Лишение мандата. Прокурорам указали на попытку ввести депутатов в заблуждение

10151

29 сентября 2021, 14:00

В эти минуты продолжается заседание Саратовской областной думы. В перерыве, объявленном в целях дезинфекции, сотрудники аппарата парламента пытались снять плакат, который депутаты от КПРФ вывесили в знак протеста против нарушений на прошедших выборах.

Однако попытки не увенчались успехом - коммунисты отстояли средство наглядной агитации, дополнительно приклеив его скотчем.

После того, как заседание продолжилось, депутаты одобрили резонансный проект поправок в закон о статусе депутата парламента (его внес областной прокурор Сергей Филипенко).

Представлял документ и.о. прокурора региона Иосиф Минеев.

Минеев отметил, что предлагаемые изменения отражают те международные договоры по совершенствованию мер по борьбе с коррупцией (в частности, конвенция ООН), к которым присоединилась и Россия.

Напомним, документом предусматривается возможность лишения парламентариев мандата за нарушение запретов, установленных ФЗ для лиц, занимающихся депутатской деятельностью.

Такая мера наказания может постичь тех, кто получает гонорары за публикации и выступления в качестве члена заксобрания, принимает вопреки установленному порядку почетные и специальные звания и награды, выезжает в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, использует в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для осуществления депутатских полномочий, получает в связи с осуществлением депутатских полномочий вознаграждения или подарки от физических и юридических лиц, не сообщает о возникновении конфликта интересов, предоставляет заведомо недостоверные сведения о доходах (или расходах) и имуществе и т.д.

Санкции, которые прокуратура предлагает применять к нарушителям, варьируются: это может быть предупреждение, лишение должности в облдуме или запрет занимать эти должности (без прекращения полномочий), а также крайняя мера - лишение депутатских полномочий.

"При выборе конкретной меры ответственности учитываются вина депутата, причины и условия, при которых им было совершено нарушение ограничений и запретов…, характер и степень нарушения, соблюдение указанным лицом иных ограничений, запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, совершение нарушений… впервые или неоднократно (два и более раз)", - говорится в законопроекте.

Депутат Сергей Курихин отметил, что в пояснительной записке к прокурорскому законопроекту приводится опыт других регионов – Башкирии, Ингушетии и Карелии.

"Вы в курсе, что в данных субъектах не предусмотрено досрочное прекращение полномочий как региональная мера ответственности? Там, как и в нашем законе о статусе депутата, досрочное прекращение полномочий установлено за нарушения, предусмотренные федеральным законодательством. Зачем вы их в качестве примера привели?" - спросил депутат.

Однако Минеев ответил достаточно расплывчато. "Я не вижу причин (не принимать закон – ред.). Просто есть субъекты РФ, в которых применены меры ответственности", - сказал он.

"Вами предлагается достаточно широкая "вилка" мер ответственности по отношению к депутату - от предупреждения до досрочного прекращения его полномочий. Хотя ранее в своих заключениях к другим законопроектам прокуратура указывала на недопустимость установления широких пределов как возможность злоупотребления полномочиями. В данном случае со стороны комиссии и самого госоргана. Чем вы обосновываете установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения?" - задал второй вопрос парламентарий.

"Мы предлагаем широкий спектр мер, которые может применять дума, на основании решения комиссии", - вновь абстрактно ответил и.о. облпрокурора.

Коммунист Александр Анидалов выразил недоумение по поводу того, что избранного народом депутата будут лишать мандата, а его однопартиец Николай Бондаренко объявил, что законопроект направлен против него лично.

"Этот закон предназначен для профилактики коррупционного поведения", - ответил Минеев, добавив, что закон предостережет депутатов от нарушений.

"Вы говорите про тяжесть и широту мер – но эта и есть коррупционная составляющая. Как вы будете умысел доказывать? Когда депутат не указал доходы или имущество – специально он это сделал, а не по недосмотру… Как это будут делать депутаты - доказывать вину, если даже у прокуроров в рамках уголовных дел есть с этим трудности?" - задал Курихин вопросы и заметил, что прокуратура слишком много "отдает на усмотрение комиссии, и в результате все будет решать одна партия".

"Мы говорим в первую очередь об ответственности за правонарушения, предусмотренные законом о противодействии коррупции", - вновь туманно пояснил докладчик.

Станислав Денисенко (ЛДПР) поинтересовался у Минеева, будет ли нарушением, если он приедет на автомобиле какого-нибудь предпринимателя.

"Я не имею права толковать закон", - сухо ответил представитель прокуратуры.

Сергей Курихин обратил внимание Минеева на то, что дискуссия по поводу прокурорских законопроектов очень важна, но "хотелось бы видеть руководителя ведомства".

"Расправу мы включаем в закон и очень торопимся с принятием этой нормы", - сказал Курихин и обратился к спикеру облдумы Александру Романову ("ЕР") с призывом не форсировать принятие подобных документов.

"На заседании комитета прокуратура ввела депутатов в заблуждение, указав Ростовскую область как пример положительного опыта регионов. Но в данном субъекте не установлена дополнительная к федеральной ответственность.

Пример других регионов говорит о том, что это принято только в республиках и ни в одном субъекте ПФО, кроме Башкортостана.  И то, в данном регионе отсутствует такая мера ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата.

Пример Ингушетии также спорный. Там для депутатов, работающих на постоянной основе, установлена ответственность в виде предупреждения и освобождения от должности. А для депутатов, работающих без отрыва от основной деятельности, только предупреждение. Досрочного прекращения полномочий не предусмотрено.

Также в пояснительной записке приводится пример Карелии. Но и там, в статье 4 (закона о статусе республиканского депутата - ред.) указаны общие случаи досрочного прекращения полномочий депутатов, которые в нашем законе о статусе депутата также присутствуют.

Еще озвучивалась Чеченская республика. Там действительно установлены дополнительные случаи досрочного прекращения полномочий. Только в данном субъекте все депутаты осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе (п.1 ст. 6). Поэтому и ограничения в законе более жесткие.

Я по-прежнему считаю, что предлагаемые изменения своевременные, нужные (я в свое время также озвучивал подобные предложения), но сам закон сырой и носит популистский характер.

Повторюсь, слишком большая "вилка" между мерами ответственности  - от предупреждения до досрочного прекращения полномочий за разные по тяжести нарушения. На комитете мне не смогли пояснить, как будет оцениваться умысел при совершении нарушения. И методика Минтруда на это также не дает конкретного ответа.

Поэтому в целом я поддерживаю законопроект, но предлагаю исключить такую меру ответственности как "досрочное прекращение полномочий", - выступил  Курихин.

По мнению Николая Бондаренко, закон направлен на пресечение "блогерской деятельности", а тем временем некоторые парламентарии приходят в дорогих часах и приезжают на дорогих автомобилях. По его мнению, "это давление на демократию" и него лично - чтобы было удобнее воровать.

"Я выступаю в поддержку инициативы, но комиссия, которая будет рассматривать нарушения, в ее работе есть перекос, и она будет принимать решения не по совести, а как партия скажет", - высказал уверенность депутат от ЛДПР Станислав Денисенко, призвав пересмотреть состав профильной парламентской комиссии.

"Прокуратура дает в руки тем, кого не выбирали, кистень, чтобы вычищать из власти тех немногих, кто прошел от народа!" - возмутился Анидалов.

От редакции

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96), в нормативно-правовых актах не должны содержаться коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, в том числе широту дискредитационных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения. На это и было обращено внимание Иосифа Минеева, представлявшего законопроект. Судя по содержанию дискуссии, и.о. прокурора области наличие таких рисков в инициативе косвенно признал.

Материал подготовил Константин Халин

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.33 1 2 3 4 5

Главные новости