превышен угол наклона судна, самолет потерял управляемость. Таким образом, подтвердилась основная версия крушения – неверные действия экипажа", - отмечалось на сайте СК.

А Генпрокуратура РФ официально заявила, что второй пилот, нанятый руководством "Саратовских авиалиний", не имел сертифицированного профессионального образования.

Глава федерального агентства Александр Нерадько указал акционерам ("Саратовскими авиалиниями" фактически владел Аркадий Евстафьев – сначала через офшоры в Белизе, а потом лично) на "беспрецедентное, безответственное отношение руководства авиакомпании к вопросам обеспечения безопасности полетов".

Регулятор дал перевозчику достаточно времени на устранение этих и других нарушений, однако "Саратовские авиалинии" этим шансом не воспользовались.

Более того, по какой-то странной халатности роковой Ан-148 оказался включенным в актуальную полетную программу вместе со всем погибшим экипажем.

"Росавиация ввела ограничение на эксплуатацию Ан-148, и, казалось бы, эта тяжелая катастрофа должны быть уроком для всех. Через некоторое время авиакомпания подает заявку в Росавиацию на возобновление полетов на Ан-148 - и в этой заявке мы видим данные о погибших членах экипажа и самолете, который разбился. Это свидетельствует о полной безответственности тех лиц, которые подписывали эту заявку", - отмечал тогда Нерадько.

Руководитель Росавиации поразился цинизму менеджмента компании: "Вы даже не представляете, какие объяснения дал гендиректор этому факту. Он сообщил, что сведения о членах погибшего экипажа были внесены, потому что не выписаны свидетельства о смерти, а данные о воздушном судне - в связи с тем, что Следственный комитет изъял документацию на самолет, и он не может быть списан. С этим генеральным директором встречаться не хочется больше".

31 мая 2018 года "Саратовские авиалинии" лишены сертификата эксплуатанта и прекратили существование как авиаперевозчик.   

Трагедия запомнилась и беспрецедентно долгой идентификацией останков жертв. Проститься с погибшими саратовцами - авиатехниками Андреем Ревякиным, Олегом Сергеевым и бортпроводницей Викторией Коваль родственники смогли лишь в середине ноября 2018 года – спустя девять месяцев после крушения.

Воспоминаниям о последней встрече с родными и трагическом дне катастрофы ИА "Взгляд-инфо" посвятило специальный репортаж.

Закрытие "Саратовских авиалиний" стоит признать закономерным и прогнозируемым финалом бизнеса, чья рентабельность была обеспечена дерзкой экономической стратегией. Компания Аркадия Евстафьева, расширявшая территорию присутствия в регионах России, так и не сумела стать примером успешного и ответственного регионального бренда. Стремление насыщать маршрутную сеть и увеличивать прибыль владельцы и топ-менеджеры подкрепили не столько обновлением воздушного парка и долгосрочной производственной программой, сколько нещадной эксплуатацией персонала и техники, что, по данным Росавиации, могло послужить предпосылкой катастрофы 11 февраля.

Аналитический разбор на тему особенностей производственной деятельности менеджмента и акционеров авиакомпании доступен ЗДЕСЬ.

Материал подготовила Елена Балаян

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.46 1 2 3 4 5

Главные новости