ВЦИОМ: миллениалы пьют "от стресса", а поколение застоя честно говорит о безволии
7 октября, 21:08
Россияне стали меньше пить: за последние двадцать лет доля непьющих в стране выросла с 27% до 48%. Таковы результаты последнего исследования ВЦИОМ.
Слом советской, или "водочной, модели потребления спиртных напитков наблюдался уже в начале 2000-х, говорят эксперты.
Вино и водку двадцать лет назад россияне любили одинаково, их употреблял каждый третий (по 33%). Сегодня потребителей вина насчитывается 19%, водки — 11%.
Пиву в 2004 отдавал предпочтение почти каждый второй — 47%, в 2024 таких осталось 18%
"Мужскими" напитками можно назвать пиво (25% vs 13% женщин), а также крепкий алкоголь — водку (19% vs 5%), виски (5% vs 1%) и коньяк (9% vs 5%), "женскими" — только вино (26% vs 11% мужчин).
Потребителей вина отличает наличие высшего образования (26%) и хорошее материальное положение (24%), сообщает ВЦИОМ.
"Чем старше россияне, тем более явно доносятся отголоски советской модели потребления алкоголя.
Водку чаще всего пьют представители трех старших советских поколений — реформенного (1968–1981) — 15%, поколения застоя (1948–1967) — 16% и оттепели (до 1947) — 16%.
При этом для россиян, которые взрослели в эпоху Брежнева и в сознательном возрасте застали третью антиалкогольную кампанию в СССР, водка оказывается даже предпочтительнее пива (16% vs 10%).
Самые "пьющие" — представители реформенного поколения (61%), которые в одинаковой степени предпочитают вино и пиво (21% и 19% соответственно)", - рассказали социологи.
В России, по словам опрошенных, совсем не пьют чаще женщины (53% vs 43% мужчин), представители двух младших (54–61%) и самого старшего (56%) поколений, а также работающие в бюджетных организациях (51% vs 39% среди работников коммерческих структур).
Основным мотивом злоупотребления алкоголем нашим согражданами по-прежнему видится желание снять стресс и напряжение (по 38% в 2024 и 2004).
27% пьющих честно признались в отсутствии силы воли (двадцать лет назад - 29%), а 26% говорят, что им нечем заняться в свободное время (раньше таких было 37%).
От горя пьют 20%, под влиянием ближайшего окружения - 18%, из-за неуверенности в завтрашнем дне - 14% (а было 25%).
Сегодня распитие спиртного заметно реже воспринимается как часть культуры — национальной традицией его могут назвать только 7% (20% в 2004).
Еще 11% отмечают доступность алкоголя.
При этом ВЦИОМ отмечает, что мнение самых старших россиян — поколения застоя — идет вразрез с мнением большинства. Ключевой причиной злоупотребления алкоголем сами представители этой группы считают отсутствие силы воли и слабохарактерность (32%).
А доминирующим ответом среди остальных является снятие стресса и напряжения, чаще это отмечают младшие миллениалы — 52%.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте