В новом градостроительном ЗСО найдены дополнительные барьеры для бизнеса
15 октября 2020, 13:55
Сегодня состоялось заседание рабочей группы комитета Саратовской облдумы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики.
Обсуждение было посвящено вопросам внесения изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования, предложенные областным правительством.
Согласно поступившим от регионального минстроя документам (проект постановления правительства), предлагается изменить предельную этажность строительства в сторону ее увеличения по четырем локациям - двум в Саратове (микрорайоны №№ 10 и 11 в Солнечном-2 и на Большой Затонской, 12), в Энгельсе (на улице Марины Расковой) и по всей территории поселков Дубки и Соколовый.
Соответствующие ходатайства поступали в правительство области от ГК "Кронверк", ООО "Приволжье Гранд", СК "Новый век" и администрации Саратовского района. С учетом недавних - майских - изменений в региональное градостроительное законодательство отступления от нормативов застройки должна согласовывать облдума, а утверждать - исполнительная власть региона, поэтому этот вопрос и вынесен на обсуждение заксобрания.
"Все, кто обратился, за исключением администрации Саратовского района, предложили проекты, которые мы, как положено, вынесли на Градсовет, который рекомендовал их рассмотреть в областной думе", - пояснила в начале мероприятия замминистра строительства и ЖКХ области - главный архитектор региона Марина Лобанова.
Выступивший вслед за ней депутат Сергей Курихин ("ЕР") задал вопрос по поводу целей нового механизма согласования отступления от нормативов.
Парламентарий обозначил вопрос, для чего нужен этот механизм - чтобы "убрать из процесса городскую администрацию" и лишить ее коррупционных соблазнов, "введя коллективную ответственность", или ради создания новых препятствий.
Что касается первого момента, то получается, что принятыми на себя полномочиями областные депутаты подменяют муниципальную власть, так как это их зона ответственности - не допускать или разрешать отклонения от градостроительных нормативов. Для этого у них есть нужная правовая база.
Если такая передача полномочий необходима, тогда претензии должны быть адресованы муниципалам, которые, получается, работают в данном направлении непрофессионально, констатировал Курихин, особо подчеркнув, что курирующий эту тематику замглавы горадминистрации Антон Корнеев работает в структурах мэрии "со времен Аксененко", что уже о многом говорит.
При новой схеме, принятой облдумой, "решения зависят от людей, которые не являются специалистами - от самопровозглашенных общественников, от кого угодно".
"Мы не инициаторы, мы участники этого процесса. Новые нормы прошли все согласования. Комментировать я не имею права", - попыталась уйти от обсуждения Лобанова, добавив, что по этим правилам "начали играть".
Возвращаясь в вопросу о новых препятствиях для работы строительного бизнеса, Курихин сослался на однозначный посыл президента страны Владимира Путина, который "дал четкие указания упростить процедуру выдачи разрешений на строительство, а мы делаем с точностью до наоборот".
По его словам, согласования, предусматривающие подготовку к комплексному освоению площадок, уже сейчас занимают порой от 5 до 10 лет.
"За это время меняется законодательство - и зачастую инвесторы срабатывают себе в убыток или даже превращаются в банкротов, а потом еще прокуратура приходит, чтобы отнять участки", - констатировал Курихин.
Он упомянул и о длительном отсутствии в городе практики земельных аукционов, а по тем участкам, по которым их проводили, потом возникали проблемы, в связи с чем привел в пример ситуацию вокруг площадки перед речным вокзалом в Саратове.
"Сейчас мы не можем привести примеры успешной реализации механизма - он еще пробуксовывает. Поэтому депутаты облдумы озабочены этой ситуацией, мы неоднократно поднимали эту тему - почему механизмы комплексного освоения территорий не работают в Саратове. Поэтому мы и выбрали площадку облдумы - и это не административный барьер, а привлечение органа, который ведает законодательством. Мы хотим сделать этот механизм рабочим, посмотреть, как мы должны построить свою работу, чтобы не повторять ситуации, когда жильцы, въехавшие в квартиры, потом пишут жалобы, что их оставили без школы и другой инфраструктуры", - продолжила дискуссию Лобанова.
"Все это регулируется муниципальными образованиями, есть Генплан и еще масса всего, чтобы ограничить или разрешить. А мы затаскиваем это на площадку, где решения принимают непрофессионалы. А вы рассуждаете вообще с позиций обывателя", - не согласился с чиновником депутат.
"У нас экспертное общество рассмотрело - это градсовет", - продолжила спорить главный архитектор.
Пытаясь подвести концептуальный итог дискуссии, Курихин сделал вывод о том, что в данном вопросе все представители власти делятся по принципу - выступают они в защиту предпринимателей или против них. Кроме того, он высказал предположение, что новая система служит для того, чтобы кто-то еще получил коррупционные блага, а также заявил, что "законодательный зуд непрофессионалов часто приводит к непоправимым последствиям".
Депутаты, упомянул парламентарий, фактически создают "дополнительные препоны, а не наоборот": "Мы тут для того, чтобы кому-то подрезать (бизнесу - прим. ред.) почечку?"
"Ввиду многочисленных обращений мы приняли закон, где четко ограничили этажность 10 этажами и прописали возможность отклонения по конкретным участкам в случае необходимости. И чтобы это сделать, должно быть изменение постановление правительства", - продолжил тему соавтор вызвавшего нарекания закона, депутат Леонид Писной ("ЕР").
Возможно, порядок изменится 1 января следующего года, когда муниципалитеты урегулируют собственные нормативные акты, допустил Писной.
"Этот закон называют "закон Писного", и правильно что у вас конфликт интересов", - уколол коллегу Курихин, спросив, каков был все-таки смысл в новом механизме - "убрать у администрации коррупционное искушение или создать новые коррупционные механизмы?".
"Ваша первая версия правильная", - отметил Писной.
По итогам представленных после дискуссии презентаций вопрос по двум из трех участков вынесли на заседание профильного парламентского комитета; исключение составил лишь проект по Большой Затонской, 12, который было решено еще раз обсудить на отдельной рабочей группе (в свете ситуации с обеспеченностью района застройки учреждениями соцсферы). Также на комитет вынесли и вопрос по увеличению этажности строительства на территории двух муниципалитетов Саратовского МР.
В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон, который упростил процедуру получения разрешений на строительство.
В частности, сроки выдачи разрешений на проведение работ сокращались с семи до пяти дней. Этим же документом изменялись и сроки выдачи градостроительного плана земельного участка - с 20 до 14 рабочих дней.
Также, согласно закону, подготовка проекта линейного объекта федерального, регионального или местного значения может осуществляться до утверждения планировки застраиваемой территории.
В этом случае застройщик должен будет иметь на руках решение о подготовке документации по планировке территории и чертежи границ зон размещения объекта.
Документ вступил в силу с 1 января 2020 года.
Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин отмечал, что новые стандарты "станут едиными для всей страны, независимо от региона и муниципалитета". По мнению федерального политика, это "упростит контроль за качеством услуг и ускорит сами процедуры".
На местном - уровне муниципалитета Саратова - поручения главы государства так и не были исполнены.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте