Мастера распила

Закон о строительстве дорог в районах области поставлен под угрозу неисполнения

В ситуации разбиралась Елена ТАЛПЭУ

4803

5 февраля 2013, 10:00

В 2012 году из бюджета Саратовской области было выделено около 240 миллионов рублей на строительство дорог в муниципальных образованиях губернии. К некоторым селам в межсезонье вообще не было подъезда, фактически они оказались отрезаны от других населенных пунктов. Поэтому средства распределялись между всеми районами, исходя из принципа "кому и в каком количестве нужнее". Однако мало выделить деньги, нужно еще проследить, чтобы они были израсходованы рационально, чего, как выяснилось, не случилось. "Первый блин вышел комом", – считают эксперты. По результатам проверки Счетной палаты выявлены нарушения финансовой дисциплины. Многие контракты до сих пор не исполнены, в некоторых случаях не соблюдены условия проектирования. Но самый большой вопрос вызвала завышенная цена строительства дорог в отдельных районах области. Свидетельствует ли это о злоупотреблениях или можно говорить о банальной некомпетентности и бесконтрольности местной власти, попытался выяснить автор "Взгляда-онлайн".

 

"Прут недуром"

"Дороги откровенно плохие, – заявлял в сентябре прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, когда приезжал в Саратовскую область. – Не скрою, мне об этом писали разные руководители, и здесь необходимо привлечь общие усилия для решения этой проблемы. Нам стоит концентрировать и федеральные, и региональные возможности для улучшения в целом ситуации на селе и, в частности, эксплуатации и строительства дорог", – отмечал он.

Областные власти вняли советам председателя кабинета министров. В прошлом году впервые за двадцать с лишним лет районам из регионального бюджета были выделены деньги на решение этой проблемы. Средства направлялись во все муниципальные образования в соответствии с принятым в декабре 2011 года законом "О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования". Внушительное название закона не стало гарантией от недоработок, которые оказались видны при его реализации.   

Итак, из информации комитета дорожного хозяйства следует, что по состоянию на ноябрь 2012 года 475 населенных пунктов в Саратовской области не имели круглогодичных подъездов.

Строительство уже запроектированных дорог своевременно начали только два района – Дергачевский и Советский. В большинстве контрактов было предусмотрено, что работы будут завершены не позднее декабря. На сегодняшний день лишь 10 (!) из более чем 30 контрактов выполнены в срок.  "Недобросовестные поставщики прут на конкурсы недуром", – объяснил причины неудач первый заместитель главы дорожного комитета Геннадий Рудыкин.

 

Ненасытные…

"Взгляд-онлайн" попросил прокомментировать ситуацию Юрия Заигралова (на момент написания статьи депутат областной думы, с 4 февраля и.о. главы администрации Петровского района).  "На сегодняшний день субсидии в полном объеме не освоены. За некоторыми муниципальными образованиями осталось чуть менее 20 миллионов рублей. Сейчас мы выясняем, по каким причинам они их не пустили в ход. Этот вопрос мы поднимали еще до выборов, где-то в июле".

По мнению парламентария, комитет дорожного хозяйства области самоустранился и не стал контролировать выполнение работ; не проследил, чтобы намеченные планы были реализованы в полном объеме. "Это ведомство сработало очень плохо, контроль за муниципальными образованиями вообще отсутствовал. На мой взгляд, возникшая на сегодняшний день ситуация стала следствием частой смены руководителей комитета… Все было пущено на самотек. Каждое муниципальное образование варилось в собственном соку. Вот они и показали, кто и на что горазд", – считает Заигралов.

Также он рассказал, что некоторые муниципальные образования проектировали параллельные дороги, хотя это запрещено законом. "Подъезд к селу уже был, а они планировали еще один, но, например, с другой стороны. Муниципалитеты исходили из тезиса: чем больше спроектируем, тем больше денег дадут. Это не так. Дорожный фонд сейчас составляет чуть менее 6 млрд рублей, да и то не всегда деньги идут на дороги", – аргументировал свою позицию депутат.

О том, что многие районы подготовили избыточное количество проектов, на что были потрачены значительные средства, говорят и другие эксперты.  Не отрицает это и недавно вступивший на должность председатель комитета дорожного хозяйства Николай Чуриков. "Факты такие действительно были, но не так уж и много", – уверен он.

По информации депутатов, из представленных проектов строительства 200 км дорог в этом году было утверждено лишь 60. То есть в три раза меньше, чем было запланировано. Яркий пример нецелевого использования – Федоровский район (куратор МР – областной депутат Николай Кузнецов), где, в отличие от других МР, ко всем населенным пунктам был подъезд. Местные власти хотели "построить" дорогу там, где она уже есть.   

"Хорошо, что мы успели птицу за хвост поймать, и на проектирование альтернативных дорог ни один район средств не потратил, кроме Марксовского. Но там есть оправдывающее обстоятельство – одна из дорог с твердым покрытием переливается в весеннее половодье и становится не проезжаемой. Все остальные пять районов, у которых не было острой потребности в выделенных субсидиях, деньги не успели потратить благодаря нашему своевременному вмешательству", – рассказал депутат областной думы Леонид Писной В итоге удалось сэкономить около 17 миллионов рублей. Сейчас рассматривается возможность их использования для строительства дорог уже в этом году. Как заявляют депутаты, в феврале выйдет другая редакция закона; в ней будет учтена необходимость установления жесткого контроля, как со стороны комитета по дорожному хозяйству, так и со стороны областного законодательного собрания.

Планируется, что рабочие группы в составе депутатов и чиновников будут хотя бы раз в два месяца проводить проверки реализации программных мероприятий, выезжать в районы. "На мой взгляд, проектировщики отнеслись халатно. Не исключаю, что несколько организаций будут в итоге включены в список недобросовестных поставщиков", – подытожил Писной.

"У нас во всех делах есть нормальные организации, которые выполняют работы с высоким качеством. А есть такие, которые собрались, соорудили проектную группу, вышли на аукцион, сделали проекты и не выполнили их, или выполнили некачественно", – прокомментировал ситуацию Николай Чуриков.

 

УФАС бездействует

На протяжении нескольких месяцев в Саратовской областной думе проходили совещания комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, на которых обсуждались эти проблемы. В ходе заслушивания отчетов муниципальных районов участниками совещаний помимо вышеназванных нарушений отмечалась завышенная стоимость проектирования одного километра дорог в некоторых районах области по сравнению со средней по региону.

В качества примеров упоминались Екатериновский, Ершовский, Хвалынский районы. Разница в цене между МР достигает 400 (!) процентов.

"Конечно, большой разлет цен на стоимость проектируемой единицы продукции напряг многих. Никаких нормативных документов по формированию стартовой цены аукциона не было, никаких рекомендаций старое руководство комитета дорожного хозяйства не давало. В основном все районы назначали цену, исходя из так называемого кабинетного исследования. Почитали в интернете, кто и почем заключает контракты, изучили опыт других регионов. Только вот изучать особо нечего было, потому что все регионы, так же как и мы, совсем недавно занялись этим вопросом, – рассказал Писной. –  В итоге Счетная палата зафиксировала большой разбег в цене контракта. Если говорить о том, получал ли кто-то откат, то, на мой взгляд, нет. Просто безумно потратили".

Так или иначе, проверить это должны контролирующие органы. В частности, о законности проведения аукционов и обоснованности цены проектирования могло бы дать заключение управление Федеральной антимонопольной службы во главе с Николаем Ремезовым. Но проводить проверку по выявленным Счетной палатой нарушениям ведомство упорно отказывается, ссылаясь на то, что это "выходит за пределы полномочий". Пассивная и непоследовательная позиция УФАС вызывает справедливое негодование у депутатского корпуса.

"Антимонопольная служба должна проводить проверки по выполнению техзаданий конкурса. Если условия контракта не выполнены, должны вводиться штрафные санкции", – говорит Заигралов.

Сейчас есть надежда, что в дальнейшем подобные нарушения будут пресекаться, цена контрактов основываться на исследованиях госэкспертизы, будет предусмотрен и прописан контроль главного распорядителя бюджетных средств – комитета дорожного хозяйства. Иначе мастера распила по-прежнему останутся безнаказанными.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.2 1 2 3 4 5