Школьный дистант. Психолог предупредил о рисках "цифрового слабоумия"

10228

1 октября 2021, 10:40

Из-за всплеска заболеваемости коронавирусом школы в крупных городах Саратовской области переведены на дистанционное обучение.

Но несмотря на очевидную необходимость подобной меры, реакция на нее оказалась полярной - общественность, эксперты и родители фактически разделились на два лагеря.

Наиболее бурные обсуждения "дистанционки" разворачиваются именно в родительской среде. Одни видят в онлайн-обучении новые возможности для своих детей, а кто-то, напротив, недоволен и считает, что "удаленка" значительно снижает качество образования.

Градус споров оказался настолько высоким, что некоторые родители идут на крайние меры: вчера в Саратове папа привел сына-первоклассника в школу №77, что спровоцировало скандал. Замминистра образования Ирина Чинаева пригрозила отцу комиссией по делам несовершеннолетних.  

Чтобы получить экспертную оценку ситуации, корреспондент ИА "Взгляд-инфо" пообщался с психологом и общественником, председателем региональной гильдии психологов и педагогов Сергеем Саратовским (спойлер - он считает, что дистант приведет к "цифровому слабоумию" у подростков).

- Сейчас школы крупных городов Саратовской области переведены на дистанционное обучение. Можете ли вы назвать основные преимущества и недостатки дистанционного обучения (основываясь, например, на опыте локдауна прошлого года)?

- Пандемия коронавируса в значительной мере способствовала развитию дистанционного обучения не только в Саратовской области, но и по всему миру. С одной стороны, мы столкнулись с отсутствием компетентных IT-специалистов (учителя информатики не в счет), устойчивой интернет-связи, достаточной технической оснащенности и методической поддержки школ, в том числе обучающихся и их родителей. К тому же, у всех разные социальные условия: представьте себе двух или трех разновозрастных детей, живущих в одной семье, но вынужденных выходить на связь с учителями в пределах небольшого жилого помещения. Да и не у каждой семьи есть возможность иметь необходимое количество техники для всех юных домочадцев. С другой стороны, родители, наконец-то, по-настоящему поняли сложность работы современного учителя, которому приходится не только "сеять разумное, доброе, вечное", но и бесконечно разбирать возникшие конфликты в классе, нести чрезмерную бумажную нагрузку и лавировать между требованиями и претензиями со стороны начальства и родительского сообщества.

Даже при временном дистанте необходима единая виртуальная образовательная площадка, охватывающая весь регион, на базе которой можно также проводить общие педагогические советы, вебинары, совещания и так далее. К этой площадке должны быть привязаны образовательные платформы всех школ. По сути, это должно быть полноценное электронное образовательное пространство, содержащее в себе не только школьные сайты, электронные дневники, учебные и календарно-тематические планы, но и доступы к различным виртуальным исследовательским ресурсам (имитаторы, симуляторы, виртуальные лаборатории и прочее), цифровым образовательным ресурсам, курсам повышения квалификации и переподготовки учителей, учительским соцсетям, электронным издательствам, профориентационным порталам и ресурсам с внеурочной деятельностью (курсы, кружки и тому подобное). Я уже не говорю о сложностях с созданием в этом пространстве блоков воспитательной работы и виртуальных кабинетов узких специалистов (психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед).

- Как вы оцениваете влияние дистанта на общую успеваемость школьников и на результаты сдачи ЕГЭ у выпускников?

- На мой взгляд, дистанционное и очное обучение - это два параллельных, но не взаимозаменяющих друг друга процесса. Трудно правильно "поставить" руку ребенку, осваивающему письмо в дистанционном режиме. Дистант во многом отменяет практические навыки школьников: например, лабораторные занятия по физике и химии. Непросто социализировать подростков, не имеющих возможность взаимодействовать друг с другом в очном формате. К тому же, многие родители работают и не могут - в отличие от учителя - постоянно присутствовать на занятиях и качественно контролировать учебный процесс: в домашних условиях процесс погружения в учебу ребенок подчас заменяет менее полезными занятиями. Отсюда следует, что дистант сместил акцент со школьного образования на домашнее воспитание со всеми вытекающими отсюда издержками, включая более слабую подготовку ученика и низкие баллы на госэкзаменах.

- Как влияет удаленка на обстановку в семьях? Меняется ли в связи с этим роль родителей в обучении школьников? Насколько хорошо родители справляются с вызовом времени?

- Многие семьи оказались не готовы принять своих юных домочадцев в качестве учеников. Да, мы любим своих детей, но практически никогда не видим их сидящими за партами и внимающими учителям. Вопросы усидчивости, внимательности и дисциплины в классе традиционно лежали на учительских плечах. Ожидаемо, что столкновение "нос к носу" в этом вопросе вызвало негативную реакцию как у самих родителей, так и у их детей - сложившаяся за последнее столетие система школьного образования и воспитания отводила родителям гораздо меньшую роль. Сейчас ситуация в корне изменилась, и отпечаток родительского влияния на успехи/неуспехи детей при дистанте чувствуется гораздо сильнее.

- Произошли ли какие-либо изменения в роли педагога в новых условиях? Какие именно? Насколько сильно поменялась методика обучения?

- Ответственность преподавателя и ученика за качество обучения перемещается на родителей и во многом начинает зависеть от технического обеспечения и условий дистанционного образовательного процесса. Иными словами, связка "учитель - ученики" перестает быть ведущей. Вопросы самодисциплины - особенно в начальной и старшей школе - при дистанционном обучении также выходят на первый план: младшеклассники не имеют достаточной усидчивости и ответственности, а старшеклассники обычно находятся в непростой фазе подросткового кризиса (первая влюбленность, сложные отношения с окружающими, гормональная и психологическая перестройка). И здесь педагогу будет непросто замечать и влиять на малейшие перемены, происходящие в ученике. Что касаемо методики обучения, то она, по моему убеждению, далека от единого стандарта и во многом зависит от личных качеств педагога и того запаса уважения и доверия, которое он снискал у учеников и их родителей в период очного общения.

- Как дистанционка влияет на психику детей и подростков (отношение к учебе, отношения с семьей, уровень восприятия информации)?

- Ряд вещей современным электронным технологиям не под силу: воспитывать и передавать тепло человеческой души. Изображение на экране и смайлики не заменят живого общения, а это значит, что у подрастающего поколения снижается эмоциональный интеллект, то есть способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей. Такой навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

При дистанте нарушается еще одна базовая потребность человека - стремление жить и трудиться в коллективе. В итоге мы получаем подростков с так называемым цифровым слабоумием, которые чрезмерно увлечены гаджетами, плохо спят, мало общаются и ограничивают свое познание мира просмотром отупляющих видеороликов, бессмысленной перепиской в мессенджерах и агрессивными компьютерными играми. В итоге, дети остаются один на один со своими размышлениями и все чаще совершают деяния, выходящие за рамки привычного понимания в обществе.

В дополнение отмечу: пандемия рано или поздно закончится, и я искренне надеюсь, что учителя и ученики смогут вновь вернуться к привычному - очному - формату общения и обучения.

Материал подготовила Ксения Котова

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.13 1 2 3 4 5

Главные новости