Пыточный конвейер в саратовских тюрьмах. Версия о сговоре с участием прокуроров
6 октября 2021, 11:43
Через пыточный конвейер тюремной больницы ФСИН в Саратове и других учреждений подобного типа прошли более 200 заключенных, издевательства над 35-40 из них сняты на видео, которые имеются в распоряжении правозащитников.
Об сообщают федеральные СМИ, ссылаясь на данные Gulagu.net.
Сигналы о массовом насилии, практикуемом в саратовской пенитенциарной системе, регулярно и на протяжении нескольких лет поступали в региональную прокуратуру.
Причем в виде официальных обращений на имя прокурора области Сергея Филипенко.
Еще в июне 2020 года жительница Марксовского района Ольга Шварц подробно рассказала ИА "Взгляд-инфо" об издевательствах, которым подвергался ее сын Андрей сначала в ИК №2, а затем и в ОТБ-1 УФСИН.
Вымогатели из числа осужденных, по ее словам, постоянно избивали родственника и под угрозой изнасилования требовали переводы на крупные суммы.
Опасаясь за жизнь сына, Шварц стала перечислять деньги по реквизитам, указанным злоумышленниками, предусмотрительно сохраняя электронные чеки.
Но ни начальник УФСИН Алексей Федотов, ни прокуратура области нарушений "не выявили", хотя, по оценкам редакции, уже в тот момент были представлены доказательства совершения преступления в стенах ОТБ-1: достаточно было проверить счета Сбера, на которые Шварц осуществляла переводы.
Лишь спустя полгода, в октябре 2020-го, матери заключенного удалось добиться возбуждения уголовного дела о вымогательстве - соответствующее процессуальное решение приняло СУ СКР.
Как только это случилось, на Андрея Шварца в тюремной больнице продолжили с особым усердием оказывать давление - физическое и психологическое. Требовали заставить мать отказаться от заявления.
Об этом Ольга Шварц, убежденная в том, что на местном уровне не добьется соблюдения закона, заявила в видеообращении в адрес генерального прокурора Игоря Краснова.
Она указывала на то, что насилие носит систематический характер и касается не только ее сына.
Но и в этом случае подчиненные Филипенко, имея все полномочия, должного внимания обострению ситуации не уделили.
В декабре прошлого года сразу шесть бывших заключенных письменно заявили о пытках в ОТБ-1.
Примерно в то же время проект Gulagu.net выпустил развернутое расследование на эту тему: многие заключенные на видео рассказали правозащитникам о конвейере издевательств в тюремной больнице.
Если судить по содержанию обращений, физическое и моральное насилие в ОТБ-1 поставлено на поток.
Прибывших на лечение сразу начинают "ломать" психологическим давлением и пытками с целью дальнейшего вымогательства денег, а также полного подчинения любым приказам и командам "актива".
Для этого заключенных отводят в специальную камеру-"пыточную", где подавляют волю к сопротивлению, а особо строптивых жестоко насилуют, в том числе с помощью бытовых предметов.
В обращениях есть и другая конкретика, в частности, называются имена и фамилии садистов. Некоторые из них повторяются. Также заключенные полагают, что указанные факты насилия происходят с подачи руководства и рядовых сотрудников лечебного учреждения ФСИН.
По данным правозащитников, такие методы воздействия на заключенных в ОТБ-1 применялись не только ради банального вымогательства денег, но и в оперативных целях и по "заказу с воли".
Изнасилование - самый распространенный способ деклассировать заключенного, уничтожив его статус в криминальной иерархии.
С такой "маркировкой" дальнейшее отбывание наказания превращается для осужденного в настоящий кошмар. Отсюда становится понятным, почему сцены изнасилований снимали на видеорегистраторы - так протоколировали события для дальнейшей демонстрации и тиражирования.
Если эта версия найдет свое подтверждение, то станут понятны мотивы длительного молчания руководства регионального УФСИН и прокуратуры области, которое, кстати, напоминает сговор.
Ведь речь может идти о целой системе "доказывания" по многим уголовным делам, благодаря которым были сломаны чьи-то жизни и судьбы.
Одним из таких примеров, по мнению редакции и целого ряда бывших членов саратовской ОНК (Владимира Незнамова, Николая Скворцова и др.), может служить дело Максима Бурбина.
Напомним, что 19-летний боксер Бурбин был осужден в 2016 году на 15 лет строгого режима по показаниям балашовских наркодилеров.
Его дело получило резонанс после публикаций ИА "Взгляд-инфо". Впоследствии сразу трое осужденных признались на видеокамеру и в присутствии прокурора, что в ходе следственных действий их избивали, "выбивая" показания.
По словам свидетелей, они оговорили Бурбина, чтобы заключить сделку со следствием, получив в качестве "бонуса" втрое меньший срок.
Долгое время прокуратура области во главе с Сергеем Филипенко не обращала внимания на расследования нашего агентства, игнорируя заявления осужденных – свидетелей по делу Бурбина – решившихся вытащить на поверхность все пороки правоохранительной и пенитенциарной системы.
В течение полутора лет следственных действий, которые в первое время, по оценке наблюдателей, носили весьма условный характер, надежда на справедливое и беспристрастное расследование дела появлялась и гасла несколько раз.
Первый значительный удар по стараниям правозащитников был нанесен в июне, когда прокуратура Балашова заявила, что не видит оснований для повторного рассмотрения в суде уголовного дела Бурбина.
Но после обращения совета Общественной палаты области с просьбой отменить отказное постановление прокурора Балашова и личной встречи с председателем саратовской ОНК Владимиром Незнамовым и членом областной ОП Николаем Скворцовым прокурор Сергей Филипенко дал распоряжение о продолжении следственной проверки.
И после серии дискредитирующих информационных вбросов в официальный инстаграм областной прокуратуры и на сайт "Балашовер" блефующий характер расследования стал ясен окончательно.
Стало понятно, что прокуратура, по всей видимости, с самого начала и не собиралась ничего предпринимать, и все эти полтора года лишь делала вид, что устанавливает истину по делу.
"Я думаю, что следователи, которые сфабриковали это дело, просто боятся наказания, боятся лишиться своих погон и должностей, а может, и перспективы самим стать фигурантами уголовного дела за незаконное осуждение невиновного человека. Боится и прокуратура, ведь это она утвердила незаконное обвинительное заключение, она допустила, чтобы невиновного человека на 15 лет посадили в тюрьму…
То, что в Саратове прокуратура отправляет в суд невиновных, - распространённая практика. Я полагаю, что прокуратура и следствие просто боятся повторения сценария Дмитрия Рубинштейна в деле моего мужа, иначе давно бы уже довели проверку до конца и передали дело в суд…", - говорила Алина Бурбина, жена Максима, в обращении к генпрокурору Игорю Краснову.
По информации Бурбиной, после признания в оговоре на троих осужденных оказывалось давление.
"Мне известно, что после того, как Полуянов, Подлесный и Староверов признались в оговоре Максима, на них со стороны сотрудников правоохранительных органов, допрашивавших их по месту отбывания наказания, неоднократно оказывалось давление, им угрожали новыми большими сроками в случае, если они не откажутся от своих показаний в защиту Максима, и что их досудебное соглашение будет расторгнуто…", - отмечала автор видеообращения.
"Уважаемый Игорь Викторович! Вы видите, что в Саратовской области невозможно добиться справедливости, ваши подчинённые из областной прокуратуры, по моему мнению, не хотят выступать на стороне закона и прав граждан. Им легче оставить на 15 лет за решёткой невинного, чем признать свои ошибки.
Моего мужа в 19 лет посадили ни за что и продолжают незаконно удерживать за решеткой… Он никогда не имел отношения к наркотикам, занимался спортом, работал, вся жизнь у него была впереди. А теперь у нашей семьи жизни больше нет, помогите, умоляю вас...", - взывала о помощи Алина Бурбина.
Отметим, что дело Максима Бурбина, незаконное уголовное преследование Дмитрия Рубинштейна, многие другие расследования СМИ, по нашим впечатлениям, вызывают у руководства прокуратуры области совершенно неадекватную реакцию.
Ее можно сравнить с репрессиями, направленными против издателей медиа - известных в Саратове политиков и бизнесменов.
Редакция выражает надежду, что все эти сообщения о насилии в саратовской системе исполнения наказаний будут тщательно проверены в ходе выездной проверки сотрудниками центрального аппарата Генеральной прокуратуры.
Символично, что проверяющие приезжают в Саратов сегодня, 6 октября, в день пятилетнего "юбилея" нахождения Филипенко на своем посту.
Прокуратура области при нем переживает, мягко выражаясь, период коммерческой вольницы, кризиса компетенций и репутационного коллапса. Многомиллионные взятки, хулиганство, пьяные ДТП и драки, недвижимость в США, стрельба из автомата в центре Саратова, участие в дележе активов, покупка элитных коттеджей и земли за 1 рубль, лакшери-жизнь, прессинг бизнеса, странная служебная невнимательность (ситуация в УФСИН, к примеру) – этому посвящены десятки публикаций в саратовской и федеральной прессе.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте