Госзаказ на сиротство

Усыновление в России должно стать признаком гражданской доблести

Разбиралась в ситуации Елена БАЛАЯН. Фото Юрия НАБАТОВА

4316

16 января 2013, 16:17

У "закона Димы Яковлева", запрещающего американским гражданам усыновлять российских сирот, есть несомненный плюс. Если бы не этот закон, о детях, отбывающих роковую повинность в интернатах и детских домах, так, наверное, никто бы и не вспомнил. Все ведь давно уже смирились с тем, что в России сироты есть, их много и с этим ничего не поделаешь. Ну, можно иногда привезти в интернат благотворительную помощь, чтобы скрасить существование детей, которым волею судеб приходиться жить без самых дорогих в жизни людей – родителей. Но чтобы как-то, в принципе, разобрать этих детей по домам, чтобы создать людям, желающим совершить этот, без преувеличения, подвиг, все необходимые условия, такого по большому счету пока нет. Благодаря широкой общественной дискуссии появилась надежда на то, что для детей-сирот, российских и саратовских, политические споры не будут безрезультатными, и что в их жизни, наконец, действительно что-то изменится…

Гудбай, Америка, здравствуй, Европа…

Судя по диспуту, прошедшему в минувший понедельник в областной Общественной палате, и по озвученным цифрам, большого повода для оптимизма пока нет. Брать в свои семьи чужих детей саратовцы, если верить статистике, не спешат. И хотя чиновники министерства образования отмечают некоторую положительную динамику в "сиротском" процессе, никакого реального бума усыновления в нашей области не наблюдается.

Как рассказала министр образования региона Марина Епифанова в постдискуссионном комментарии "Взгляду-онлайн", своей очереди на усыновление в Саратове ожидают 2046 детей-сирот.

При этом людей, готовых стать потенциальными родителями, в несколько раз меньше – всего 174 человека. Именно столько граждан подали сведения о себе в региональный банк данных, который есть в областном минобразе.

За 2012 год в Саратове российскими гражданами было усыновлено всего лишь 90 детей. И хотя специалисты подчеркивают, что это еще не окончательная цифра, не все процессы, стартовавшие в 2012-м, документально завершены, все равно это капля в море.

Более того, не все 90 детей были усыновлены именно саратовцами – 37 из них уехали вместе с новообретенными родителями в другие регионы страны.

Что касается американских усыновителей, то, как выразился председатель Общественной палаты Александр Ландо, "для нас "закон Димы Яковлева" не имеет никакого значения, потому что за шесть последних лет из Саратова и области американцами не был усыновлен ни один ребенок".

Как рассказала Галина Калягина, начальник отдела опеки и защиты прав несовершеннолетних областного минобраза, в Америке отсутствует государственный орган, который контролировал бы проживание детей в семьях усыновителей.

Поэтому еще в 2007 году областной минобраз совместно с областным судом приняли решение отказывать американским гражданам. То есть в отдельно взятой Саратовской области "закон Димы Яковлева", а точнее его местный проообраз, действует уже фактически пять лет.

По мнению Марины Епифановой, этот запрет вполне нормален, потому что в тех же США есть штаты, которые не разрешают вывозить своих детей даже за пределы конкретного штата, не то что в другие страны.

Зато есть статистические данные об усыновлении саратовских детей европейцами. В прошлом году Старый Свет принял 67 сирот.

Даст Бог, они теперь уже никогда не встанут на панель, не родят таких же обездоленных, как они сами, детей, не покончат жизнь самоубийством, как это тоже, к большому несчастью, часто случается именно с сиротами. А будут жить с новыми родителями в странах Европы – Италии, Испании, Франции и Германии. Как рассказала директор саратовского детского дома № 1 Наталия Саранцева, граждане именно этих государств чаще всего усыновляют воспитанников.  

Приданое от государства

Наталия Сергеевна рассказала еще много интересных и поучительных фактов. Так, к примеру, сегодня в детдоме проживают 18 воспитанников, и все эти дети – социальные сироты, то есть сироты при живых (!) родителях. На этих 18 сирот приходится 30 взрослых работников. И всем им нужна зарплата, по этой причине бюджетных денег на содержание одного ребенка в детдоме уходит 50 тысяч (!) в месяц.

Анализируя эти цифры, участники дискуссии в ОП сформулировали предложение: а что если хотя бы часть суммы, а то и всю сумму целиком отдавать усыновителям? Ну, как некое приданое, которое выдает за ребенка государство.

Бюджет от этого не пострадает: какая ему, бюджету, разница, куда пойдут уже заложенные в нем деньги – в детский дом или усыновителям? А усыновителям, которые все-таки решатся взять ребенка в свой дом как родного, очень даже не все равно, на что его растить.

Есть ощущение, что в нашей стране существует некий негласный госзаказ на сиротство. Сама система выстроена так, что гораздо больше денег вкладывается в то, чтобы дети оставались сиротами, чем в то, чтобы они ими быть перестали.

В ходе состоявшегося в Общественной палате разговора выяснилось, что усыновители не равны в правах с главами приемных семей и получают совершенно разную поддержку со стороны государства.

Лучше всех живут приемные семьи, они получают ежемесячное денежное вознаграждение: около 17 тысяч рублей плюс пособие на каждого ребенка

(в зависимости от возраста – от 5 до 8 тысяч рублей в месяц).

А усыновители получают лишь единовременную выплату (около 20 тысяч рублей) и все. Дальше власти об отданном на усыновление ребенке забывают.

Получается, что  государство говорит усыновителям: вы взяли ребенка в свой дом, признали его родным, теперь он ваш навсегда, и как вы его будете растить и на что, это ваши проблемы. Ну, а то, что ребенок изначально был сиротой, и что усыновившие его люди совершили реальный поступок и заслуживают со стороны государства большего внимания и большей материальной поддержки, как бы остается за скобками.

Саратовские общественники заявили о готовности исправить эту несправедливость. Александр Ландо по завершении дискуссии даже пообещал "Взгляду-онлайн" озвучить инициативу (о переадресации материальной помощи от интернатов к усыновителям) в письме губернатору.

Шансы на счастье

Глава благотворительного фонда "Савва" Ольга Коргунова спросила Наталию Саранцеву, правду ли говорят СМИ, что сотрудники интернатов и детдомов не заинтересованы в том, чтобы отдавать детей в семьи, ведь в конечном итоге это означает для них потерю зарплаты и тех достаточно больших денег, которые идут из бюджета на содержание сиротских учреждений.

Директор детдома от такого вопроса растерялась и сказала, что готова сделать все, чтобы ее воспитанники обрели родителей. Это прозвучало искренне.

Ведущая популярной саратовской программы о сиротах "Где ты, мама?" Татьяна Онищенко тоже вступилась за сотрудников госучреждений и за чиновников минобраза, заверив присутствующих, что они делают для счастья детей все от них зависящее.

Татьяне Онищенко хочется верить, но есть ощущение, что в нашей стране существует некий негласный госзаказ на сиротство. Сама система выстроена так, что гораздо больше денег вкладывается в то, чтобы дети оставались сиротами, чем в то, чтобы они ими быть перестали.

Подтверждением этого тезиса является, в частности, история Светланы Белобровой, рассказанная той же Ольгой Коргуновой. Белоброва – глава большой приемной семьи, на ее попечении находились шестеро детей. Недавно Светлана написала заявление об отказе от полномочий приемной мамы. Чиновники из минобраза утверждают, что у нее просто возникли проблемы со здоровьем, и поэтому она написала отказ.

Но Коргунова в такое объяснение не верит. Она считает, что Белоброву замучили проверками, ставшими как бы ответной реакцией чиновников на попытки Светланы с ними судиться по поводу задержки пособий.

"Я недавно видела Белоброву, она не инвалид, она всегда была очень активной общественницей, и я не верю, что она сама это написала", – сказала "Взгляду-онлайн" Коргунова.

Наталия Саранцева озвучила еще один интересный факт. Она подтвердила, что наши российские граждане усыновляют в основном здоровых детей. А больных берут иностранцы. Директор 1-го детдома знает, о чем говорит: учреждение, которым она руководит, коррекционного типа, почти все дети в нем – либо инвалиды, либо с задержкой психического развития, либо больные сифилисом, гепатитом и ВИЧ. Шансов на усыновление российскими гражданами у таких детей почти нет, хотя, по данным минобраза, в прошлом году одного ребенка, больного ВИЧ, все-таки усыновили.

Инвестиции в милосердие

В итоге мнения участников дискуссии по поводу того, как решить проблему усыновления, разделились. Одни говорили, что потенциальных родителей нужно стимулировать материально – что-то в духе инвестиций в милосердие: давать льготы на строительство жилья, например, потому что именно проблема с жильем становится для многих саратовцев препятствием к усыновлению. Ведь по закону, чтобы усыновить ребенка, нужно иметь определенное число квадратных метров, а они есть далеко не у всех потенциальных усыновителей. Что нужно упростить порядок сбора и подачи документов. Другие говорили, что нет, документальные мытарства – это проверка будущих усыновителей на прочность, проверка серьезности их намерений, и упрощать тут ничего не надо. Все-таки усыновить ребенка – не котенка в дом взять. Да и материальное поощрение якобы ни к чему – детей начнут брать ради "наживы", на детях "начнут зарабатывать", решать свои жилищные проблемы и т.п. Нужно, мол, не деньги давать, а менять правосознание и совесть, тогда всем будет счастье…

В прошлом году Старый Свет принял 67 сирот. Даст Бог, они теперь уже никогда не встанут на панель, не родят таких же обездоленных, как они сами, детей, не покончат жизнь самоубийством, как это тоже, к большому несчастью, часто случается именно с сиротами. А будут жить с новыми родителями в странах Европы – Италии, Испании, Франции и Германии.

Если попытаться обобщить, то на первой позиции стоят в основном общественники, на второй – чиновники и правоохранители, которым пылкость общественников наверняка кажется неоправданно романтичной. А общественникам, в свою очередь, чересчур жестким и циничным кажется прагматизм чиновников и силовиков.

Марина Епифанова привела в пример Пензу, там усыновителям давали по 200 тысяч рублей в качестве единовременной выплаты. "И что мы видим? Число усыновлений там не увеличилось", – объяснила министр свою позицию.

Где в этих спорах истина? И что на самом деле нужно делать в первую очередь? Разобраться сложно. По мнению зампреда ОПы, протоиерея Дионисия Абрамова, "можно сколько угодно спорить, но проблему нужно решать в первую очередь финансово".

Отец Дионисий привел убедительный пример – семью Ганиных, живущую в одном из районов области. Шестеро детей, отец на заработках, постоянного жилья нет, мать 29 лет пытается справляться одна. Но семья хорошая, не пьющая, детей родители любят, однако средств катастрофически не хватает. И вот, вместо того чтобы помочь, местная прокуратура решила детей из семьи изъять и инициировала процесс.

Результат – троих детей отправили в интернат в Вольск, участь остальных сейчас решается. Семья фактически разрушена. Член ОПы, председатель комиссии по работе с национальными, религиозными объединениями и миграционной политике Аркадий Шелест подтвердил, что "многодетность стала рычагом давления со стороны опеки и правоохранительных органов. Людей наказывают за то, что у них много детей, и за то, что они мало зарабатывают. И пока это будет так с нашими родными детьми, пытаться решить проблему сирот бесполезно…".

Очевидно одно: "закон Димы Яковлева" – это начало серьезного реформирования системы попечительства и усыновления, итогом которого должно стать радикальное изменение отношения к сиротам как со стороны государства, так и со стороны общества. Обездоленные, лишенные родителей дети не должны быть заранее, по факту своего рокового статуса, обречены на изгойство. Государство обязано дать им шанс на счастье, а общество обязано почитать усыновление за гражданскую доблесть и добродетель.

Справка "Взгляда-онлайн"

- В Саратовской области проживает около 430 тысяч детей. Из них 10 тысяч – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

- В 2012 году в области на свет появились 110 отказников. Треть отказных детей рождаются с патологиями, часть из них родились от родителей, больных сифилисом и ВИЧ.

- В региональном банке данных на усыновление числятся 2046 детей-сирот. Из них только 50 – это дети до года. Очередь на усыновление в области существует, но только на детей грудного возраста. Большинство детей, которых не удается устроить в семьи, это дети старше 10 лет.

- За последние три года наибольшее количество детей усыновлено гражданами: Испании – 32,4%, Франции – 20,1%, Ирландии – 19,4%, Италии – 15,8%, Германии – 7,1% .

- За последние три года в области усыновлено 24 ребенка-инвалида. Все они переданы на усыновление в семьи иностранных граждан.

- Случаев жестокого обращения с детьми, усыновленными из Саратовской области иностранными гражданами, зафиксировано не было.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.25 1 2 3 4 5