Бомжи поневоле-2
УФССП готово выступить адвокатом саратовских детей-сирот
24 апреля 2013, 11:00
Тема предоставления жилья детям-сиротам стоит в Саратовской области очень остро. В материале "Бомжи поневоле" журналист "Взгляда-онлайн" уже писал о том, что квартир для этой категории граждан не хватает. Региональное министерство строительства и ЖКХ вроде бы пытается решить эту проблему, но пока не очень успешно. Очередь из детей, оставшихся без попечения родителей, только растет. Единственная альтернатива, которую предлагает государство, – это компенсация. О том, как правильно ее получить и использовать, на прошлой неделе сиротам объясняли в саратовском отделе управления федеральной службы судебных приставов.
"Опять промоют мозги"
В узком коридоре толпится человек тридцать. Подпирая стены, дети-сироты ждут аудиенции судебных приставов, которые устроили День открытых дверей, чтобы разъяснить ребятам, как реализовать их право на получение жилья. Атмосфера довольно напряженная. Выпускники интернатов и детских домов время от времени отпускают язвительные комментарии и с недоверием относятся к очередным "дядям и тетям", представляющим интересы государства. "Что толку, что нас тут собрали? Опять промоют мозги, скажут, что поставили на очередь и что жилья нет. Я уже сто раз эти песни слышал", – возмущается тощий парень в спортивном костюме. Ребят понять можно, каждый из них уже с закрытыми глазами может найти штаб-квартиру министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, пороги которого, в надежде получить квартиру, они обивают уже не первый год. А возможно, и не последний.
Только в прошлом году в управлении федеральной службы судебных приставов находилось 1961 производство о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, должником по которым является министерство строительства.
"И сколько я получу?"
"Мы вас собрали для того, чтобы разъяснить ваши права. У всех вас одинаковая проблема – вы ждете предоставления квартир. Сами понимаете, что они не пекутся, как пирожки, и у области реально нет столько денег, чтобы в момент ликвидировать более чем полуторатысячную очередь", – начала ликбез начальник Саратовского межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Наталья Маслова. Тут же небольшой кабинет, в котором собралась первая группка сирот, наполняется недовольным гулом. "Про деньги мы уже слышали, что делать-то?!" – прерывает ее щекастый юноша. Его поддерживают остальные сироты.
"У вас есть право на замену исполнения, то есть вы можете вместо квартиры получить денежную компенсацию. Исходя из практики, что это будет намного быстрее. И получение денежных средств – это реальная гарантия вашего права на получение жилого помещения", – спокойно продолжает пристав. "Ага! И сколько я получу? 750 тысяч?! Что я куплю на эти деньги?! И кто гарантирует то, что когда я снимусь с очереди на получение квартиры, мне не скажут, что денег на компенсацию тоже нет?" – резонно возмущается женщина, которая пришла сюда с ребенком. Как и у остальных, в руках у нее толстая папка с различными справками, подтверждающими, что ей негде жить, и еще большим количеством писем в минстрой.
"Деньги есть"
"Отвечу по порядку. Во-первых, на 750 тысяч можно купить жилье, это реально. Понятно, что это будет не квартира в новостройке или в центре города, это будет вторичное жилье, но тем не менее. Понимаете, вы говорите, что вам негде жить, так вот это шанс, и вам не придется ждать несколько лет. Во-вторых, за денежные компенсации несет ответственность не министерство строительства, а министерство финансов. То есть, как только вы приносите судебное решение, подтверждающее, что вы ждете компенсацию, министерство финансов в течение трех месяцев перечисляет вам средства на счет. Деньги эти идут напрямую из федерального бюджета, они в нем заложены, и никто вам просто не сможет сказать, что их нет. Они есть!" – объясняет представитель министерства финансов Ольга Евсеева.
В кабинете повисает напряженная тишина. Сироты взвешивают все плюсы и минусы. "Знаете, у меня тут один товарищ согласился на эту авантюру, а ему выплатили только 300 тысяч. Его просто киданули", – наконец, встает парень, который до этого тихо сидел в углу.
"Это возможно только при том условии, что ваш друг стоял в очереди не по Саратову, а, например, по Вольску. В областных городах и районных центрах жилье стоит дешевле, и размер компенсации соответственно меньше. В Саратове на данный момент квадратный метр рассчитывают по цене 24800 рублей. Чтобы понять, на какую компенсацию вы можете рассчитывать, умножьте количество квадратных метров, которое вам положено от государства, на эту цифру. Вот эти деньги вы и получите, ни больше ни меньше", – парирует Маслова, а сироты уже ищут в мобильниках калькуляторы.
"Нужно использовать этот шанс"
"И что, мы прямо наликом все получим? Я тогда себе "газель" возьму и буду работать", – оживляется парень в спортивном костюме.
"Вы получите компенсацию на ваш личный счет. Как вы этими деньгами распорядитесь, решать только вам. Конечно, можно на них конфет купить, проесть, прокутить, но этот шанс у вас один лишь раз будет. Потом вам никто ничем не обязан, – пристав начинает говорить эмоциональнее, в ее голосе появляются материнские нотки. – Я вам просто по-человечески советую отнестись к этому ответственно, нужно использовать этот шанс, нужно становиться взрослыми, нужно строить свою жизнь, свое будущее и доказать этому миру, который и так вас уже потрепал, что вы можете, что вы справитесь!".
Ребята на минуту задумываются. Такого разговора с представителями государства они, по всей видимости, явно не ожидали. "Все равно мне с двумя детьми в этой однушке будет тесно", – тихо, почти про себя, говорит молодая мама.
"А кто вам мешает использовать материнский капитал? Вы как раз его можете потратить на улучшение жилищных условий. Да, он небольшой, но вы можете недостающую часть суммы взять в ипотеку, это нормальная и распространенная практика", – поясняют ей.
"Где гарантии?"
"Знаете, все равно непонятно, где тут гарантии? Ну, понятно, что компенсацию мы получим быстрее, чем квартиры, хотя хотелось бы все равно квартиру получить, но где гарантии того, что суд встанет на нашу сторону? А про адвоката вы подумали? Он по-любому сейчас запросит часть суммы. Так было у моей знакомой, она полтинник отвалила, пока судилась, в итоге со всеми затратами и этой возней потеряла часть денег", – вполне оправданно задается вопросом один из сирот.
"Я по своему опыту знаю, что суды встают на сторону сирот всегда. А по поводу адвокатов согласна, что, к сожалению, бывали случаи, когда они требовали за свою работу больше, чем должны были. Более того, вам адвокат вообще не нужен, и это не только потому, что суд на вашей стороне. В обязанности нашего управления и так входит представление ваших интересов в суде. Вам всего лишь нужно прийти к нам в управление, где вам подскажут, какой конкретно пристав занимается вашим делом, и написать заявление о том, что вы хотите заменить исполнение судебного решения о предоставлении вам жилья на получение компенсации. Дальше мы идем в суд и полностью ведем ваше дело", – говорит Маслова.
***
Похоже, что вопросов у ребят больше нет. По крайней мере, они сменили гнев на милость по отношению к "государственным тетям". Почти все после беседы подходят к столу, на котором лежат образцы заявлений. Уже в коридоре они бурно обсуждают услышанное и пытаются разложить все по полочкам. "Короче, я так подумал, что если все это правда, то компенсацию реальнее получить, чем еще пять лет ждать, пока мне квартиру построят", – считает щекастый парень, который возмущался больше всех.
Причины, которые побудили приставов провести подобное мероприятие, понятны и очевидны. В силу того, что министерство строительства не исполняет судебные решения о предоставлении жилья сиротам, растет число неисполненных производств, а это является одним из критериев оценки эффективности работы УФССП. Приставы не заинтересованы в ухудшении показателей. Сама же инициатива управления вызывает уважение – кто-то ведь должен выступить в их защиту и стать для них бескорыстными адвокатами и консультантами.
Вопрос в том, что сироты в силу возраста, отсутствия достаточного жизненного опыта и знаний распоряжаются компенсациями не по назначению. Известны случаи, когда вчерашние воспитанники детдомов тратили бюджетные средства на покупку автомобилей, попросту их пропивали или становились жертвами мошенников и вымогателей. Каждая такая история – это не только трагедия конкретного ребенка, но и свидетельство нерационального расходования ресурсов федеральной казны. Замена квартир на деньги напоминает попытку чиновников снять с себя всякую ответственность за судьбу сирот, законную уловку для того, чтобы не исполнять государственные полномочия. Замена квартир на деньги – это дополнительная работа для правоохранительных ведомств, а значит – основания для общественной критики нежелания расследовать факты обмана сирот.
Компенсации в данной системе правоотношений являются легализацией бездействия бюрократии и мотивами совершения преступлений. В выигрыше – уголовный элемент и местное чиновничество, в проигрыше – обездоленные дети и федеральный бюджет.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте