Как чугунный мост

Почему счастье горожан от открытия нового перехода на станции Трофимовский-1 оказалось неполным?

Реплика Петра ФАДЕЕВА

10332

5 июля 2013, 12:00

В Саратове официальное открытие нового пешеходного моста над железной дорогой на станции Трофимовский-1 на прошлой неделе не все горожане восприняли однозначно позитивно. Казалось бы, поводов для радости предостаточно – мост крытый, он выглядит совершенно иначе, чем старый, расположен ближе к зданию станции, да и вообще он новый, что само по себе – очень редкое явление для города. Однако вместо всеобщего воодушевления на форумах в СМИ и в социальных сетях появились многочисленные скептические, критические и даже возмущенные комментарии. Особенно много вопросов вызвала обнародованная РЖД сумма, в которую обошелся мост, – 300 миллионов рублей.

 

Старый пешеходный мост на станции Трофимовский-1 построили в конце 1960-х годов. Число путей с годами увеличивалось, поэтому за время эксплуатации мост неоднократно достраивался и видоизменялся.

Историческое развитие города в этой части Ленинского района сделало его крайне востребованным жителями близлежащих микрорайонов и не только. В советские годы, когда в окрестностях работали гиганты промышленности ("Элмаш", "Рефлектор", "Алмаз", "Контакт" и т.п.), на электричках ездили на работу и домой многие сотрудники этих предприятий. В постсоветские годы электропоезда стали главным средством передвижения для дачников. Трофимовский-1 – последняя остановка электричек направлением на Татищево и Тарханы, перед тем, как они расходятся в противоположные стороны. Поэтому станция, а следовательно, и пешеходный мост всегда были и до сих пор остаются местом притяжения владельцев садово-огородных участков, не имеющих личных автомобилей.

Впрочем, дачники – это сезонное явление. Куда более важно, что пешеходный Трофимовский мост соединяет жилые массивы ВСО и 4-5-й Дачных. Многочисленные горожане перемещаются по мосту на работу и до остановок общественного транспорта. Сотни школьников последние 50 с лишним лет ежедневно ходят по нему в расположенные "на другом берегу" две средние школы – № 72 и 100. Кроме того, дети переходят мост по дороге в музыкальные школы №17 и 18, которые работают в районе трамвайной остановки 4-я Дачная, спортивные секции и т.п. Любители экологически чистой воды с ВСО пользуются мостом, следуя к родникам, расположенным в лесной зоне 5-й Дачной.

 

Под знаком Z

Десятилетия активной нагрузки привели к тому, что железобетонные конструкции сооружения начали ветшать. Лестница, выводившая пешеходов в частный сектор и ряды гаражей поблизости от железнодорожной станции, пребывала в совершенно безобразном состоянии. Прорехи в ней или отсутствующие ступени в последние несколько лет были заделаны досками разной ширины, в которых тоже можно было увидеть большие щели. После любых заморозков и в гололед эта шаткая конструкция превращалась в опасный аттракцион. Пешеходы, особенно преклонного возраста, в буквальном смысле рисковали свернуть себе шею или, по меньшей мере, переломать руки и ноги.

В прошлом году начались работы по строительству нового моста. Теперь, когда он открылся, входы на старый мост перекрыты, и в настоящее время строители разбирают его. Весь поток пешеходов теперь будет перемещаться над путями по новой конструкции.

Новый мост отличается от своего предшественника во всех отношениях. В отличие от старого, который представлял собой почти прямую линию (с одним небольшим заворотом), новый похож на нечто вроде растянутой буквы Z, к которой приделаны две "палочки", то есть лестницы на платформы. По всей длине моста устроен навес из арочных металлических конструкций, покрытых поликарбонатным материалом. Внутри нового перехода есть поручни и лампы освещения.

 

Кошмар клаустрофоба

Жители окружающих микрорайонов, которые уже воспользовались новым мостом, высказывают разные мнения. В целом они, конечно, рады, что вместо разваливающегося старого перехода теперь могут передвигаться по новому сооружению без риска провалиться в дыру между деревянными ступенями. В сюжете одного из местных выпусков теленовостей жители окрестных домов отмечали, что отсутствие ступеней на новом мосту делает его очень удобным для мам с колясками, дачников с тележками, а также любителей родниковой воды с их флягами на колесиках. Другие говорили о близости моста к железнодорожной станции.

Но есть, впрочем, и другие мнения. Многим жителям многоэтажек и частного сектора на Московском шоссе, 3-м Петровском проезде, Керамической улице и других теперь приходится делать крюк, которого был лишен прежний пешеходный маршрут, – от моста через гаражи к улице Моторной.

Многим жителям многоэтажек и частного сектора теперь приходится делать крюк, которого был лишен прежний пешеходный маршрут, – от моста через гаражи к улице Моторной. Некоторые жители отмечают, что новый мост стимулирует клаустрофобию даже у тех людей, которые раньше за собой ее совершенно не замечали. Действительно, архитектура этого сооружения такова, что в самой длинной части моста человек не видит входов и выходов с обеих сторон. И куда бы он ни повернулся, его взгляд натыкается лишь на одинаковые зеленые стены.

Некоторые жители отмечают, что новый мост стимулирует клаустрофобию даже у тех людей, которые раньше за собой ее совершенно не замечали. Действительно, архитектура этого сооружения такова, что в самой длинной части моста человек не видит входов и выходов с обеих сторон. И куда бы он ни повернулся, его взгляд натыкается лишь на одинаковые зеленые стены. И опять же неясно, почему для станции Трофимовский-1 был выбран именно этот проект. Крытые мосты над железными дорогами существуют в разных вариантах. Некоторые из них предполагают такие решения, которые позволяют пешеходам видеть пространство, расположенное вокруг моста. В данном же случае человек попадает в замкнутую трубу, очень похожую на закрытую горку аквапарка, на преодоление которой нужны не мгновения, а какое-то время.

Некоторые высказывают тревогу в связи с тем, что наличие поворотов, за которыми ничего не видно (включая повороты на лестницы, ведущие на платформы), – потенциально опасная ситуация в темное время суток для одиноких пешеходов. Особенно для женщин и детей. Ответственные лица обещали, что новый мост будет оснащен системой видеонаблюдения. Но остается вопрос, как она будет использоваться: в режиме реального времени для контроля за ситуацией или для просмотра архивных записей "в случае чего"?

Не нужно быть экспертом по архитектуре, чтобы понимать, что поликарбонат, как и любой пластик, стареет. И если на дореволюционные каменные или металлические мосты в разных районах Саратовской губернии до сих пор приятно смотреть, даже если их давно не касалась рука дворника или строителя, то новый пешеходный мост вряд ли будет выглядеть симпатично уже лет через десять.

 

Впечатляющие нули

После того, как РЖД обнародовала факт сдачи моста в эксплуатацию, а также цифру в 300 миллионов, на форумах местных СМИ под новостями, а также в соцсетях начались бурные дискуссии. Некоторые горожане были откровенно шокированы гигантской суммой, в которую обошелся новый мост, и поспешили высказать свое недоумение в интернете.

Позицию тех, кто на форумах защищает сторону железнодорожников, можно назвать откровенно снобистской. Мол, радуйтесь, холопы, что вам вообще что-то построили. А уж за такую огромную сумму – тем более. Между тем, никто не отменял того условия, что РЖД несет ответственность за безопасность граждан РФ в тех местах, где их жизнь пересекается с интересами монополиста. Национальная компания обязана обеспечивать все аспекты этой безопасности, которые от нее в данном случае (в том числе и по закону) зависят. Состояние же старого моста было таким, что его переход на следующий этап износа уже грозил человеческими жертвами.

На форумах можно встретить аргументы "адвокатов", которые оправдывают огромную сумму в 300 миллионов рублей тем, что РЖД, вероятно, пришлось раскошелиться на землеотводы, проектные работы, геофизические исследования, простой поездов, и прочая, и прочая. Однако эта позиция тоже вызывает недоумение. Новый мост построен не в чистом поле и не на свежей железнодорожной ветке. В последнее десятилетие на станции Трофимовский-1 и поблизости от нее постоянно идут работы по модернизации старых путей и обустройству новых. Иными словами, железнодорожники, а также связанные с ними проектные организации за долгие годы эксплуатации изучили этот район вдоль и поперек. С другой стороны, если в стоимость моста действительно включены какие-то иные работы, общественности можно было бы назвать другую сумму, за вычетом всего, что напрямую не связано с ценой пешеходной конструкции. Возможно, тогда сумма не так шокировала бы горожан. Ведь почти треть миллиарда рублей – это серьезные деньги.

 

Вопиюще дорогая простота

Даже неспециалистам понятно, что за такую сумму – грубо говоря, 10 миллионов долларов – сейчас можно возвести современное здание немалой площади, а то и целый автодорожный мост, по которому смогут ездить автомобили. И в последнем случае речь идет уже о совершенно иных нагрузках и, следовательно, стоимости проекта, материалов и работ.

Примеры построенных в последние годы мостов за рубежом при грубом, ненаучном пересчете стоимости "за погонный метр" заставляют думать, что новый пешеходный мост на станции Трофимовский-1 может себе позволить только самое богатое в мире государство. Потому что соотношение "цена – функциональность – архитектура" точно оказывается не в пользу Саратова.

Вот лишь один пример. В столице Бразилии, городе Бразилиа, в 2002 году был открыт мост Жуселину Кубичека, который также называют Президентским мостом, поскольку он назван в честь 24-го президента Бразилии. Мост стоит на четырех пилонах, вкопанных в дно озера Параноа, а сверху дорожное полотно поддерживают три огромных дуги, пересекающие мост. В высоту каждая дуга достигает 61 метра – от них к мосту протянуты стальные кабели. Каждая арка поддерживает 240-метровый участок моста. Таким образом, в общем они удерживают на тросах 720 метров дорожного полотна. Полная длина моста – 1200 метров. За проект этого моста, которым гордится Бразилия, архитектор Александре Чан в 2003 году на Международной конференции мостов получил медаль Густава Линденталя (известного проектировщика арочных мостов).

После того, как РЖД обнародовала факт сдачи моста в эксплуатацию, а также цифру в 300 миллионов, на форумах местных СМИ под новостями, а также в соцсетях начались бурные дискуссии. Некоторые горожане были откровенно шокированы гигантской суммой, в которую обошелся новый мост, и поспешили высказать свое недоумение в интернете. Позицию тех, кто на форумах защищает сторону железнодорожников, можно назвать откровенно снобистской. Мол, радуйтесь, холопы, что вам вообще что-то построили. А уж за такую огромную сумму – тем более.

Все эти детали будут неполными без стоимости сооружения – мост Кубичека обошелся примерно в 57 миллионов долларов. Если грубо разделить эту цифру на длину (1200 метров) получится, что метр моста стоил властям Бразилии 47,5 тысячи долларов – при ширине в 24 метра.

Разделив 10 миллионов долларов стоимости пешеходного моста на станции Трофимовский-1 на 200 метров его длины, мы получим стоимость метра примерно в 50 тысяч долларов. При ширине пешеходной части чуть более трех метров. Сравнение цифр говорит само за себя.

Прибавьте к этому еще и то, что кроме пешеходов и велосипедистов по мосту Кубичека могут передвигаться также автомобили, для которых в каждую сторону организовано трехполосное движение. Сравните эти возможности бразильского моста, который построен над озером (!), с новым саратовским мостом, построенным над железной дорогой, которым могут пользоваться лишь пешеходы и велосипедисты. Не кажется ли вам после этого, что РЖД, да и все мы, мягко говоря, круто переплатили за пешеходный мост на ст. Трофимовский-1?

А ведь сооружение в Бразилии – увы, не единственный пример. Мост по проекту Леонардо да Винчи в Норвегии из клееной особым образом норвежской сосны, футуристический "Мост мира" в Тбилиси с 30 тысячами светодиодов и многие другие яркие и оригинальные строения обошлись городам и странам мира в чуть большую или сопоставимую цену – при абсолютно несопоставимом уровне архитектуры.
 

Арт-объект для прокуроров

Итак, резюмируем. Введение в эксплуатацию нового пешеходного моста – прекрасное событие. Но в данном случае впечатление от него сильно подпорчено: во-первых,  непомерной ценой, о которой поспешила сообщить жителям области Приволжская железная дорога ОАО "РЖД", а во-вторых, внешним видом сооружения, которое начинает казаться абсолютно несуразным и вопиюще дорогостоящим, когда узнаешь, в какую космическую сумму оно обошлось.

За такие деньги могущественная национальная компания могла бы подарить горожанам нечто более впечатляющее и значимое со всех точек зрения. Район станции Трофимовский-1 – зона современной, но крайне унылой и заурядной застройки. Если бы компания была озабочена целью не просто потратить деньги на новый мост вместо старого, а поставила бы перед собой чуть более сложную задачу, в Саратове стало бы одним интересным местом больше. Для окружающей территории новый мост, над которым потрудился бы талантливый архитектор, мог стать настоящим арт-объектом, способным облагородить пространство и сделать более комфортным окружающий ландшафт. Теперь же увидеть арт-объект в большой зеленой трубе, из которой торчит пара таких же, смогут, наверное, только самые отъявленные ценители современного искусства.

Что касается так взволновавшей многих суммы, в которую железнодорожники оценили сей "шедевр", то ее изучением, возможно, следовало бы заняться профессионалам иного рода. То есть прокурорам.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.26 1 2 3 4 5