Министр горчичников

Несколько причин задуматься об эффективности деятельности Наили Бриленок

Работу областного спортивного начальства изучал Николай ЛЫКОВ

9894

5 марта 2013, 10:00

В Саратове под угрозой закрытия школа высшего

спортивного мастерства, в том числе,

где тренировался великий Илья Захаров.

Я знаю, что Виталий Мутко в курсе проблемы…

Все это, конечно, держит под ударом саратовский спорт,

который и так там не Бог весть какой, честно говоря.

Но, надеюсь, что и губернатор разберется,

и местные власти, а федеральные чиновники подсобят.

 

Дмитрий Губерниев, телекомментатор.

28 февраля 2013 года

 

О саратовском спорте ныне регулярно говорят на центральных телеканалах и в печатной прессе. Высокий уровень медийной привлекательности обеспечили не местные команды или клубы, а индивидуальные достижения: лондонский триумф Ильи Захарова, успехи футболиста Федора Смолова, сенсационно-удачные выступления на Кубке мира биатлониста-юниора Александра Логинова. В контексте федеральной информационной повестки персональные заслуги спортсменов могли стать основой для капитализации имиджа региона, но профильное чиновничество не сделало так, чтобы это случилось. Примеры политической близорукости общеизвестны. Простой мониторинг новостей позволяет вспомнить о том, как теперь уже бывший зампред правительства Андрей Россошанский публично обвинил в необъективности "Первый канал", съемочная группа которого подготовила сюжет о развитии водных видов спорта, а министр Наиля Бриленок заподозрила в "неадекватности" олимпийского чемпиона, имевшего неосторожность несанкционированно усомниться в необходимости реорганизации ШВСМ. Эти заявления и некоторые другие инициативы дают основания для анализа деятельности областного спортивного начальства и целесообразности ключевых кадровых назначений. В настоящей статье автор "Взгляда-онлайн" предпринимает попытку критики на основе эмпирического материала и размышляет по поводу критериев отбора претендентов на пост министра спорта.

 

Растраченный гандикап

О назначении Наили Бриленок на пост министра молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области правительство объявило 10 апреля прошлого года. Кадровое решение, как говорили в кулуарах Московской, 72, состоялось по просьбе зампреда Андрея Россошанского – недавно назначенного куратора социальной сферы, который приступил к формированию команды лояльных подчиненных. Влияние протеже оказалось убедительнее иных соображений, в том числе степени известности в спортивных кругах и опыта административной работы.

Наиля Булатовна уже на первой пресс-конференции дала понять, что ей идеологически чужда традиция иждивенчества: по мнению министра, федерации не могут рассчитывать лишь на казенное кормление. Осталась в памяти саратовцев и поездка Бриленок на Олимпийские игры в Лондон, в особенности ее преисполненные драматизма сообщения в блоге. Многие тогда ставили под сомнение целесообразность таких туристических вояжей за государственный счет.

Согласно официальной биографии, карьеру госпожа Бриленок начала в 19 лет, на первом курсе физического факультета Саратовского госуниверситета – с должности учителя математики в средней школе № 93 Саратова. Затем, в течение четырех лет, трудилась инженером конструкторского бюро производственного объединения "Корпус". Параллельно с работой на оборонном предприятии в те же годы являлась тренером по художественной гимнастике в ДК "Рубин", став мастером спорта. Небогатый управленческий опыт сложился из следующего: шесть лет – консультант и начальник одного из отделов минспорта, еще семь – руководитель ГУ "Саратовский областной центр развития студенческого спорта". Последний год, до назначения министром, заведовала кафедрой физкультуры СГУ и заседала в Общественной палате региона. С профессиональным спортом, прежде всего со спортом высших достижений, Бриленок никогда не была связана – ни личным участием, ни на уровне реализации административных полномочий. Это обстоятельство стало причиной справедливого недоумения и удивления спортивной общественности в тот момент, когда появилась информация о назначении. Однако коллективная оценка не нашла публичного выражения – разговоры не покинули раздевалок спортзалов и коридоров федераций.

Бриленок возглавила министерство в условиях максимального благоприятствования. В отличие от предшественников у нее был серьезный гандикап в виде: во-первых, деятельного неравнодушия к спорту только что назначенного губернатора Валерия Радаева, во-вторых, фактора нового правительства, которое изначально могло рассчитывать на долгосрочный кредит доверия, в-третьих, организационно грамотных механизмов функционирования ведомства, созданных министром Пашкиным.

С первых дней работы на новом посту госпожа Бриленок позиционировала себя как ревностный защитник спортсменов, готовый круглосуточно ходатайствовать перед спонсорами и главой региона о безотлагательном увеличении финансирования отрасли. Министр предупреждала о том, что важным направлением станет тщательный контроль эффективности расходования бюджетных средств. Из структурных новаций запомнилось учреждение института кураторства – за каждым чиновником областного правительства закрепили профессиональную команду, которой необходимо было оказывать содействие в развитии. Причем в их обязанности входило не только лоббирование интересов клубов перед распорядителями бюджета, но и привлечение спонсорской помощи. Наиля Булатовна уже на первой пресс-конференции дала понять, что ей идеологически чужда традиция иждивенчества: по мнению министра, федерации не могут рассчитывать лишь на казенное кормление.

Осталась в памяти саратовцев и поездка Бриленок на Олимпийские игры в Лондон, в особенности ее преисполненные драматизма сообщения в блоге. Многие тогда ставили под сомнение целесообразность таких туристических вояжей за государственный счет.

Что касается общей концепции, то приоритетом Бриленок определила "игровые виды спорта" – иными словами, не стимулирование индивидуальных достижений, которые позже прославили область (Илья Захаров или, свежий пример, Александр Логинов), а поддержку команд. Тезис оказался наивным. Ссылки на бюджетное бессилие и отсутствие заинтересованности крупных инвесторов лишь отчасти оправдывают очевидное фиаско. "Точки роста" в командных видах не созданы, в том числе из-за того, что министерство, похоже, неспособно выстраивать цивилизованный диалог с федерациями и клубами, а также потенциальными спонсорами. Волейбольный "Протон", заявивший о невозможности отправиться на выездной матч в Уфу из-за отсутствия финансирования, был "уличен" Бриленок в "информационном шантаже", а реплику депутата облдумы Леонида Чернощекова, обеспокоенного за судьбу подшефного клуба, министр публично признала излишне эмоциональной. Тренеру "Энергетика" Анатолию Годалю, который имел смелость посетовать на задержку бюджетных траншей, устроили разнос на сайте министерства. Жесткий отпор также получили депутат ГД Антон Ищенко (высказывал претензии по поводу закрытия программы "Маугли"), глава администрации Татищевского МР Павел Сурков (судьба ФОКа в районе) и депутат облдумы Юрий Заигралов (ФОК в Турках).

Отказ от компромиссов – характеристика общего стиля руководства минспорта, и это касается не только определения стратегических целей, но и кадровой политики. Конечно, на директивно-номенклатурные решения Бриленок можно было не обращать внимания, если бы они являлись эффективными и обоснованными. В противном случае, не знаем, как в художественной гимнастике, но в литературе это называется "самодурством".

 

Фан-клуб Булатовны

Новый министр заменила 8 из 21 руководителя подведомственных учреждений. Так, с поста директора СОДЮСШ "Урожай" (специализируется на организации соревнований в районах области и популяризации физкультуры в молодежной среде; является единственным в России подобным учреждением) Бриленок уволила Сергея Гладкощекова, руководившего школой со дня ее основания – 22 января 2002 года. Место обладателя грамот Минспорттуризма РФ и Олимпийского комитета России досталось Елене Гуткиной – бухгалтеру и финансовому директору ООО "КБП БУЛС".

Итогом замены руководителя стал провал "Урожая" на Всероссийских летних сельских играх (лето 2012 года). Команда не завоевала ни одного призового места впервые (!) за историю школы. На организационном уровне последствия кадрового решения проявились в этом году на Зимней спартакиаде сельских спортсменов. Бывший бухгалтер Гуткина сумела собрать только 192 спортсмена, в то время как в предыдущие годы на спартакиаду стабильно приезжали около 500 участников – соревнования, о которых раньше говорили в прессе, остались практически незамеченными.

Один высокопоставленный чиновник правительства сказал после скандала: "Надо же было умудриться поссориться с олимпийским чемпионом! Это желтая карточка, по-футбольному – горчичник!". "На сегодняшний день министр – я!" – так отвечает Бриленок на несогласие со своей политикой.

Сомнительным, если не сказать жестче, является назначение на должность директора хоккейной школы "Кристалл" Максима Даниленко, сына руководителя и основателя фирмы "МАКСИ-ПРИНТ" (ныне – "ДАН") Татьяны Даниленко.

Приход этого человека Наиля Бриленок возвела в ранг государственной добродетели. В программе "Нестандартный разговор" глава ведомства охарактеризовала Даниленко как талантливого и незаменимого менеджера – идеальный пример привлечения частного капитала к развитию детского спорта. Об организаторских талантах нового директора хоккейная общественность ранее не слышала, поскольку он не никогда не имел отношения к этому виду спорта.

Недруги Бриленок полагают, что определяющую роль в "спортивной" карьере Максима сыграла мама Татьяна Алексеевна, а вернее, ее давняя близкая дружба с нынешним министром. Если верить предположениям скептиков, то общение подруг не ограничивается использованием административных рычагов для трудоустройства родственников. Куда больший интерес представляют хозяйственные коммуникации министерства и "ДАНа" – компании, занимающейся изготовлением полиграфической, рекламной и оформительской продукции. Фирма выступает в качестве исполнителя заказов ведомства, стоимость некоторых контрактов, возможно, нуждается в скрупулезном изучении контролирующих и надзорных структур, прежде всего УФАС.

В подведомственных ГУПах (вполне ликвидных предприятиях) при министре Бриленок тоже произошли изменения. Руководящие посты достались господам Трегубову и Бычкову – людям из ближайшего окружения Андрея Россошанского. Давать оценку эффективности их работы рано, но сам факт назначения настораживает: в этой ситуации вопрос о критериях рекрутирования остается риторическим.

В самом министерстве Бриленок удалось создать настоящий фан-клуб своего имени – преданность руководителю считается признаком высшей служебной доблести. Одним из убежденных и последовательных апологетов является замминистра Ирина Шатылко, которая воспринимает критику Наили Булатовны в прессе как личную обиду и оскорбление. Как и в спорте, фанаты чиновника эмоциональны и вспыльчивы, для них корпоративная солидарность ценнее объективности, а пресловутая непогрешимость лидера важнее любой дискуссии. Особенно ярко фан-клуб показал себя в истории с Ильей Захаровым, выступившим против оптимизации ШВСМ.

 

Желтая карточка

У громкого скандала вокруг Школы высшего спортивного мастерства могут быть вполне земные причины. Министерство и сама Наиля Бриленок, несмотря на многочисленные настойчивые просьбы журналистов, так и не сумели внятно артикулировать основания реорганизации: ссылались на некие методические рекомендации и федеральную практику. Зато в адрес противника "реформы" Ильи Захарова упреки звучали жесткие и недвусмысленные. "У меня нет обиды на Илью Захарова. Он целыми днями тренируется. Он не может знать, что мы тут делаем. Пусть это останется на совести тех манипуляторов, которые стараются замутить спортсмену голову. Он вообще не должен об этом думать", – со снисходительной улыбкой комментировала Бриленок. Еще прямолинейнее она изъяснялась в "Нестандартном разговоре": в ее устах олимпийский чемпион предстал в образе неоперившегося болванчика, которому нужно прыгать в воду лучше китайцев, а не заниматься критиканством, поддаваясь симптомам звездной болезни.

Но в государственном управлении, как и в спорте, есть те, кто стараются, пусть и круглосуточно, и те, кто умеют и добиваются необходимых результатов. В этом любительский спорт отличается от профессионального. В первом есть желание, эмоции, частая смена правил игры – можно, к примеру, взять в футбольную команду родственников подруги, доверенных лиц старого приятеля или просто знакомого бухгалтера, вне зависимости от того, знают ли они разницу между офсайдом и корнером и бывали ли раньше вообще на стадионе. Во втором – главным является счет на табло: именно он обеспечивает славу среди болельщиков, солидные гонорары, внимание рекламодателей и расположение владельцев.

Наблюдатели, внимательно следившие за развитием конфликта, объясняют ситуацию в категориях межличностных отношений и экономической науки. С одной стороны, неприязнь к Валентине Куприяновой – принципиальному в оценках руководителю ШВСМ, с другой – желание взять под контроль финансирование олимпийской подготовки посредством использования федераций и школ олимпийского резерва, исключив всякую самостоятельность и местечковый волюнтаризм. Один высокопоставленный чиновник правительства сказал после скандала: "Надо же было умудриться поссориться с олимпийским чемпионом! Это желтая карточка, по-футбольному – горчичник!".

"На сегодняшний день министр – я!" – так отвечает Бриленок на несогласие со своей политикой. Вероятно, этого же принципа чиновник придерживается в вопросах распределения объемов бюджетного финансирования профессиональных команд. Именитые "Сокол", "Автодор", "Кристалл", "Протон" не получают вложений, достаточных для повышения в классе, зато не столь известные клубы находятся под надежной защитой.

Мало того, что при Бриленок количество команд, финансируемых в рамках областной целевой программы (ОЦП), увеличилось с 8 до 10, изменились и сами приоритеты. Неожиданно заслужили преференции "Дельта" (пляжный футбол, плюс четыре миллиона рублей) и "Универсал" (хоккей с мячом, повышение до 13 миллионов).

В ОЦП "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2009-2012 годы было предусмотрено два миллиона рублей на проведение реабилитационных мероприятий на базе ГУПСО "РЦСП" для травмированных спортсменов. Однако денежные средства были перераспределены и направлены на финансирование спортивных федераций без внесения соответствующих изменений в саму программу. В приличном обществе это можно считать нарушением финансовой дисциплины, в случае нашего министерства – волевым решением руководителя.

При формировании бюджета 2013 года на поддержку подведомственных министерству учреждений не была сформирована комиссия по рассмотрению заявок на финансирование. Учреждения не имели возможности обосновать расходы и представить прогнозы, средства распределялись в соответствии с предпочтениями минспорта.

Оппоненты Наили Бриленок убеждены, что ведомство не выработало "единый подход в обеспечении инвентарем спортсменов". "Простой пример: в 2012 году министерством были получены федеральные денежные средства на приобретение спортивного инвентаря для базовых видов спорта в размере шести миллионов рублей. На эти средства были приобретены десять гидрокостюмов для пловцов. Все были переданы тренеру Игорю Аширову, который воспитывает трех спортсменов. Остальные семь костюмов остались невостребованными. По странному стечению обстоятельств без костюма остался чемпион первенства Европы по плаванию Степан Сурков", – отметили собеседники "Взгляда-онлайн".

 

Чистое любительство

Наиля Бриленок считает критические высказывания в свой адрес происками ее личных врагов, не заинтересованных в позитивных изменениях в саратовском спорте. Конспирологическая теория активно использовалась в ситуации вокруг ШВСМ и других скандальных историях.

В самом министерстве Бриленок удалось создать настоящий фан-клуб своего имени – преданность руководителю считается признаком высшей служебной доблести. Одним из убежденных и последовательных апологетов является замминистра Ирина Шатылко, которая воспринимает критику Наили Булатовны в прессе как личную обиду и оскорбление. Как и в спорте, фанаты чиновника эмоциональны и вспыльчивы, для них корпоративная солидарность ценнее объективности, а пресловутая непогрешимость лидера важнее любой дискуссии.

Исключением стало задержание первого замминистра Дмитрия Козлачкова. В данном случае министерство оперативно пыталось отвести удар от себя, а не искать заговорщиков извне: "Никаких предпосылок для следственных действий в отношении Козлачкова как сотрудника министерства нет". В настоящее время первый замминистра находится под стражей, и следствие пока не дало правовую оценку действиям или бездействию его руководителя.

В чем не откажешь министерству – так это в стремительной реакции на все, что так или иначе связано с работой министра, готовности давать комментарии и демонстрировать горячее желание трудиться. Кому-то такая активность может показаться имитацией реальной деятельности, но, если быть объективным, Бриленок и ее "команда" действительно работают или, что точнее, стараются это делать.

Но в государственном управлении, как и в спорте, есть те, кто стараются, пусть и круглосуточно, и те, кто умеют и добиваются необходимых результатов. В этом любительский спорт отличается от профессионального. В первом есть желание, эмоции, частая смена правил игры – можно, к примеру, взять в футбольную команду родственников подруги, доверенных лиц старого приятеля или просто знакомого бухгалтера, вне зависимости от того, знают ли они разницу между офсайдом и корнером и бывали ли раньше вообще на стадионе. Во втором – главным является счет на табло: именно он обеспечивает славу среди болельщиков, солидные гонорары, внимание рекламодателей и расположение владельцев.

Это вовсе не означает, что министром спорта обязательно должен быть профессиональный спортсмен. Его опыт, знания и известность могут пригодиться для формулирования имиджевой концепции и медийного сопровождения лоббирования интересов. Вряд ли что-либо изменится в областном спорте, если министром назначат, допустим, чемпионов вроде Сергея Улегина или Ильи Захарова. Они заслуживают государственных поощрений – на посту замминистра по внешним коммуникациям смотрелись бы органично. Но на должность главного нужен грамотный менеджер, говоря по-русски, хозяйственник, который одновременно пользуется уважением в спортивной среде (имеет опыт выступлений в профессиональном спорте) и разбирается в экономике.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.33 1 2 3 4 5