Тема выселения из аварийного жилья женщин и детей набирает в Саратове обороты. Вслед за Ириной Таракановой, которую саратовская мэрия выселяет из единственного жилья вместе с двумя детьми, в редакцию ИА "Взгляд-инфо" обратилась Татьяна Андреева (на фото).
Татьяна, как и Ирина, проживает на улице Азина в Заводском районе Саратова, только в доме № 41, вместе со своей мамой и трехмесячным ребенком. Мужа у Андреевой нет.
Истории двух женщин похожи. Андреева купила комнату в коммунальной квартире в 2016-м году в ипотеку за 750 тыс. рублей. Регистрационная палата сделку зарегистрировала. По словам обратившейся, о том, что дом на момент покупки уже был аварийным, она не знала. Теперь одинокой маме отказывают в расселении, ссылаясь на решение межведомственной комиссии, признавшей дом аварийным еще в 2014 году.
"Но у меня есть распоряжение о признании дома аварийным в мае 2016 года, а я купила комнату в апреле. Мэрия почему-то ссылается на межведомственную комиссию, чье решение, насколько я знаю, не является нормативным документом. Кроме того, новый закон вышел в 2019 году. Закон обратной силы не имеет. На каком основании мне отказывают в жилье?" - поделилась своим видением юридической подоплеки проблемы читательница.
Как и Ирина Тараканова, Татьяна Андреева отказалась от предложенной мэрией выкупной стоимости. "Я в декрете, у меня ребенок маленький, куда я должна пойти с этими деньгами? Купить в ипотеку что-то более крупное у меня не было возможности, и сейчас нет. Другого жилья тоже нет…", - объяснила она свое положение.
Мэрия пошла по уже опробованному сценарию и подала в суд иск о принудительном выселении. Теперь молодая мама ждет, когда ее пригласят на предварительные слушания в суд, и обратилась к адвокату с намерением подать встречный иск – на администрацию.
Ситуацию с выселением нашему агентству прокомментировал депутат областной думы Леонид Писной. Он подтвердил, что в декабре 2019 года в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения. Прав на получение жилья взамен изымаемого были лишены две категории граждан - ставшие собственниками после признания дома непригодным для проживания и те, у которых есть иное жилое помещение.
На взгляд Писного, новая норма закона, ужесточающая положение собственников аварийного жилья, оправдана и справедлива, но она требует также и справедливого правоприменения. Нужно учитывать, что кроме дельцов, для которых приобретение аварийного жилья в расчете на расселение стало выгодным бизнесом, есть и обычные семьи, с принятием поправок попавшие в сложную правовую ситуацию.
Новшество привело к парадоксу – у жильцов одного и того же дома возникли разные правовые обстоятельства. Одни стали собственниками в конце прошлого десятилетия, до признания дома непригодным для проживания, другие - после. У первых право на получение жилья, равнозначного по площади, сохраняется, у вторых - нет.
Со слов депутата, обращения в редакцию Таракановой и Андреевой – лишь первые "ласточки" новой социальной проблемы, в перспективе в таком положении могут оказаться несколько десятков саратовских семей. При этом, поскольку правовая коллизия возникла недавно и не имеет реальной практики, позиция государственных органов в ее отношении противоречива, что усложняет поиск решения.
"Это проблема не только Саратовской области, но и других регионов, где происходит реализация программы переселения, поэтому профильный комитет Саратовской областной думы запросил разъяснений у коллег из Госдумы. Нам ответили, что, по их мнению, новая норма не может распространяться на тех, кто стал собственником до момента ее принятия, то есть до декабря 2019 года. Такая же позиция содержится в ответах Фонда реформирования ЖКХ. Но есть письмо Минстроя РФ, что норма распространяется, в том числе, на тех, кто в программу переселения включен. Я считаю, что правы депутаты Госдумы, но на позицию Минстроя опирается часть муниципальных образований и, прежде всего, город Саратов.
Люди, которые скупали за бесценок непригодное жилье с целью улучшить жилищные условия за счет государства, должны понимать, что теперь им будет отказано. Не может государство всем квартиры за даром предоставлять. Но лес рубят – щепки летят. Поэтому часть "щепок" попала в такое положение…", - обрисовал суть проблемы Писной.
По словам народного избранника, позиция депутатов Госдумы ему ближе, поскольку на момент приобретения жилья обеими женщинами сведения о доме добывались путем "сарафанного радио", отсюда и путаница в статусе.
"Сейчас все постановления, которые город издает, вывешиваются на сайте, их можно открыть и прочитать. Есть ГИС ЖКХ, где есть эта информация. Но вот в 2015-2016 годах эта информация была не то, что закрытой, но не носила характер широкого использования. В итоге люди действительно стали заложниками. Теперь им говорят – нет, ребята, берите компенсацию, и идите на все четыре стороны, никакой квартиры вам не будет…
При этом компенсация может оказаться даже меньше цены, за которую жилье покупали. Потому что какая может быть стоимость у жилья, непригодного для проживания, подлежащего сносу? Нулевая! Максимум – стоимость земли…", - говорит облдеп.
Со слов Писного, он уже обсуждал возникшую проблему с Александром Стрелюхиным, принято решение обратиться в Минстрой РФ. Парламентарий также поднимал вопрос о судьбе семей переселенцев в минувший четверг, на ВКС в правительстве области. Но пока единой позиции у власти нет, единственным выходом может стать обращение в суд с иском об изменении способа улучшения жилищных условий – с компенсации на предоставление жилого помещения по договору мены. Только суд может дать оценку правоприменению данной нормы, говорит Писной.
При этом ответить на вопрос о том, на чью сторону встанет Фемида, граждан или администрации, депутат не берется, но подчеркивает, что вопрос находится на контроле у профильного комитета облдумы.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте