Мастерство имитации
Безучастность прокуроров по-прежнему не сулит никаких проблем нарушителям законов в сфере ЖКХ
30 июля 2013, 10:00
На фоне нарушений, беззакония и коррупции, которые творятся в жилищно-коммунальном хозяйстве России в последние годы, меркнут даже такие традиционные проблемы, как воровство денег при строительстве дорог и поставки для государственных нужд по космическим ценам. Число нарушений закона в сфере ЖКХ в одной только Саратовской области выросло за последние пять лет более чем в два с половиной раза. В 2007 году прокуроры области выявили 2,3 тысячи нарушений, а за прошлый, 2012 год, – более 6 тысяч. Впрочем, в большинстве случаев именно на выявлении прокуратура, увы, и останавливается. Судя по общедоступной статистике ее работы, меры юридического воздействия на нарушителей закона в ЖКХ в Саратовской губернии практически не применяются. Иными словами, те, кто "ураганят" в ЖКХ, могут спокойно продолжать свое черное дело и дальше, ведь саратовские прокуроры флегматично реагируют даже на критику со стороны вышестоящего начальства.
Множество поправок, внесенных в Закон "О прокуратуре РФ" за последние десять лет, привели не к усилению прокуратуры, а, скорее, к ее ослаблению. Даже теми возможностями, правами и мерами воздействия на нарушителей закона, которые уже существуют, прокуратура пользуется далеко не в полном объеме. Выразительной иллюстрацией к этой теме служит деятельность прокуратуры Саратовской области в минувшем году в вопросах надзора за исполнением законодательства в отрасли, которую можно назвать кровоточащей раной экономики – жилищно-коммунальном хозяйстве.
Как бы рост как бы работы
У многих жителей Саратовской области при взгляде на беспредел, который творится в ЖКХ, возникает ощущение, что правоохранительные структуры даже не пробуют навести там порядок. Раскрытые для всех заинтересованных граждан показатели работы прокуратуры региона в сфере ЖКХ скорее, увы, подтверждают эти подозрения, чем опровергают их.
Последние пять лет количество злоупотреблений в ЖКХ год от года росло как пресловутый снежный ком. Число только выявленных местными прокурорами нарушений с 2007 по 2012 год увеличилось более чем в 2,5 раза – с 2362-х до 6263-х. Но реакцию прокуратуры на этот вал сложно назвать адекватной и эффективной, если сравнить количество нарушений с теми показателями, которые характеризуют работу самих прокуроров – то есть число поданных ими протестов, внесенных представлений, возбужденных дел об административных правонарушениях, направленных в суды исковых заявлений и возбужденных по результатам надзорных проверок уголовных дел.
Абсолютные цифры по всем этим пунктам работы вроде бы год от года тоже растут. Положительная динамика – разве это не свидетельство эффективности? Однако эти цифры не дают полной картины сами по себе. А вот если присмотреться к долям и процентам, то оптимизм быстро заканчивается.
Начнем с такого показателя, как количество опротестованных незаконных правовых актов: 2007 год – 60, 2008-й – 67, 2009-й – 124 и так далее, вплоть до 2012-го, где мы видим цифру 168. Рост? Рост! Но пересчитайте эти цифры в процентных соотношениях к тысячам нарушений по каждому году, и прекрасный убедительный рост куда-то исчезает: 2007 год – 2,5%, 2010-й – 2,65%, 2011-й – 2,39, 2012-й – 2,68. От чего ушли, к тому, спустя пять лет, и пришли. Иными словами, доля нарушений, которые прокуратура успешно опротестовывает, почти не двигается. В самый лучший год, 2009-й, она достигла отметки 3,9%. Но и это, конечно, капля в море.
Такая же картина по количеству внесенных прокурорами представлений: 2007 год – 690, 2012-й – 1701, то есть рост в 2,5 раза. Но ведь и число нарушений за те же пять лет, как мы уже знаем, выросло в такой же пропорции. Поэтому в процентном соотношении доля прокурорских представлений не только не выросла, но даже уменьшилась.
Гуманисты из прокуратуры
Другие показатели говорят о том, что эффективность работы Саратовской областной прокуратуры по нарушениям в ЖКХ не то что стоит на месте – она даже падает.
В 2007 году предостережения от прокуроров получили 523 должностных лица. В прошлом – 533, и это при кратном росте нарушений. В статистике по возбужденным уголовным делам примерно та же ситуация: в 2007-м их было 11, в 2012-м – 31. Доля к числу нарушений – 0,46% в 2007-м и 0,49% в 2012-м. Рост? Пожалуй, да, но на уровне статистической погрешности.
Возбуждение административных дел может и должно быть действенной прокурорской мерой против тех, кто беспредельничает в ЖКХ. С учетом лавинообразного числа нарушений граждане вправе ожидать, что, по крайней мере, административных дел с каждым годом должно быть все больше и больше. Но в наших краях все ровно наоборот: количество возбужденных дел об административных правонарушениях просто вопиет о том, что наша Саратовская областная прокуратура – самая добрая и гуманная. 2007 год – 445 (18,8%), 2012-й – 520 (8,3%).
Жалкая доля административных и уголовных дел в море нарушений свидетельствует только об одном: наша прокуратура почти никого не наказывает. В ситуации, когда миллионы жителей области буквально стонут от гнета коммунальщиков и всевозможных проходимцев, прокуроры равнодушно отделываются лишь внесением представлений и предостережениям должностным лицам. И как же здесь тогда не почувствовать безнаказанность?!
Еще один вопрос к местным прокурорам – это странное несовпадение их отчетности с инструкциями по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации, которые официально утверждены Генпрокуратурой РФ. Сама Генеральная прокуратура отчитывается в полном соответствии с ними. Саратовские же прокуроры – люди настолько великие и самостоятельные, что, похоже, могут себе позволить пренебречь утвержденными инструкциями. По крайней мере, такой вывод напрашивается при сопоставлении. В частности, мы ничего не можем узнать о результативности прокуратуры Саратовской области в выявлении незаконных правовых актов, принесении протестов, суммах в тысячах рублей по направленным искам и заявлениям в суд, о количестве удовлетворенных исков и прекращенных дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора – такие данные в открытом доступе, вопреки инструкциям, у местных прокуроров попросту отсутствуют.
Трактуя Генпрокуратуру
Почему саратовские прокуроры ведут себя таким образом, непонятно. Их спокойствие представляется тем более странным, что еще до конца прошлого года нарушения законодательства в сфере ЖКХ в Саратовской области и вялая работа местных прокуроров уже удостоились особого внимания Генеральной прокуратуры. В декабре 2012 года на совещании в Чебоксарах генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, проводя совещание, с сожалением отметил, что надзорная и координационная деятельность органов прокуратуры за исполнением закона в сфере ЖКХ не лишена просчетов и упущений. В числе регионов, где они очевидны, была названа и Саратовская область. Как отметил генпрокурор в своем докладе, "после принятия мер по устранению нарушений, иногда без внимания остаются вопросы возмещения ущерба, причиненного бюджету". В отчетах Саратовской областной прокуратуры вопросы возмещения ущерба по-прежнему не отражаются вовсе.
По словам Чайки, "есть случаи, когда при наличии признаков административного правонарушения прокуроры не возбуждали соответствующие производства, ограничиваясь внесением представлений". В отчетах Саратовской областной прокуратуры между взаимосвязанными показателями работы – внесением представлений и наложением дисциплинарных взысканий на должностных лиц – любой желающий может увидеть любопытную разницу. К примеру, в 2008 году было внесено 818 представлений, а дисциплинарные взыскания получили только 609 должностных лиц. Куда делись еще 200 с лишним человек? Вопрос без ответа. В следующем, 2009-м году, этот странный "зазор" вырос еще больше – до почти 250 человек, по которым результаты не были разъяснены прокуратурой.
30 уголовных дел, которые были инициированы нашей областной прокуратурой "при вскрытых 6 тысячах нарушений законодательства" за девять месяцев прошлого года, были также озвучены генпрокурором в докладе на декабрьском совещании. По окончании его Юрий Чайка и вовсе был вынужден сделать за саратовских прокуроров их работу, объявив предостережения ряду руководителей саратовских предприятий ЖКХ – о недопустимости нарушения законодательства, регулирующего вопросы водо- и теплоснабжения потребителей, а также содержания и ремонта жилых домов.
После совещания прокуратура Саратовской области подготовила сообщение о его результатах. Разумеется, нелицеприятные подробности были опущены. Напротив, областная прокуратура уверена, что успешно контролирует ситуацию с состоянием законности в ЖКХ.
Подробности этого контроля стали известны на недавней встрече руководителей силовых ведомств Саратовской области с общественными организациями и членами Общественной палаты области. Отвечая на вопрос о ситуации с двойными платежками, прокурор области Степанов пояснил, что за первое полугодие текущего года поступило около 10 тысяч обращений, касающихся сферы ЖКХ. "Было возбуждено около 11-ти уголовных дел", – заявил прокурор. Что ж, хорошо хоть не "около 11 с половиной"… Говоря же о проблеме двойных платежек, Степанов сказал буквально следующее: "В целом эта проблема существует. Но она уже находится более-менее под каким-то контролем". То есть кто-то что-то "более-менее", по выражению прокурора, делает. Это означает, что нарушители могут быть спокойны – под "каким-то контролем" они еще долго могут заниматься рейдерскими захватами, преднамеренными банкротствами, приписками, двойными платежками и прочими формами экономического разбоя.
В пользу сторожевского сценария
Обобщая сложившуюся ситуацию, можно констатировать следующее. Прозрачность работы областной прокуратуры в сфере надзора за ЖКХ по-прежнему остается проблемой для общества, поскольку даже из представленных ею на всеобщее обозрение сведений можно увидеть лишь часть работы. По многим направлениям конечные результаты совершенно не ясны.
Несмотря на обвальный рост числа нарушений в сфере ЖКХ, меры воздействия на них в процентном отношении по итогам 2012 года, в сравнении с 2007-м, практически не изменились. Злоупотребления прокуратура выявляет, но сама на них теми способами, которые ей даны законодательством, практически не реагирует. Положительная динамика, которую фиксирует прокурорская статистика в этом отношении, ничтожно мала.
Меры прокурорского воздействия на нарушителей закона – такие, как возбуждение дел об административных правонарушениях и инициирование уголовных дел – практически не применяются. Вместо этого прокуроры предпочитают отделываться внесением представлений и предостережениями должностных лиц.
Однако в долгосрочной перспективе беззаконие и бардак в ЖКХ могут подогреть котел негодования населения области до опасной температуры. Недавний прецедент в Сторожевке, где жители перекрыли федеральную трассу из-за проблем с водоснабжением (читай – из-за ситуации в ЖКХ!), показывает, что народный гнев, подогреваемый ситуацией в этой отрасли, в дальнейшем может принять опасные формы. Как правило, блокирование трасс и другие экстремальные шаги люди совершают уже после того, как написали критическое количество писем и обращений в органы власти и к правоохранителям. Прокуроры в списках адресатов в таких письмах, заявлениях и обращениях (копии которых несчастные горожане регулярно рассылают во все редакции местных СМИ), как правило, стоят в первых строках. Так что наплевательство прокуроров способно привести к опасным последствиям.
Власть и общественные организации сегодня должны очень четко понимать: если в будущем население Саратовской области снова примется перекрывать трассы, протестуя против нарушений в сфере ЖКХ, или будет привлекать внимание к своим коммунальным проблемам иными похожими способами (на грани экстремизма), то часть ответственности за это будет лежать, конечно же, на чиновниках, а вот другая часть – уже на прокурорах. Потому что у них есть все полномочия и возможности, чтобы бороться с нарушителями, но они пока предпочитают создавать видимость работы, никак не реагируя даже на критику Генеральной прокуратуры.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте