Милости не просим
Саратовская область превращается в кипящий котел наций
18 июля 2013, 10:00
Политические элиты Запада постепенно отказываются от идеологии и практики мультикультурализма, понимая невозможность сохранения социального мира без развитой системы перевоспитания и частичной ассимиляции мигрантов. Большая европейская семья уже не может принимать всех, вне зависимости от этнокультурного происхождения. Проблема внешней и внутренней миграции, ее экономические и религиозные контексты, в России и Саратовской области стоит чрезвычайно остро. Сначала в сюжете федерального канала отважились произнести, что в нашем регионе стихийно формируются центры ваххабизма. Затем саратовцев взволновала новость о том, что губерния стала гостеприимным приютом для беженцев из Сирии, Афганистана и других горячих точек. И, наконец, кульминация – события в Пугачеве, вспыхнувшие мгновенно, как спичка. Обозреватель "Взгляда-онлайн" попыталась понять: каковы базисные основания миграционной политики в регионе, есть ли "профилактический" смысл в замалчивании случаев этнобандитизма и какие административные решения помогут не допустить социальной напряженности?
Грозный Пугачев
Следует напомнить, что три года назад в том же Пугачеве, у того же кафе "Золотая бочка" уже случилось одно убийство. В ходе завязавшейся потасовки 24-летний уроженец Чечни Беслан Мудаев пять раз ударил ножом местного жителя, 28-летнего Николая Вешнякова. В тот же день пострадавший скончался в ЦРБ. Мудаеву было назначено наказание в виде 10 лет колонии строгого режима, которое он отбывает на родине.
В этот раз события в Пугачеве развивались настолько стремительно, что, как выяснилось, к ним оказался не готов никто. В первый день после убийства 20-летнего местного жителя Руслана Маржанова на улицы вышли около полутора тысяч человек с лозунгами депортации приезжих из Чечни. Несанкционированные митинги в течение недели собирались несколько раз. Предпринимались неоднократные попытки перекрыть федеральную трассу Самара-Волгоград и железнодорожные пути, происходили стычки с полицией, звучали призывы и к более радикальным действиям. Все это происходило на фоне полной импотенции муниципальных чиновников и местных правоохранительных органов.
Утихомиривать бунтующий Пугачев приезжали полпред президента в ПФО Михаил Бабич и первые лица региона. В концентрированном виде позицию власти озвучил председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук: "Причина трагедии – обычная человеческая распущенность и преступность. Но преступность не имеет национальности. Наша страна сильна традиционностью и соборностью. Люди разных национальностей живут вместе уже 850 лет. Я встречался в Пугачеве с армянской, чеченской, татарской общинами, и с казаками, и с общественным советом. Такое ощущение, что мы приехали для проведения районного актива, то есть обсуждали обычные жизненные вопросы. Просто кто-то что-то подогревает, спичку легко бросить. Вы бы здесь были, посмотрели на некоторых людей, которые скандируют о выселении приезжих. Основная масса, конечно, достойные люди. Но, когда приходят в пьяном виде и в шортах на голое тело, это тоже говорит о многом".
Люди "в шортах", тем не менее, составили обширный список требований к властям. Среди них: принять федеральный или областной закон о введении прописки по месту жительства для контроля за миграционными потоками внутри страны; наделить муниципальные органы исполнительной и законодательной власти полномочиями отказывать гражданам в прописке; законодательно определить понятие "сход граждан" и предоставить сходу граждан право большинством голосов принимать решения о лишении прописки граждан, систематически нарушающих закон или вовсе пренебрегающих им.
Такие требования не могли родиться на пустом месте – статистика в этом смысле беспощадна. Можно назвать десятки случаев (только за последние несколько лет), когда в Саратовской области горячие парни из южных республик предъявляли свой "вид на жительство", используя в качестве аргумента холодное оружие. События в Пугачеве – не исключение. Нечто похожее уже было, и не раз, в Вольске и Красноармейске. "В Красноармейске несколько лет назад ситуация также была на грани взрыва, – рассказала "Взгляду-онлайн" председатель Саратовского регионального отделения Союза журналистов России Лидия Златогорская: "Я присутствовала на массовом сходе граждан, туда также приезжали общественники, руководители национальных диаспор. Мы много общались с населением. Люди говорили о том, что правоохранительные органы и районные власти в своих действиях избирательны. Люди возмущались, что правоохранительные органы способствуют заключению незаконных сделок, наверное, не без взяток и кумовства. Кстати, тема межнациональных отношений тогда еще так резко не звучала".
Электорат, а не нация
В 2007 году корреспондент "Взгляда" в статьях "Красноармейцы на взводе" и "Красное на черном" писал: "О национальной политике у нас принято задумываться во время чрезвычайных происшествий. Схема отработана – недельная кампания с выездом к месту событий, десятком заседаний и популистскими обещаниями "навести порядок". После чего все благополучно забывается до следующего конфликта". Сейчас мы могли бы написать то же самое, не меняя ни слова.
Тогда из уст епископа Лонгина (ныне митрополит Саратовский и Вольский) прозвучало еще одно важное замечание: "Русские всегда были толерантными. Мы всегда хлебосольно принимали гостей, но не хотелось бы, чтобы гости убивали предоставивших им кров хозяев. Приезжающие в Россию должны жить в соответствии с теми нормами и обычаями, которые здесь приняты".
Об опасности этнорелигиозной экспансии не устает предупреждать московская писательница, автор известной книги "Мечеть Парижской Богоматери" Елена Чудинова. В беседе с корреспондентом "Взгляда" она сказала: "Миграционная политика сегодня, по сути, является просто оккупантской. Причина этого – в непопулярности нынешней власти среди населения. Им нужен электорат, а не нация. Уже понятно, что будет принят закон о возможности получения гражданства практически любым жителем СНГ. Но это не закон, а смертный приговор по отношению к России". По мнению писательницы, страна потеряла тот межнациональный баланс, который удавалось сохранять и в Российской империи, и во времена Советского Союза: "Раньше многие у нас могли бы поучиться тому, как мы сосуществовали с религиозными и национальными меньшинствами. Когда приезжает небольшая группа, она не представляет угрозы для этнорелигиозного баланса страны. Когда приезжают целые народы, это уже выглядит иначе. Народы не подразумевают, что им нужно интегрироваться ".
Любопытно, что за несколько дней до пугачевских волнений своими планами по поводу развития миграционной политики поделились профильное министерство и УФМС по Саратовской области. Министр занятости, труда и миграции Наталья Соколова и врио начальника управления ФМС Владимир Чудасов рассказали, что спрос на мигрантов в экономике губернии будет только расти. По их словам, в настоящее время в регионе проживает порядка 15 тысяч зарегистрированных мигрантов. А в следующем году ожидается прибытие еще 6 тысяч гастарбайтеров. Про то, сколько на территории субъекта живет неучтенных мигрантов, речь не велась.
Импортируем ценности
Серьезно обеспокоило общественность и заявление врио главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, ранее представлявшего в сенате Саратовскую область. В интервью "Московскому комсомольцу" он рассказал, что отправлял сдавшихся боевиков под Саратов на перевоспитание. "Я говорю так: все вы, кто сидит в лесу, в подполье, – вы за что боролись? Вы боролись за то, чтобы власть была честная, чтобы республика развивалась, чтобы ваши дети учились в нормальных школах, чтобы в вузах и больницах не брали взятки? Так я тоже именно для этого пришел. Чего ж вы сидите в лесу?.. Между прочим, у нас якобы работала комиссия по адаптации боевиков к мирной жизни. Однако адаптировать за несколько лет удалось единицы. А за последний месяц мы вывели семнадцать человек. Некоторых из них, за кем ничего не числится из серьезных преступлений, я даже отправляю к своим друзьям в Саратовскую область, на ферму. Чтобы они могли отойти от этой среды. Надо выводить оттуда всех людей", – рассказал глава республики.
Итак – в Саратов на реабилитацию… 1 июня в Красноармейске состоялось открытие первого в России комбинированного "Центра временного размещения иностранных граждан и вынужденных переселенцев". Решение о создании подобного центра было принято ФМС России из-за роста числа беженцев, прибывающих на территорию РФ из стран Африки и Ближнего Востока. По данным УФМС области, с 3 по 6 июня в учреждение прибыло 86 иностранных граждан, в том числе из центров временного содержания Перми и Сочи, которые были ликвидированы "из-за плохих условий размещения иностранцев".
В Красноармейске центр существовал и раньше. С 1994 года он специализировался только на переселенцах. "В основном туда приезжали те, кто бежал из Чечни во время известных событий тех лет. Раньше в центре размещались около двухсот человек и больше. Два трехэтажных здания общежитий были построены заключенными, которым лишение свободы заменили на исправительные работы. Сначала общежития были заполнены до отказа, потом там остались жить 53 человека. То есть имелась пустующая база, поэтому и было принято решение сделать ремонт и разместить туда беженцев – иностранных граждан", – рассказал замглавы УФМС по Саратовской области Александр Чурсин.
На сегодняшний день в Красноармейске находится более 80 беженцев из 12 стран мира: Конго, Афганистана, Эритреи, Кот-д`Ивуара, Египта, Сирии и ряда других стран. "Больше всего у меня египтян, сирийцев и афганцев. В основном едут из стран, где идут боевые действия", – проинформировал директор центра Сергей Яковенко.
"Не нужно бояться тех, кто находится в центре. Они хоть под каким-то присмотром, – уверен Александр Чурсин. – Опять же, мы не всем даем статус беженцев, есть очень жесткие критерии. Сейчас идет война в Сирии, мы людям оттуда не даем статус беженцев, а только предоставляем временное убежище. Когда война закончится, мы скажем: парень, война закончилась, тебе там уже ничего не угрожает, езжай на родину. Если сам не уедет, мы его депортируем. Как говорил Ленин: "не надо бояться человека с ружьем". Надо бояться тех, у кого оружие за пазухой".
Между тем, благодушное настроение чиновников сегодня готов разделить не каждый. Наивно было бы думать, что, приехав из стран, где противостояние политических элит уже привело к кровопролитным столкновениям, эти люди не везут с собой никаких убеждений, традиций, привычек. Что они с легкостью адаптируются к местной культуре и обычаям, и что за их души не будут бороться те же миссионеры-радикалы.
Недавно на сайте "Взгляда" вышло интервью руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раиса Сулейманова. В нем он прямо заявил о нарастающей опасности проникновения идей исламского фундаментализма в российские регионы, и прежде всего в Приволжский федеральный округ. "Это то, что мы называем экспансией нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама радикального толка. Предполагаю, что долгосрочная цель людей, проводящих подобную политику, – это втягивание регионов Поволжья в противостояние на религиозной почве. А это может привести к повторению в наших регионах северокавказского сценария", – выразил опасения аналитик.
Опасения Раиса Сулейманова разделяет и Елена Чудинова: "Как можно привозить в российские города для социализации бывших боевиков? Это уже не гостеприимство, а открытие ворот для оккупации. Интересно, что в дискуссии с европейцами эти люди при необходимости довольно часто вспоминают о "правах человека". Но во многих ли исламских странах сегодня соблюдаются права европейских граждан, в том числе христиан?.. При этом важно помнить, что, например, в Саратовской губернии всегда проживало большое число татар. Татары – народ с уникальным для исламской культуры опытом проживания в соседстве с христианским населением. Они структурированы, получают хорошее образование, работают в сложных сферах, производствах, они исторически лучше интегрированы. Но нефтяные арабские деньги сейчас идут на то, чтобы радикализовать татарскую молодежь, ввести ее в антагонистические отношения с традиционным исламом ".
По мнению руководителя пресс-службы Духовного управления мусульман Саратовской области Ахмеда-хаджи Махметова, такие заявления надуманны и опасны. Он уверен, что "никакой радикализации исламского мира в Саратове и области нет". "Вообще, я думаю, что радикальный ислам – это определенное клише, которое основывается на присутствующих в обществе кавказофобии, исламофобии. Но давайте не будем верить тому, что про нас говорят житель Москвы и Казани (имеются в виду Елена Чудинова и Раис Сулейманов. – Авт.). Американцы про россиян тоже много что говорят: у нас здесь и медведи по городу ходят, и мужики на балалайках играют", – прокомментировал он "Взгляду" свою позицию.
Братья по паспорту?
Хочется верить, что опасения аналитиков преувеличены. Но как закрыть глаза на то, что происходит сегодня, и все чаще, на улицах Пугачева, Вольска, Красноармейска и даже Саратова? Тезису о том, что преступность не имеет национальности и, уж конечно, никак не связана с верой, трудно устоять под напором фактов, демонстрирующих сплошь и рядом пренебрежение "приезжих" к закону, к национальным, культурным и религиозным традициям местного населения. И в Москве, между прочим, тоже.
Разбираться с этим придется долго, всем миром. И тут важно научиться вежливо говорить правду, а не отчаянно врать себе и людям из опасений разбудить лихо. Все что нельзя было будить, мы уже разбудили после развала большой страны и двух войн в Чечне. В результате в XXI веке Россия (впрочем, не только она) столкнулась с ползучим рецидивом средневековья. В северокавказских республиках – не только в Чечне, но и Дагестане, Кабардино-Балкарии – под видом пробуждения национального самосознания реставрируются отнюдь не лучшие принципы общинного быта. Для тех, кто им следует (а следуют практически все), законы государства авторитета не имеют. В этой картине мира доминируют понятия "род" и "клан", которые должны противостоять врагам. А кто враги, понятно без дополнительных объяснений.
Важное обстоятельство – общинное сознание консолидирует людей лучше принципов светского общества. Именно поэтому, переселяясь, "внутренние мигранты" без особого труда создают теневые бизнес-структуры (нередко поддерживаемые криминалитетом), которые затем становятся экономической основой дальнейшей экспансии в разные регионы России. Здесь они легко находят нужных людей среди коррумпированных чиновников и фактически переподчиняют себе слабую местную власть.
На все это принято возражать: но они же граждане страны! По паспорту – да. Но всегда ли – по убеждениям? Мы можем назвать сотни имен представителей кавказских национальностей – политиков, ученых, артистов, спортсменов – которые своими достижениями способствуют росту авторитета России в мире. Но всего их совокупного личного авторитета, увы, не хватает, чтобы хоть как-то повлиять на настроения в родном ауле. И это тоже горькая правда, замалчивать которую нельзя.
Следует признать, что и местное население в "некавказских" регионах сегодня не всегда способно конструктивно противостоять скрытой агрессии – то есть доходчиво и убедительно объяснить гостям, что является системой культурных и духовных ценностей именно здесь, в этом населенном пункте. Но это уже отдельная, не менее больная тема...
На все эти и многие другие проблемы, конечно же, наслаивается коррупция в правоохранительных органах, отсутствие мониторинга миграционных потоков и внятной миграционной политики региональной власти, очень часто порождающие у мигрантов чувство вседозволенности и безнаказанности. Так что если и "пугачевская история" не научит нас, как быть согражданами не по паспорту, искать решение придется там, где такой опыт уже дал горькие всходы.
P.S.
Все горячие дни прошлой недели корреспондент "Взгляда" работал в Пугачеве. Как разворачивались события, вы можете увидеть сами – в его фоторепортаже.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте