Недоучили и перегружали. Экс-руководителей "Саратовских авиалиний" ждет знакомство с доказательствами

6842

22 апреля 2023, 10:04

Главное следственное управление СКР завершило расследование громкого уголовного дела о гибели 71 человека в катастрофе Ан-148 "Саратовских авиалиний".

Сегодня об этом сообщает "Коммерсант".

Напомним, 11 февраля 2018 года самолет, выполнявший регулярный рейс по маршруту Москва - Орск, через шесть минут после взлета из аэропорта Домодедово упал в Раменском районе Подмосковья.

Уголовное дело в отношении командира экипажа Валерия Губанова, не справившегося, по версии следствия, с управлением из-за слабой профессиональной подготовки и "психофизических особенностей характера", прекращено в связи с его гибелью.

А вот двум его бывшим руководителям, теперь уже пенсионерам, придется объяснять в суде, как был отправлен в рейс полноценно не отдохнувший и склонный к панике пилот, пишет федеральное СМИ.

Басманный районный суд Москвы по ходатайству следователя ГСУ СКР в очередной раз продлил меру пресечения в виде запрета определенных действий Сергею Янюшкину (бывшему заместителю гендиректора АО "Саратовские авиалинии") и Юрию Костину (экс-начальнику летной службы авиакомпании).

Дата начала процесса пока не определена. Следствию предстоит ознакомить с собранными доказательствами двух обвиняемых и более сотни признанных потерпевшими по делу родственников погибших пассажиров и членов экипажа.

Изначально главными обвиняемыми были командир экипажа Ан-148 Валерий Губанов и его помощник Сергей Гамбарян. Техническое расследование  МАК установило, что в день катастрофы пилоты отказались от обработки борта противообледенительной жидкостью.

Это привело к обледенению приемников воздушного давления, передающих экипажу в том числе данные о приборной скорости самолета. Увидев на табло расходящиеся между собой и явно заниженные показания скорости, экипаж, пытаясь набрать ее, увеличил до взлетного режим работы двигателей и перевел машину в режим пикирования.

Снижение в "управляемом и контролируемом", как сказано в отчете МАК, полете продолжалось вплоть до столкновения с землей. Лобовой удар летевшего со скоростью 720 км/ч самолета был такой силы, что на части разрушились даже двигатели, обычно остающиеся относительно целыми после катастрофы.

"В связи с гибелью пилотов СКР готов был прекратить их уголовное преследование, однако это означало бы автоматическое признание летчиков виновниками трагедии. С таким решением изначально не согласились вдова и дочь Валерия Губанова, полагавшие, что командир экипажа, действительно опытный пилот, прошедший войну в Афганистане и награжденный за участие в боевых действиях медалью "За отвагу", не мог ошибиться в обычном гражданском полете.

На последнем заседании Басманного райсуда стало известно, что родственники обоих летчиков все же согласились на прекращение их уголовного преследования по нереабилитирующим обстоятельствам. Во всяком случае, в окончательной редакции обвинения фигурировали уже только Янюшкин и Костин", - пишет "Коммерсант".

По версии МАК и СКР, бывшие управленцы "Саратовских авиалиний" должны разделить ответственность за катастрофу с летчиками, поскольку не обеспечили им нормальные условия работы.

Согласно материалам дела, под руководством обвиняемых авиакомпания испытывала "критическую нехватку" летного состава, что вынуждало Валерия Губанова систематически "перевыполнять" установленную Минтрансом  норму нахождения за штурвалом для гражданского летчика. Второй проблемой стала спешка — именно из-за позднего прибытия Ан-148 в Москву экипаж, как полагает следствие, отказался от обработки самолета антифризом.

В вину двум бывшим управленцам ставится и недоученность пилотов компании.

Как полагает следствие, Губанов и Гамбарян впервые столкнулись с расхождением показаний скорости на приборах, хотя такие отказы должны изучаться летчиками при наземных тренировках.

МАК установил, что конструкция имевшихся у "Саратовских авиалиний" тренажеров не позволяла отрабатывать эту нештатную ситуацию, а моделировать ее в тренировочном полете запретил производитель самолета — украинская госкорпорация "Антонов". "Подготовить пилота для безопасной эксплуатации Ан-148 было невозможно в принципе",— говорилось в отчете МАК.

Кроме того, проведенная по назначению МАК посмертная психолого-психиатрическая экспертиза Валерия Губанова показала его неспособность адекватно реагировать на стрессовую ситуацию.

"Летчик отгородился "психологической стеной" от своего напарника, пытавшегося обратить его внимание на опасное снижение, и даже потерял при этом контроль за собственной речью, о чем свидетельствуют такие, например, его фразы: "Фигня пошла. Щас, щас, щас… Оп, оп, оп… Хрен с ней, с высотой!" Психологи считают, что разошедшиеся показания скорости ввергли командира в состояние паники, которая в последние секунды полета сменилась глубоким ступором",  - цитирует федеральное СМИ психолого-психиатрическую экспертизу.

По мнению СКР, трагедии можно было избежать, если бы все эти проблемы выявило не проведенное расследование, а руководство авиакомпании на стадии подготовки и отбора летчиков.

Напомним, в крушении самолета "Саратовских авиалиний" (компанией фактически владел предприниматель Аркадий Евстафьев - сначала через офшоры в Белизе, а потом лично) погиб 71 человек - 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства случившегося, пришла к выводу, что основной причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа, которые могли стать следствием нещадной эксплуатации летного состава менеджментом авиакомпании.

Выводы МАК и регулятора впоследствии подтвердил Следственный комитет России под председательством Александра Бастрыкина, а Генпрокуратура РФ официально заявила, что второй пилот Сергей Гамбарян, нанятый руководством "Саратовских авиалиний", и вовсе не имел сертифицированного профессионального образования.

Глава федерального агентства Александр Нерадько указал акционерам на "беспрецедентное, безответственное отношение руководства авиакомпании к вопросам обеспечения безопасности полетов".

31 мая 2018 года "Саратовские авиалинии" лишены сертификата эксплуатанта и прекратили существование как авиаперевозчик.

Воспоминаниям о последней встрече с родными и трагическом дне катастрофы ИА "Взгляд-инфо" посвятило специальный репортаж.

Закрытие "Саратовских авиалиний" стоит признать закономерным и прогнозируемым финалом бизнеса, чья рентабельность была обеспечена дерзкой экономической стратегией. Компания, расширявшая территорию присутствия в регионах России, так и не сумела стать примером успешного и ответственного регионального бренда.

Стремление насыщать маршрутную сеть и увеличивать прибыль топ-менеджеры подкрепили не столько обновлением воздушного парка и долгосрочной производственной программой, сколько нещадной эксплуатацией персонала и техники, что, по данным следователей СК России, могло послужить предпосылкой катастрофы 11 февраля.      

Материал подготовил Алексей Кошелев

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.5 1 2 3 4 5

Главные новости