По дороге благих намерений

Автор: Александр ЯМЩИКОВ

2193

8 марта 2012, 10:13

До вступления в силу нового федерального закона о техосмотре (170 ФЗ) выдачей талонов технической исправности занималось МРЭО ГИБДД. С 1 января 2012 года эти полномочия выведены из компетенции МВД и передаются частным структурам. Другими словами, теперь техосмотр можно будет пройти в любом автосервисе при наличии у последнего соответствующей лицензии. До последнего времени прохождение в России техосмотра повергало в состояние глубокой тоски любого автолюбителя. Как оценивают нововведения участники рынка, которым предстоит делить деньги автовладельцев, а также чиновники и сотрудники ГИБДД, и к каким последствиям могут привести инновации в этой сфере, пытался разобраться корреспондент «Взгляда».
 
 
  В цивилизованных странах техосмотр давно передан в руки частных фирм, которые получают у государства соответствующие лицензии. Например, в Великобритании «проверить пульс» своего железного коня можно либо в салоне, в котором был куплен автомобиль, либо в любом другом автосервисе. На лобовом стекле напоминание о том, когда нужно пройти ТО, у них отсутствует, поэтому даже если кто-то запаздывает с этим, полиция не штрафует. В фирменном салоне на время осмотра машины, который продолжается в среднем 3 часа, водителю могут даже предложить другой автомобиль. В США ситуация еще проще – многие американцы даже не знают, что такое техосмотр. По статистике, в Новом Свете всего 0,7% аварий происходит из-за неисправности автомобиля. Поэтому необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство, да и сам ТО сводится к проверке ремней и подушек безопасности.
  По логике вещей, к таким порядкам должна прийти и наша страна. Но пока до этого явно далеко.
 
КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ?
 
  Среди нововведений 170-го закона можно выделить отмену привязки автомобиля к месту регистрации – теперь автолюбители смогут пройти техосмотр в любом уголке нашей необъятной Родины. Временные сроки почти не изменились, за исключением условий для владельцев новых автомобилей – им можно будет не проходить техосмотр три года после покупки.  Машину старше четырех лет нужно будет отгонять на СТО раз в два года, а когда ей стукнет семь лет, придется делать это ежегодно. Водителям общественного транспорта и таксистам по-прежнему надлежит проверять свою «рабочую лошадку» каждые полгода.
  По словам замминистра транспорта области по транспортному комплексу Ивана Козаченко, ближайшие два года – переходный период для обкатки закона, в течение которого вся областная сеть пунктов оценки транспортных средств должна получить новые лицензии. Оформлением лицензий, а также контролем за деятельностью пунктов ТО с этого года занимается Российский союз автостраховщиков (РСА), который помимо этого также выдает полисы ОСАГО.
  Как рассказал Козаченко, стоимость аккредитации на проведение техосмотра, установленная правительством РФ, составляет 20 тысяч рублей за рассмотрение заявки плюс 10 тысяч за каждый дополнительный пункт ТО по области. Ежегодно владельцу автосервиса придется также отстегивать РСА 15 тысяч за подтверждение соответствия выполняемым функциям, а также еще по 10 тысяч за дополнительные пункты.
  По данным минтранса, в Саратовской области работает около 50 пунктов технического осмотра, хотя должно быть минимум 62. «Кроме того, на региональном уровне будет установлен норматив минимального количества пунктов ТО в регионе, – отмечает Козаченко. – В случае несоответствия реальной ситуации заявленной норме правительство области должно будет принять меры. За прошлый год у нас появились четыре новых оператора, и, я думаю, с вступлением в силу нового закона этот процесс будет идти ударными темпами. И скоро мы эту норму превысим за счет того, что существенно упростилась процедура получения аккредитации для ведения этого бизнеса. Фактически любой автосервис по своим параметрам может пройти аккредитацию».
 
ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ
 
  Но это, как обычно, в идеале. На деле все получается далеко не так, как задумывается.
  На сегодняшний день, по данным РСА, по области всего 6 из 50 пунктов ТО прошли аккредитацию. Действующие операторы по выдаче талонов техосмотра также не разделяют мнения чиновника. Руководитель одного из пунктов техосмотра «ИП Череваткин Ю.В.», который отказался представиться, заявил, что его предприятие внесено в  реестр РСА, но пока еще не прошло аккредитацию: «Рано вы позвонили. На переаккредитацию дается два года. Мы еще сами не разобрались, что от нас требуется. Даже у нас, тех, кто этим занимается не первый год и знает все тонкости, и то возникает много вопросов. Пока все работает в тестовом режиме. Позвоните через год, тогда, я думаю, все станет ясно».
  Даже один из лидеров рынка в регионе – ООО «Инструментальный контроль» –  и тот пока не получил лицензию ни на одну из своих точек. Официально компания владеет 22 пунктами техосмотра в Саратовской области, четыре из которых находятся в Саратове, два – в Энгельсе, остальные – в районах области. Руководителем предприятия, согласно реестру Российского союза автостраховщиков, является Адлан Абубакирович Магомадов. В реестрах можно найти и еще 16 пунктов ТО по всей области, зарегистрированных на то же имя. Правда, названия юридических лиц различаются – у одних это ООО «Мотор-2009», у других – ООО «Авто-2009». Логично предположить, что все они принадлежат одним владельцам.
  Исполнительный директор ООО «Инструментальный контроль»  Сергей Сковородкин тоже считает, что от нового закона жить легче не стало, скорее, наоборот, добавилось проблем. «И до этого было не просто. А сейчас ужесточились требования как к оборудованию, так и к персоналу, который должен иметь профильное образование. Поэтому необходимы дополнительные затраты как на покупку новой техники, так и на обучение специалистов. Я вам так скажу: аккредитацию стало проще получить, но и проще лишиться. Получить-то теперь легко, но ее еще нужно удержать. Раньше за какие-то мелкие нарекания можно было отделаться штрафом, а сейчас, если ты в течение года получил два замечания, то тебя могут лишить лицензии».
  Как выяснилось, подавляющее большинство саратовских автосалонов тоже не едет в ногу со временем – на данный момент в большинстве из них техосмотр пройти нельзя. Точнее, специалисты авторизированного сервис-центра могут оценить техническое состояние авто, но никаких документов об этом выдавать не имеют права. «У нас пока нет такой услуги», «…в данный момент нет», «мы пока не аккредитованы», «все еще в стадии подготовки документов», «еще нет, но планируется. Когда? Неизвестно». Такие ответы «Взгляду» дали в салонах «Восток-моторс», «Авто-моторс», «Элвис-моторс», «Саратов-моторс», «Автоцентр Шкода на Соколовой» и других.
  В итоге получается, что официальные дилеры иномарок в Саратове не только не занимаются выдачей талонов техосмотра, но даже не задумываются о получении такого статуса. Основная причина – трудности при оформлении лицензии.
  Как объяснил мастер-приемщик сервис-центра «KIA» компании «Авто-моторс» Алексей Фокин, ни один салон в Саратове пока не имеет таких полномочий, даже «Тойота» – один из лидеров в городе по техническому оснащению. «С начала года страховые компании выдавали талоны ТО, но потом их признали недействительными из-за отсутствия на них подписи специалиста с профильным образованием. Там сложная система – для прохождения ТО должен быть доступ к базе данных, которая находится в Москве. Сейчас все вернулось на круги своя – талоны техосмотра выдают только те пункты ТО, которые действовали до этого, – объясняет Фокин.  –  Как это обычно у нас бывает, сначала примут закон, а потом долго на него смотрят, не зная с какой стороны к нему подходить».
 
«Я ПЛЮНУ В ЛИЦО ТОМУ, КТО СКАЖЕТ, ЧТО ЛЮДИ В ПОГОНАХ ЗАНИМАЮТСЯ КОРРУПЦИЕЙ!»
 
  Еще одно приятное новшество закона – отмена штрафа за езду без техосмотра. Но водителям рано радоваться – штраф за отсутствие ОСАГО никто не отменял, а страховку вам не выдадут без талона техосмотра – страховщики не меньше водителя заинтересованы в том, чтобы автомобиль клиента был исправен.
  Кроме того, закон устанавливает максимальную плату за прохождение ТО. На территории региона для легковых автомобилей она составляет 430 рублей. Если эта сумма будет завышена, пункт техосмотра может быть лишен лицензии.
  Замминистра транспорта Козаченко считает, что такие меры помогут уменьшить коррупцию в этой сфере за счет повышения конкуренции среди операторов с одной стороны и контроля правоохранителей – с другой. Надо ли понимать это так, что конкуренты будут попросту «сдавать» друг друга? «По сути, да, – соглашается Козаченко. – Контроль за деятельностью операторов технического осмотра лежит на РСА. При наличии жалобы от водителей на завышение цены техосмотра они могут либо приостановить, либо аннулировать аккредитацию пункта ТО. Кроме того, ГИБДД будет вести единую автоматизированную систему, куда будет включена информация о прохождении техосмотра каждого автомобиля на территории региона. Конечно, говорить о том, что коррупции совсем не будет, нельзя. Когда речь идет о выдаче каких-либо документов, человеческий фактор имеет место быть».
  С последней фразой чиновника не поспоришь. Учитывая то, что филиала РСА в Саратовской области пока нет, этот «контроль за деятельностью операторов» видится каким-то призрачным миражом. Если прибавить к этому тот факт, что некоторым водителям проще заплатить определенную сумму денег и ездить, нежели выслушивать придирки сотрудника автосервиса, то доводы в пользу уменьшения коррупции рассыпаются на глазах. Ведь в этом случае водителям невыгодно сообщать о фактах недобросовестной работы операторов техосмотра, потому что они сами в этом заинтересованы.  Кроме того, в новых условиях для автосервисов открывается целое непаханое поле возможностей заработать. Ведь при выявлении во время техосмотра какой-то неисправности, водителю предложат тут же, на месте, ее исправить. Естественно, не бесплатно. И в результате к стандартным 430 рублям вполне может добавиться нолик, и не один.
  Начальник отделения «Мотор» областной ГИБДД, которое ранее курировало техосмотр, Виктор Курышов думает иначе. По его словам, смена ответственного органа не означает, что что-то изменится: «До этого владельцы пунктов ТО заключали договора с ГИБДД, а теперь они будут заключать договора с РСА, вот и все».
  На вопрос, поможет ли это справиться с коррупцией в данной сфере, Виктор Антонович отреагировал довольно агрессивно: «Я плюну в лицо тому, кто скажет, что люди в погонах занимаются коррупцией! Мы только устанавливали контроль за проведением техосмотра. Техническое состояние транспортных средств оценивают те же люди, что и раньше. Вот теперь сами думайте, понизится от этого уровень коррупции или нет».
 
 
Для справки
 
Сейчас в Госдуме РФ обсуждаются поправки к закону, по которым техосмотр предлагается «отвязать» от ОСАГО, то есть позволить страховщикам продавать полисы вне зависимости от срока действия талона ТО, а полномочия по контролю за его наличием вновь вернуть ГИБДД. Еще одно предложение – ужесточить ответственность за нарушение правил дорожного движения, которое привело к ДТП с пострадавшими или погибшими, в том случае если виновник аварии не прошел техосмотра. Депутаты также предлагают обязать водителя отвечать за не вовремя пройденный техосмотр, что называется, рублем. В частности, дать право страховой компании предъявлять регресс к страхователю на сумму страховой выплаты, если на момент страхового случая истек срок действия талона техосмотра.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5