Назад к просвещению

Кто и как в сегодняшней России занимается популяризацией науки

Статья Дмитрия ТРУБЕЦКОВА

3964

13 мая 2013, 10:00

Просвещать, просветить кого, даровать свет

                                                           умственный, научный и нравственный, поучать

                                                           истинам и добру; образовать ум и сердце.

                                                           Просвещенный человек, современный

                                                           образованием, книжный, читающий, с

                                                           понятиями об истине, доблести и долге.

                                                           Просвещены с.р. свет науки и разума,

                                                           согреваемый чистой нравственностью,

                                                           развитие умственных и нравственных сил

                                                           человека; научное образование, при ясном

                                                           сознании долга своего и цели жизни.

 

В.И. Даль "Толковый словарь живого

великорусского языка". П-С., в 10 т., т.8, М.:

ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС,

 образование, 2006.

Начнем с того, что было. "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух". Этими пушкинскими строчками долгие годы открывалась передача "Очевидное – невероятное", которую создал, готовил и вел великий просветитель Сергей Капица. Ее смотрели и понимали многие миллионы людей. Передача, родившаяся в 1973 году, просуществовала почти сорок лет. Сергей Петрович инициировал издание в нашей стране научно-популярного журнала "В мире науки" (российской версии Scientific American).

 

Подвижничество в науке

В февральском номере журнала "В мире науки" за этот год, который должен был быть посвящен 85-летию Сергея Петровича Капицы – человеку, изменившему мир, – его вспоминают театральный режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов, академик, член Президиума РАН Владимир Фортов, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, академик РАН, лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов, психолингвист, заместитель директора НБИКС-центра НИЦ "Курчатовский институт" Татьяна Черниговская, академик РАН Юрий Каган.

Татьяна Черниговская, в частности, написала: "Роль подвижнической деятельности Сергея Петровича на поприще служения знанию и обществу, провидческих оценок развития цивилизации и социума еще только предстоит оценить. Такие примеры возвращают нам чувство человеческого достоинства и указывают верный путь. "Иначе, – как писал И. Бродский, – верх возьмут телепаты, буддисты, спириты, препараты, фрейдисты, неврологи, психопаты. <> Душу затянут большой вуалью. Объединят нас сплошной спиралью. Воткнут в розетку с этил-моралью. Речь освободят от глагола".

Если хотите, то традиционное уважение и интерес к знанию, к теоретическим и философским идеям, к осмыслению окружающего мира настойчиво прививалось и "насаждалось" в течение семидесяти лет. Старшее поколение помнит: "Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!"

Еще одним просветителем ушедшего времени был Даниил Семенович Данин, книгами которого я и люди моего поколения зачитывались в юности. "Неизбежность странного мира", "Нильс Бор", "Резерфорд", "Вероятностный мир" – книги, которые стремились достать. Удивительна и последняя книга Данина "Бремя стыда" (М.: Московский рабочий, 1996, 384 с.), раскрывающая драматическую тему "Пастернак и мы".

Даниил Семенович читал в Российском гуманитарном университете курс, названный им "кентавристикой". Увы, курс остался недописанным в связи с его кончиной в 2002 году: только небольшую часть лекций опубликовал журнал "Наука и жизнь". По Данину, кентавр – это воплощенная несовместимость разных начал, каким-то образом преодоленная, это метафора сочетания несочетаемого (тем, кому это интересно, можно посмотреть книгу Д.И. Трубецкова "Даниил Семенович Данин и его кентавристика" (Саратов, Изд-во Гос. УНЦ "Колледж", 2007).

Просветительством занималось целое общество "Знание": с 1967 года ежемесячно издавались брошюры в серии "Новое в жизни, науке, технике" (подписная популярная серия). Цена подписки на год составляла 1 руб. 32 коп. Если хотите, то традиционное уважение и интерес к знанию, к теоретическим и философским идеям, к осмыслению окружающего мира настойчиво прививалось и "насаждалось" в течение семидесяти лет. Старшее поколение помнит: "Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!" Давайте вспомним тиражи научно-популярных журналов. "Наука и жизнь" – 3 млн экземпляров, "Знание – сила" – 800 тыс., "Химия и жизнь" – 400 тыс. Их выписывали, покупали, читали, было интересно.

Как не вспомнить выдающегося популяризатора Якова Исидоровича Перельмана с его "занимательной наукой" – занимательной физикой, алгеброй, геометрией, астрономией. Читали с удовольствием и "Занимательную геологию" академика Владимира Афанасьевича Обручева. Я уж не говорю о сотнях математических кружков, школ юных физиков, знаменитых физико-математических школах и главное – о повсеместно прививаемой культуре чтения, которая сейчас практически исчезла.

 

Любители халявы

А что сегодня? Мне скажут: "Отстал старик. Какие книги? В интернете все есть".

Что ж, давайте посмотрим на перечень запросов школьников – пользователей разных стран. Недавно такие данные привел профессор Г.Г. Малинецкий, взяв для конкретности статистику системы Google по запросу "наука".

Испаноязычный вариант (самые популярные запросы в мире): математика, Луна, клетка, Википедия, ДНК, химия, математические игры, физика, большой взрыв.

США: математика, Луна, наука, математические игры, занимательная математика, калькулятор, занимательные математические игры, химия, периодическая система элементов.

Акцент ясен – математика и естественные науки.

Российская Федерация: ЕГЭ (единый государственный экзамен), ГДЗ (готовые домашние задания), решебник, результаты ЕГЭ, Википедия, ЕГЭ по русскому, по алгебре, ЕГЭ-2011, ГДЗ по математике.

Согласитесь, разительное отличие. Как справедливо отмечает Г.Г. Малинецкий, все это "проходит по разряду халявы, халтуры и связано с императивом "казаться, а не быть".

Уровень ЕГЭ-школьников, превратившихся в ЕГЭ-студентов, таков, что приходится разрешать им пользоваться на зачетах и экзаменах конспектами, книгами, компьютерами. Я предупреждаю, что в интернете, в частности, в "Википедии" много глупостей или просто общих фраз, умейте пользоваться информацией.

По Далю – непросвещенный, не читающий, не книжный, без понятий об истине и долге. Блестящая иллюстрация введения ЕГЭ, подпитываемая тем, что описано в цитате из Иосифа Бродского.

Уровень ЕГЭ-школьников, превратившихся в ЕГЭ- студентов, таков, что приходится разрешать им пользоваться на зачетах и экзаменах конспектами, книгами, компьютерами. Я предупреждаю, что в интернете, в частности, в "Википедии" много глупостей или просто общих фраз, умейте пользоваться информацией, для чего нужен некоторый уровень просвещенности.

Пример. Студенту достался на экзамене вопрос в билете: "Автоволны. Общие свойства. Примеры: ревербератор, ведущий центр". Читаются эти вопросы в разделе лекций о самоорганизации нелинейных систем, и речь идет о спиральных автоволнах – ревербераторах, возникающих в сердечной ткани, кооперации амеб, о волнах депрессии в тканях мозга и сетчатке глаза и ведущих центрах – концентрических волнах.

Студент открывает "Википедию", а там написано: "Ревербератор – устройство

или программа, имитирующая эффект реверберации… Реверберация – это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях". Он так и отвечает. А ведь будь он хоть чуть-чуть "книжный, читающий", ответ был бы иным.

Современные студенты очень любят отчетность в виде рефератов. Почему? Потому, что можно даже не списать их в интернете, а "скачать", не утруждая себя писаниной, нужные куски и скомпоновать их. ЕГЭ отучил их мыслить –  по Бродскому, "речь освободил от глагола".

 

Что делать?

Пора отвечать на исконно русский вопрос: "Что делать?", дополнив его вопросом: "Что делается?"

Начнем с ответа на второй вопрос. Я не случайно упоминаю Георгия Геннадиевича Малинецкого – доктора физико-математических наук, профессора, зав. отделом в Институте прикладной математики имени академика М.В. Келдыша, автора множества книг и статей, активного проповедника и защитника синергетики как междисциплинарного подхода, лежащего на пересечении сферы предметного знания, математического моделирования и философской рефлексии.

Его усилиями в серии "Синергетика от прошлого к будущему" вышло более 60 книг, выпускаемых издательством URSS, издаются книги в сериях "Синергетика в гуманитарных науках", "История и компьютер". Недавно начала издаваться серия "Шедевры научно-популярной литературы. Науку – всем".

Будем надеяться, что правы те, кто считает XIX – веком геополитики, XX – веком геоэкономики и надеется на то, что XXI век станет веком геокультуры.

Естественный вопрос: "А сам что делаешь?". Пытаюсь просвещать школьников в Лицее прикладных наук в рамках курса "Колебания, волны, синергетика" (4 урока в неделю), читаю лекции на школах "Нелинейные дни в Саратове для молодых". Написал несколько научно-популярных книг, изданных в издательстве URSS (Введение в синергетику. Колебания и волны. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012, четвертое издание, 128 с.; Введение в синергетику. Хаос и структуры. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012, четвертое издание, 224 с.; Наука о сложностях в лицах, датах и судьбах. Как закладывались основы синергетики: пиршество духа и драма идей. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013, 312 с.)

Усилиями коллектива журнала "Известия высших учебных заведений – Прикладная нелинейная динамика" создана серия "След вдохновений и трудов упорных…". Перечисляю книги только для того, чтобы обратить кого-то в просвещенного человека, по Далю, вернуть его к книге. В замечательном эссе Людвига Флашена "Книга", состоящего из 37 мудрых фраз, есть такая: "Книга ничего не описывает и не выражает; она оказывает действие. Описать или выразить – значит сделать лишь первый шаг, опереться на что-то. Все остальное еще впереди".

Процитирую Г.Г. Малинецкого в качестве ответа на вопрос "Что делать?": "И одна из главных задач нынешнего поколения ученых, преподавателей, профессоров пронести огонь науки через сумрак нынешнего российского безвременья и передать его следующему поколению. И конечно, греет душу мысль, что найдутся молодые, пытливые умы, которые захотят это прочитать, сумеют понять, примут эстафету и пойдут дальше".

Будем надеяться, что правы те, кто считает XIX – веком геополитики, XX – веком геоэкономики и надеется на то, что XXI век станет веком геокультуры, и не случится написанное И. Бродским.

                                                          

  

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5