Снимите это немедленно
В Саратове родители могли и не покупать детям школьную форму
28 августа 2013, 10:00
В этом году российские власти решили устроить школьникам "модный приговор". Переодев полицейских и военных, для которых уже пошито новое обмундирование, взялись за подрастающее поколение. С 1 сентября, теоретически, всех школьников тоже облачат в форму. По замыслу законодателей, она не должна отвлекать учащихся от их нелегкого умственного труда. Возможно, именно поэтому к помощи Юдашкина и Зайцева решили не прибегать, а вопросы имиджа отдали на откуп самим образовательным учреждениям. И хотя принимать решения предполагалось коллегиально, во многих саратовских школах в роли стилистов выступили директора, которые в добровольно-принудительном порядке разъяснили родителям, где, что и какого качества нужно покупать. Корреспондент "Взгляда-онлайн" попробовала разобраться, как будут выглядеть саратовские школьники в новом учебном году, какие цвета превалируют в сезоне, и о каких перегибах реформы школьной формы на местах можно говорить уже сейчас.
Модный приговор
Окончательный переход российских школьников к униформе случится буквально на днях, в первых числах сентября. С одной стороны, этот шаг избавил родителей от жестоких мук личного выбора, с другой – заставил задуматься о том, что раньше их не слишком волновало. Школы начали диктовать свои условия, многим родителям это не понравилось: "Мы идем в первый класс, в 22-ю школу Заводского района. Главный элемент формы для мальчиков и девочек в нашей школе – жилет. Отдельно мы должны были купить строгие костюмы. В школе нам сказали, что жилет нужно заказать в конкретном магазине. При этом купить там же готовую форму нельзя, потому что костюмы шьются в Москве, на заказ, ЗАО ОТК "Перемена". Нашей задачей было приехать в магазин и снять мерку. После этого мы внесли полную стоимость жилета – 550 рублей. Там же можно было заказать и костюм, в среднем – за 4 тысячи рублей, – рассказывает Вероника Колесова. – Сразу хочу отметить, что нас никто не спрашивал, какие костюмы и жилеты мы хотели бы видеть на наших детях. Может быть, собрание не проводилось, потому что мы идем в первый класс, но я не знаю, как согласились на такой жилет родители старшеклассников, которые учатся в этой же школе. Он отвратительного цвета перезрелой свеклы, по-другому я описать не могу. Под него очень сложно подобрать рубашку какого-то другого цвета, кроме белого. Мало того, когда мы пришли забирать жилет, оказалось, что нашего нет, а есть любые другие. Возникает вопрос: а зачем мы вообще приезжали, зачем нас обмеривали? Пришлось заранее заплатить за вещь, которую мы не видели в глаза. А сейчас просто нет времени искать что-то другое".
У многих родителей возникают не только вопросы к эстетическим качествам школьной формы, но и большие трудности с поиском подходящего размера. Найти готовый костюм, который "сидит как влитой", практически невозможно, а типовая форма напоминает нечто мешкообразное. Массовый заказ и конвейерный способ производства не предполагают учитывать индивидуальные особенности детей. "У меня, скажем так, нестандартных размеров сынок. Он уже сейчас весит, как взрослый мужчина, при своем небольшом росте, – говорит Анастасия Гумелева, мама ученика начальных классов. – Но и обратиться в ателье я не могу, потому что нам в школе строго определили, какая должна быть ткань. Времени ее искать по всему городу уже не остается, да и выйдет это намного дороже. Придется мне самой где-то ушивать, отрезать, как-то колдовать над костюмом".
Свои претензии родители чаще всего адресуют директорам школ, которые тоже оказались в непростой ситуации. Фактически именно им пришлось взять на себя большую часть ответственности за выбор стратегии перехода к униформе, ее "модельного ряда" и поставщика. В каких-то школах решили не изобретать велосипед, а вернуться к традиционному офисному стандарту – белый верх, черный низ. Где-то старшеклассникам сделали послабления, их не будут заставлять ходить в той же одежде, что и учеников начальных классов. В других школах воскресили старую добрую традицию ходить в коричневой форме, кружевных фартучках и бантиках. Сложнее всех пришлось сельским школам, где просто отсутствуют гипермаркеты, фабрики, ателье, а по всей округе не найти даже одного небольшого магазинчика школьной формы.
Помимо трудностей с закупками существует еще масса причин, по которым в небольших селах не раз пришлось переосмыслить целесообразность введения единого стандарта одежды. Например, в школе села Милорадовка Краснопартизанского района, где учатся около 70 детей, к единой форме решили не переходить вообще. "У нас зимой в школе холодно, поэтому я не пущу свою дочку в мороз в платье и колготках. Здесь нужны теплые штаны. Форму не ввели еще по такой причине – в хозяйстве нерегулярно платят зарплату. Большинство семей не могут себе позволить покупать такую одежду. Ну, вот администрация школы и пошла на уступки родителям. У нас просто решили, что одежда должна быть удобной, не вызывающей, не слишком яркой", – рассказывает Елена Попека. Стоит отметить, что свой фирменный знак у милорадовской школы все же есть. "У нас единственная в районе школа, где есть пионерская организация, а детки ходят в красных галстуках", – гордится Елена.
Исключить нельзя помиловать
Многие учителя, в том числе и в Саратовской области, отнеслись к введению школьной формы, как их предки – к призыву повсеместно, независимо от климата, выращивать кукурузу. Административный энтузиазм, доведенный до абсурда, кое-где наблюдается и сейчас. "В мой адрес поступают обращения, жалобы от родителей. Где-то на местах администрации палку перегибают. Некоторые руководители требуют от родителей выполнения чересчур конкретных решений по школьной форме. Или же, например, им высказывают пожелания, а это уже расценивается как требование. Что удается, мы корректируем", – сообщает министр образования Саратовской области Марина Епифанова.
Даже на самом верхнем уровне власти мысль президента о том, что хорошо бы уделить внимание красоте, аккуратности и практичности школьной одежды, порой доводят до абсурда. Член Совета Федерации от Саратовской области Людмила Бокова, например, предложила ввести репрессивные меры за неподобающий вид учеников в школах. Сенатор уверена, что за нарушения дресс-кода можно исключать детей из школ: "В уставе школы можно предусмотреть наказания за нарушение правил ношения школьной формы. В качестве исключительной меры можно применять исключение из школы. Но это возможно, только если были созданы все условия для ношения школьной формы, в том числе и материальные. Кроме того, исключить из школы ребенка нельзя до исполнения ему 15 лет", – оговорила условия репрессий Бокова.
Министру образования Саратовской области в очередной раз приходится уточнять, что жестких указаний носить в школах форму нет, и все решают сами родители: "У нас рекомендации многие восприняли как жесткое предписание. Чтобы понятно было: никакой обязательности ношения школьной формы на сегодняшний день нет. Все решения принимают родители. Да, были разработаны федеральные рекомендации по требованиям к школьной форме, которые предполагали принятие нормативного документа на уровне региона. Такой приказ у нас был принят в июне. Там написано, какой должна быть одежда, в которой ребенок приходит в школу: какие цвета и ткани предполагается использовать, чтобы ребенку было комфортно. Но опять же этот нормативный документ – лишь пожелание и ни в коем случае не указание! Мы не хотим, чтобы все дети были одинаковыми. Нужно дать ребенку проявить свою индивидуальность".
Но и такую рекомендацию, оказывается, можно понять по-разному. Саратовский парламентарий Ирина Титаренко совет "не превращать всех в однородную серую массу" восприняла буквально и предложила на выбор… несколько оттенков серого (журналисты иронично назвали это предложение "крайне либеральным" подходом к выбору формы). В частности, депутат поделилась своим опытом работы учителем начальных классов. По ее словам, при введении серой формы у нее тоже возникли проблемы. "У серого цвета очень большое количество оттенков. И нам начали звонить, спрашивать, а можно ли купить форму мышиного или стального цвета? Здесь, я думаю, необходимо предоставить выбор родителям", – демократично предложила она.
Пожалуй, Светлана Бокова и Ирина Титаренко с легкостью телеведущих популярного ток-шоу "Снимите это немедленно" расправились бы с открытыми блузками, с джинсами на бедрах и майками с черепами – ведь именно так до последнего времени демонстрировали школе свою индивидуальность многие тинейджеры.
"Школьная форма, конечно же, нужна. То, как ходят дети сейчас, – ужасно: трико, джинсы, голые пупки, оголенные груди", – поддерживает сенатора и парламентария Любовь Казакевич, директор той самой 22-й школы Заводского района, где как раз и решили остановиться на бордовых или, как высказалась одна из родительниц, свекольных жилетах.
Формой – по статусу
Многочисленные казусы и перипетии с введением школьной формы, конечно же, во многом обусловлены той спешкой, с которой "реформа" готовилась и внедрялась. В сжатые сроки решили, что российские пошивочные фабрики и камвольные комбинаты способны удовлетворить массовый спрос и соблюсти стандарты качества. И хотя еще в конце мая директор ателье "Надежда" Надежда Купцова предупреждала в нашей публикации: "Я думаю, фабрики и ателье не смогут обеспечить все школы формой", – рынок не подвел. Закон "спрос рождает предложение" сработал, и многие пошивочные действительно быстро адаптировались, смогли перестроиться и приступить к массовому выпуску школьной формы. Сейчас предложений на рынке школьной одежды более чем достаточно.
"Введением школьной формы мы еще хотели поддержать местного производителя. Для этого министерство образования вместе с министерством промышленности области провели инвентаризацию. В итоге выяснилось, что у нас 27 предприятий, которые могут и желают изготавливать школьную форму по федеральным рекомендациям. Мы все эти адреса предоставили на выбор районам, и чуть ли не до октября все предприятия уже загружены заказами полностью", – комментирует министр Марина Епифанова.
У "школьно-форменной" реформы есть несколько сугубо идеологических предпосылок. Первая – единообразием требований снять напряжение вокруг попыток внести во внешний вид школьников признаки конфессиональной принадлежности (те же хиджабы). Вторая задача – сгладить, хотя бы внешне, резкое социально-имущественное неравенство российских семей. О психологических последствиях переодевания учащихся в типовую одежду размышляет психолог Сергей Саратовский: "Как показывает практика, после выстраивания приоритетов школьной одежды происходят позитивные перемены. Униформа дисциплинирует, приучает ребенка к тому, что он находится в состоянии учебного процесса, убирает признаки социального неравенства среди детей. Школа – не то место, где нужно показывать эту разницу, здесь все должны чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса".
Впрочем, на этот счет есть и другие мнения. Например, как быть, если за соседом по парте в школу приезжает папа на дорогой иномарке? Тут уж никакое равенство в форме не поможет. Да к тому же еще есть шапки, куртки, обувь, спортивная форма, рюкзаки, телефоны, планшеты…
Вероника Колесова, продолжая делиться своим опытом сбора ребенка в школу, заявляет, что лично ей все обходится недешево: "Надо копить. Ведь 2800 стоит костюм, как минимум к нему нужно подобрать еще две белых рубашки, с длинным и коротким рукавом, которые в среднем стоят по 350 рублей, плюс рубашку какого-то другого оттенка, летние брюки – 850 рублей, утепленные зимние – 1500 рублей. Помимо этого нужен спортивный костюм, рюкзак, обувь для улицы, сменка, галстук"… В то же время она сама признает, что если бы одевала ребенка, руководствуясь лишь собственными желаниями, не факт, что это было бы дешевле.
P.S. Удивительное дело – поддавшись общему ажиотажу и вступив в дискуссию с администрациями школ и директорами-волюнтаристами, многие родители даже не заметили, что их дети… могут по-прежнему ходить в школу в том же, в чем и раньше. Никто не вправе приказать им поступить иначе. Все, что для этого нужно, – собраться, поговорить и принять решение. Но, оказывается, именно это и есть самое сложное. Встав перед выбором: "голые пупки" или форма, опять же – форма по вашему вкусу или по моему, ячейки гражданского общества (педсоветы, родительские собрания) продемонстрировали примерно то же, что и общество в целом – неумение договариваться. И вот уже слышатся горестные вздохи: лучше бы приказали всем, как одеваться, и споров бы не было…
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте