Презумпция опасности

Общественники усомнились в оптимизме чиновников по поводу ПХРО

Экологов выслушал Алексей ОВЧИННИКОВ

3399

27 февраля 2013, 16:10

Встреча губернатора Валерия Радаева с жителями Ленинского района Саратова в декабре минувшего года стала поводом для вчерашней дискуссии экологической общественности города и чиновников в комитете охраны окружающей среды и природопользования. Темой беседы стала деятельность пункта хранения радиоактивных отходов (ПХРО) Саратовского отделения филиала "ПФО ФГУП "РосРАО" в Татищевском районе. После жарких дебатов общественники вместе с журналистами побывали на ПХРО. Поездка не привела стороны к консенсусу: корреспондент "Взгляда-онлайн" предлагает ознакомиться с обзором мнений оппонентов.

 

Алексей Горюн, главный инженер Саратовского отделения филиала "ПФО ФГУП "РосРАО":

"Предприятие по хранению радиоактивных отходов низкой степени активности на землях Татищевского района образовалось 25 декабря 1962 года по решению исполкома Саратовского городского совета депутатов. Ввод объекта в эксплуатацию состоялся 1 июля 1963 года. Предприятие возникло не просто так, и площадка была выбрана не случайно. В протоколе заседания исполкома Татищевского районного совета депутатов трудящихся от 25 июня 1960 года есть решение №192 "Об отводе земельного участка в постоянное использование исполкому Саратовского горсовета депутатов трудящихся для строительства пункта по захоронению отходов радиоактивных веществ на землях колхоза имени Кирова". Сам ПХРО находится в 12-16 км от городской черты, близ деревни Докторовка Татищевского района, и представляет собой земельный участок площадью 78,5 га, в центре которого находится площадка для хранения радиоактивных отходов площадью 4,2 га. За весь срок этот земельный участок, внутри которого проводятся работы, не изменялся. Мы остаемся в своих границах и никуда не расширяемся".

 

Ольга Зубова, ученый СГУ им. Н.Г. Чернышевского:

"Что двадцать лет один и тот же вопрос задавать? Хотите провести точные измерения – обратитесь в аккредитованную лабораторию, и вам сделают все измерения.

Утверждать, что подземные воды загрязняются, без подтверждающих документов – уголовная ответственность. Если речь идет о подземных водах и о хранилище, расположенном в надземной части, не доходящей до подземной, утверждать, что резервуары "потекли", можно только в результате измерений. Естественно, эти измерения должны делать специально, и они должны делаться на гамма-спектрометрии. Все очень просто: никакие подземные воды там не могут загрязниться, потому что эти емкости загерметизированы. Траншейные захоронения по радию содержали низкоактивные отходы, которые собирались с мясокомбината в Энгельсе и еще где-то. И радий, чтобы вы знали, – естественный радионуклид, а не техногенный".

 

Юрий Ваньшин, доктор геолого-минералогических наук:

"Во время гидрогеологической экспедиции несколько лет назад в районе ПХРО на глубине 6,5 метра была вскрыта грунтовая вода, которая идет из района расположения пункта хранения. Целый ряд заключений говорит о том, что нет там грунтовых вод на глубине 15 метров, хотя скважина есть. Я называл и номер скважины. Удивительно, но в заключении – воды нет, в экспедиции – есть. Во время создания полигона об экологии вообще никто не говорил. Пункты хранения радиоактивных отходов в то время создавались там, где эти отходы производились. По закону ПХРО нельзя размещать в местах водосборной площади. Это нормальный водосбор, который висит над Саратовом, откуда все стоки (поверхностные, подземные) уходят в окружающую среду. И сейчас мне говорят: "Нет там воды". Есть! Там колодцы, люди пользуются водой. Исходя из положений, я вынес заключение: закрыть этот полигон хранения".

 

Дмитрий Соколов, председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования:

"Руководство предприятия показало все, что возможно. Показали новое хранилище. Кого-то куда-то не пускали? Полная открытость. Мы говорим о том, что если граждане чем-то обеспокоены, давайте еще раз попросим руководство ПХРО и проведем независимый мониторинг грунтовых вод около этого объекта. Надо руководствоваться документами… Я скажу, что неоднократно по заявлениям общественности данный объект проверялся и областной прокуратурой, и другими контролирующими организациями. Никаких нарушений на объекте по хранению низких и средних радиоактивных объектов не обнаружено".

 

Ольга Пицунова, член Общественной палаты Саратовской области, лидер "Волжской антикоррупционной коалиции":

"То, что нам показывали, что какими-то приборами оснащен полигон, – мы видели только со слов. И, честно говоря, для нас не важно, что изменилось здесь. Нам важно, что изменилось для жителей села Курдюм, которые пьют воду из колодцев, питающихся здешними грунтовыми водами. Для них пока ничего не изменилось. Печально, что по основному радионуклиду – "радий 226" – у них (на ПХРО. – Авт.) измерения не проводятся ввиду того, что у него общая активность маленькая. Причем это тот нуклид, утечка которого была допущена несколько лет назад, и который сейчас уже распространился по большой территории с грунтовыми водами. Чиновники, ответственные за безопасность граждан, должны делать все, чтобы жизнь людей изменилась в лучшую сторону, а не устраивать показательные выступления.  

Этот объект, каким бы он хорошим не был, стоит здесь в нарушение закона об охране окружающей среды. И мне печально слышать от всех органов: "Дайте нам загрязнение". Закон об охране окружающей среды направлен на то, чтобы предотвратить любое негативное воздействие. У нас вообще-то действует пока в России презумпция экологической опасности. То есть, если есть возможность экологического загрязнения – нужно принимать превентивные меры. А нам все службы говорят: "Сначала загрязните, а потом мы будем принимать меры". Этот подход меня категорически не устраивает. Нахождение этого объекта недопустимо по закону. Давайте соблюдать законы! Почему с граждан требуют соблюдать законодательство, а органы, которые за это отвечают, и власть себе такой обязанности не оставляют – соблюдать законодательство Российской Федерации?"

 

Борис Родин, председатель экологического движения "Самозащита":

"Дмитрий Соколов занимает позицию защиты руководителей ПХРО. Зампред Сергей Канчер на встрече по данному вопросу (прошла после актива с губернатором) сказал Соколову, что надо быть справедливым и занимать позицию, чтобы найти и устранить недостатки. Но Дмитрий Соколов ведет себя по-другому... "

 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5