Пытки и убийства в ОТБ-1. Снежана Мунтян: расследуются 40 дел, прокуроры угрожали потерпевшему

10655

11 октября 2022, 12:29

После международного скандала с пытками в саратовской ОТБ-1 случаев сексуального насилия в учреждениях регионального УФСИН не фиксируется, но "ситуация по-прежнему удручающая".

Об этом в интервью ИА "Взгляд-инфо" рассказала адвокат Снежана Мунтян, специализирующаяся на защите прав осужденных.

Напомним, на минувшей неделе, 5 октября, исполнилось ровно год со дня публикации шокирующих видеозаписей массовых пыток и изнасилований в Областной туберкулезной больнице УФСИН по Саратовской области.

В приуроченном к этой дате обзоре ИА "Взгляд-инфо" коротко рассказывало об основных событиях, которые последовали за обнародованием разоблачительных материалов.

По словам Мунтян, несмотря на то, что систематическое насилие прекратилось (цитата: "Нет швабр"), остается еще целый ряд нерешенных проблем, в частности, с питанием.

Также собеседница сообщила, что на сегодняшний день ГСУ Следственного комитета РФ возбудило и расследует около 40 уголовных дел по ст. 132 УК РФ, то есть связанных с сексуальным насилием над осужденными, а также несколько материалов по фактам убийств заключенных.

Обвинения в совершении преступлений предъявлены бывшему начальнику ОТБ-1 Павлу Гаценко, экс-начальнику отдела безопасности того же учреждения Сергею Мальцеву и ряду осужденным-капо, которые, по версии следствия, являлись исполнителями (Янин, Линкевич, Шиянов, Гимадеев и другие).

"Следствие работает, что не может не радовать", - констатировала Мунтян, характеризуя работу ГСУ СК РФ.

Что касается деятельности саратовских следователей, то адвокат привела в пример дело подвергшегося насилию заключенного Павла Шеремета.

Она упомянула, что сняла видео, на котором были зафиксированы телесные повреждения у осужденного, но региональное СУ СКР (его возглавляет Анатолий Говорунов) не реагировало на заявление о преступлении, пока ситуация не была предана широкой огласке.

Позже она узнала, что "следователи саратовского Следственного комитета пытались это дело максимально замять", и ситуация изменилась только "после страшных публикаций" о пытках в ОТБ-1.

После того, как случился скандал с обнародованием видеозаписей издевательств над осужденными в тюремной больнице, на Мунтян обрушился настоящий вал обращений от осужденных и их родственников.

Относительно реакции на обращения со стороны правоохранительных органов, то писать в местные инстанции - "это 100-процентный провал", полагает Снежана Мунтян.

Она предложила осужденным писать жалобы напрямую в Москву, в центральный аппарат Следственного комитета, руководимого Александром Бастрыкиным.

Помимо истории Павла Шеремета, Мунтян упомянула еще об одном уголовном деле - возбужденном по заявлению Андрея Шварца, который также подвергся пыткам и насилию в ОТБ-1.

По ее словам, в начале этого года ей стало известно, что в сентябре 2021 года дело пытались замять, и в этот процесс были вовлечены сотрудники прокуратуры, включая высокопоставленных.

"К Андрею Щварцу приходили представители специализированной прокуратуры (занимаются надзором за законностью в учреждениях УИС - прим. ред.) Мальков, Кузнецов, Назиров, Корноваров (Андрей Корноваров является заместителем прокурора области Сергея Филипенко - прим. ред.). Они путем угроз склонили Андрея дать ложные показания относительно того, что те события, которые он описывал в своих показаниях, изначально якобы не имели место быть, что это все происки так называемых блатных и адвоката Мунтян, которая все это затеяла, чтобы подорвать репутацию учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в Саратовской области", - сказала собеседница нашего издания, подчеркнув, что если бы замысел прокуроров был доведен до конца, она сама оказалась бы за решеткой.

Она добавила, что после публикаций шокирующих видео "весь мир понял, что это не происки каких-то правозащитников, которые хотят испортить репутацию ФСИН России, а что это реальность, это правда".

Обозначенные фамилии прокуроров Мунтян уже называла в одном из своих последних интервью.

После этого, заметила она, у нее появились определенные опасения за судьбу Андрея Шварца, тем более что приходившие к заявителю "прокурорские не гнушались угрозами в адрес его матери, его близких".

Поэтому ситуация вокруг этого заключенного находится у Мунтян на особом контроле.

Также адвокат рассказала и о роли в деле Шварца (после посещения прокуроров он дал показания, которые от него требовали) следователя саратовского СУ СКР Артема Сущенко (ныне работает адвокатом), в производстве которого до скандала находилась значительная часть жалоб, поступавших от контингента ОТБ-1.

Благодаря его усилиям, "направление следствия было не таким, как оно должно было быть", считает Мунтян.

В частности, Сущенко буквально на следующий день после визита прокуроров пришел к Шварцу и зафиксировал его новые показания, данные под давлением (осужденному пришлось заявить, что не только его свидетельства были ложные, но и другие заключенные говорили неправду об издевательствах над ними; якобы именно он их научил, что нужно говорить), продолжала Мунтян.

Она убеждена, что следствие и прокуратура "сплошь и рядом" работают с заключенными в таком стиле.

Наказание неминуемо должно настигнуть не только тех, кто был организатором и исполнителем пыток, издевательств над осужденными, их убийств, но и тех, кто выносил отказные решения по результатам проверок и по линии надзора признавал такие отказы законными, а также игнорировал жалобы заключенных, уверена Мунтян.

Она пообещала со своей стороны добиваться для таких прокуроров и следователей заслуженной кары, тем более что "перспективы для этого есть".

О роли Общественной наблюдательной комиссии в защите прав заключенных и в ситуации с пыточным скандалом Снежана Мунтян отозвалась весьма категорично.

По ее словам, "ОНК как не работала, так и не работает по сей день", а на публикацию скандальных видео из ОТБ-1 комиссия отреагировала "жалкими потугами".

Кроме того, пообщавшись с главой ОНК Денисом Соболевым, она пришла к выводу, что он "немножко не понимает целей создания этой организации и несколько в другой стезе работает".

"У них всегда все было шикарно, - охарактеризовала Мунтян выводы ОНК от посещения режимных учреждений, добавив, что в этот орган вообще не верит. - Это совершенно бесполезная организация".

От редакции

О том, как проходили визиты представителей Общественной наблюдательной комиссии и прокуратуры в колонии, прекрасно свидетельствует видеозапись, обнародованная в ноябре прошлого года правозащитником Владимиром Осечкиным.

На нем зафиксирован личный прием осужденных заместителем прокурора области Павлом Мельником и главой ОНК Денисом Соболевым, проходивший в ОТБ-1 30 декабря 2020 года.

Перед началом приема проверяющие в присутствии зашедшего в кабинет осужденного просят начальника ОТБ-1 Павла Гаценко удалиться, чтобы беседа была "доверительной".

Однако заключенных "забыли" уведомить, что перед этим на подоконнике был установлен видеорегистратор, который фиксировал процесс общения жалобщиков с Мельником и Соболевым.

Заключенные жалуются на систематические издевательства, а Мельник дежурно обещает разобраться, но даже не задает необходимых для протоколирования и процессуальной реакции уточняющих вопросов: когда, кем, где и при каких обстоятельствах совершено насилие и пытки.   

Логично предположить, что всех заявителей затем "отработали", а жалобам зампрокурора Мельник так и не дал хода. Как позже показала проверка Генпрокуратуры, проведенная после пыточного скандала, игнорирование подобных заявлений стало стилем работы Мельника и его коллег.

Неудивительно, что по итогам работы в Саратове ревизии из Генпрокуратуры (ее инициировал лично руководитель ведомства Игорь Краснов) в октябре прошлого года был уволен с должности не только Павел Мельник, но и старший помощник прокурора области по надзору за законностью в исправительных учреждениях Вячеслав Дианов, а также прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Алексей Тарадин.

Прокурору региона Сергею Филипенко был объявлен строгий выговор.

Возможно, своей должности лишился бы и сам Филипенко, но этого не произошло благодаря случайному стечению обстоятельств — указ о его переназначении на пост регионального прокурора вышел 4 октября, аккурат за день до разразившегося скандала.

Подробно о ситуации с пытками в ОТБ-1 и о том, как существование "саратовского Гуантанамо" стало возможным из-за бездействия следствия и прокуратуры, ИА "Взгляд-инфо" рассказывало в материале "Пытки бездействием".

Материал подготовили Андрей Триадский и Константин Халин

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.66 1 2 3 4 5

Главные новости