Саратовские номера

Что может предложить приезжим гостиничный бизнес?

Материал подготовил Антон СУЗДАЛЬЦЕВ

5709

29 августа 2013, 10:00

На гостиницы принято жаловаться. Жалуются приехавшие в командировку, выражают недовольство и заезжие "звезды". И тех, и других чаще всего не устраивает качество услуг. При этом гостиничный рынок города активно развивается, в Саратове появляются новые отели различных классов и статусов, которые они, к слову сказать, нередко присваивают себе сами. На заполняемость гостиничных номеров отельеры не жалуются, большая часть посетителей – это командированные, спортсмены и бизнес-туристы. О том, чем различаются взгляды на гостиничный бизнес у администраторов и гостей отелей, и в какой мере этот сегмент рынка способен повлиять на туристическую и деловую репутацию города, размышляет вместе с экспертами корреспондент "Взгляда-онлайн".

 

Места для командировочных

В Саратове действуют порядка 50 "заведений коллективного размещения". Все предлагают разный набор услуг: от минимального (интернет, вызов такси, автостоянка, питание) до организации конференций, праздников и массового культурного обслуживания гостей. Обычно свой выбор люди начинают с выяснения местоположения отеля. Тот факт, что многие размещаются не в отдельных зданиях, а сосуществуют с другими организациями, снижает их востребованность среди клиентов.

Так уж сложилось, что гостиничный бизнес Саратова финансируется не за счет туристов, а по большей части из карманов коммерсантов, которые посещают областной центр по служебной надобности. Замечено, что туристы живут в гостиницах дольше, и в их предпочтениях на первом месте – размер номера и удобство расположения отеля. А вот командированные, как правило, не задерживаются в отеле дольше двух-трех дней, но при этом у них достаточно высокие требования к уровню комфортности своего временного жилья.

Так уж сложилось, что гостиничный бизнес Саратова финансируется не за счет туристов, а по большей части из карманов коммерсантов, которые посещают областной центр по служебной надобности. Замечено, что туристы живут в гостиницах дольше, и в их предпочтениях на первом месте – размер номера и удобство расположения отеля. А вот командированные, как правило, не задерживаются в отеле дольше двух-трех дней, но при этом у них достаточно высокие требования к уровню комфортности своего временного жилья. Кроме бизнесменов в наших гостиницах останавливаются спортсмены (чаще в "Олимпии", так как рядом спорткомплекс "Кристалл") и, конечно же, артисты (эти предпочитают "Словакию", "Волгу" и "Жемчужину").

Все саратовские гостиницы условно можно разделить на несколько классов. Класс "люкс" (от 3000 рублей в сутки) – на некоторых сайтах к нему относят отель X&O. Класс "супер бизнес" (от 2000 рублей) – к нему причисляют гостиничные комплексы "Словакия", "Мираж", гостиницы "Жемчужина", "Журавли", сеть отелей "Богемия", "Оазис". Бизнес-класс (от 2000 рублей) – "Ирбис", "Авантаж", "Загреб", "Даниловская". Категория "эконом" (от 1200 рублей), среди прочих – гостиницы "Волга", "Олимпия". Существуют также мини-отели (от 1600 рублей) и загородные отели (от 1500 рублей).

По данным Саратовстата, гостиничный фонд областного центра сейчас составляет около 1800 номеров. В основном предлагаются номера бизнес-класса. Обычно в них есть необходимый набор офисной техники (телефон, факс, принтер, компьютер). Успехом пользуются и номера эконом-класса. А вот апартаментов в "столице Поволжья" пока мало. Более 50 процентов всего номерного фонда Саратова приходится на "Словакию", "Жемчужину", ЗАО "Астория" (гостиницы "Волга", "Олимпия" и  "Саратов"), сеть отелей "Богемия", а также апарт-отель "Ривьера-Саратов". Специалисты кафедры гостинично-туристического бизнеса Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Плеханова, специально занимающиеся этой проблемой, выяснили, что загруженность гостиницы "Волга", например, в будние дни составляет порядка 90-100 процентов, в выходные – 20-30 процентов. В "Саратове" и "Олимпии" наполняемость примерно равная: будни – 80-90 процентов, в выходные от 20 до 30 процентов. В "Словакии" средняя загруженность составляет около 50 процентов, в "Жемчужине" – порядка 80 процентов.

Для сравнения рассмотрим предложения посуточной аренды квартир, хозяева которых теперь тоже предлагают интернет и кондиционирование. Разброс цен – от 800 до 8000 рублей за сутки (4-комнатная квартира с видом на Волгу). Но в среднем снять жилье со всеми необходимыми условиями для работы и отдыха в центральном районе можно от 1000 до 2000 рублей (с евроремонтом дороже – до 2500-3000 рублей). Можно сделать вывод, что для краткосрочных деловых поездок выгоднее останавливаться на съемной квартире, чем в гостинице: получается экономичнее, не нужно тратить время на регистрацию, а трехразовое питание в гостинице все равно дороже, чем в обычных кафе. Останавливаться в гостиницах удобнее и выгоднее тем, кто приезжает на длительный срок или если график дня не предусматривает обилия свободного времени. Тогда отельные сервисы (прачечная, готовый завтрак в номер и т.д.) оказываются необходимы. Так что предложения съемных квартир сегодня составляют существенную конкуренцию гостиничному рынку.

Между тем министерство молодежной политики, спорта и туризма области информирует, что только за 2012 год услугами саратовских гостиниц и санаториев воспользовались около 300 тысяч граждан. Доходы этих организаций превысили 1,3 миллиарда рублей. При этом сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru включил Саратов в топ-10 городов России для деловых поездок. Лидирующие места в этом рейтинге заняли Москва и Санкт-Петербург. Также в него вошли Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Воронеж, Нижний Новгород, Красноярск и Сочи. В качестве одного из аргументов выбора назван тот факт, что номер в бизнес-отеле в центре города, в здании, признанном памятником культурного наследия, может стоить от 2 тысяч рублей за сутки. В то же время исследователи советуют, бронируя гостиницу эконом-класса в Саратове, заранее убедиться в качестве предоставляемых услуг и наличии необходимых удобств.

Пока в Саратове доминирует деловой туризм, сотрудничество с туристическими фирмами для гостиниц не является приоритетным. А перспектива стать курортным городом или центром историко-культурного паломничества нам еще не грозит.

 

Проверка на "звездность"

Долгое время у нас считалось, что гостиничный бизнес – сфера, не требующая от предпринимателя особых познаний, опыта или квалификации, зато она может быстро окупать вложения. Согласно экспертным оценкам бизнес-планов, элитные и премиальные гостиницы, как правило, окупаются достаточно быстро – в течение 3-4 лет, а их наполняемость остается высокой даже в кризисные периоды экономики, чего не скажешь о проектах попроще.

Если хотя бы крупные гостиницы Саратова пройдут процедуру аттестации на "звездность", это существенно изменит ситуацию на рынке: остальные тоже будут вынуждены повышать качество обслуживания, что в свою очередь приведет к оживлению конкуренции, а также к появлению нормальной ценовой вилки. Сертифицированные отели будут способствовать и развитию рекламной политики: малые гостиницы, которые по определенным причинам не смогут позволить себе процедуру аттестации, будут обязаны искать новые методы привлечения потенциальных клиентов.

Но, по мнению большинства "деловых" гостей города, цены в саратовских гостиницах пока не соответствуют качеству предлагаемых услуг. Это, конечно же, негативно сказывается на продвижении регионального турпродукта как на российском, так и международном рынках. Сегодня в городе ощущается нехватка номеров повышенной комфортности. Особенно явно эта проблема встает перед гостиницами в ситуациях проведения крупных мероприятий всероссийского или международного масштаба. Мало того что не хватает номеров, но и имеющиеся апартаменты не всегда удовлетворяют вкусам vip-гостей. Ведь даже те саратовские гостиницы, которые объявляют себя соответствующими классу трех-четырех звезд, на самом деле делают это на свой страх и риск. Статус-то присваивается на международном уровне, специальной комиссией. А на практике самовольно приписанные звезды никак не соотносятся с действительностью.

В Саратове номера класса "люкс", как впрочем, и приличные "полулюксы", могут предоставить своим гостям далеко не все гостиницы и совсем не в тех объемах, которые требуются. Такой просчет со стороны отельеров дополнительно тормозит развитие рынка. "В нормальной гостинице должно быть не менее десяти номеров. А у нас есть и с тремя номерами – по законодательству их трудно отнести к гостиницам. В Саратове не хватает отелей высокого класса. Многие сами ставят себе по три-четыре звезды, но им их никто не присваивал, – рассказывает доцент кафедры гостинично-туристического бизнеса ССЭИ РЭУ им. Плеханова Ирина Булыгина.

Если хотя бы крупные гостиницы Саратова пройдут процедуру аттестации на "звездность", это существенно изменит ситуацию на рынке: остальные тоже будут вынуждены повышать качество обслуживания, что в свою очередь приведет к оживлению конкуренции, а также к появлению нормальной ценовой вилки. Сертифицированные отели будут способствовать и развитию рекламной политики: малые гостиницы, которые по определенным причинам не смогут позволить себе процедуру аттестации, будут обязаны искать новые методы привлечения потенциальных клиентов. И еще одна проблема, заметно сдерживающая развитие рынка, – кадры. По словам заведующего кафедрой гостинично-туристического бизнеса ССЭИ Антона Маркелова, в этом году специалистов по сервису, туризму и гостеприимству выпущено 62 человека. В Саратове кто-то трудоустраивается, но многие уезжают работать в другие города и даже страны: в Турцию, Европу, Китай.

"Исследовать этот рынок очень тяжело. Во многих отелях людей поощряют к качественной работе не премиями и благодарностями, а штрафами. Текучесть кадров колоссальная. Люди долго не выдерживают, потому что порой работают по трое-четверо суток подряд. Отсюда отрицательные отзывы о многих, даже уже зарекомендовавших себя гостиницах", – комментирует Ирина Булыгина.

Действительно, на сайте www.komandirovka.ru посетители нередко размещают свои субъективные, весьма нелицеприятные оценки отелям. Внимательно изучая их и суммируя, специалисты приходят к выводу, что развитию рынка гостиничных услуг Саратова мешает ряд локальных проблем. Среди них:

– отсутствие ярко выраженной ценовой конкуренции (основное количество номеров с набором услуг предлагается в категории от 2000 до 4000 рублей);

– пассивная рекламная политика: ни на вокзале, ни в аэропорту не предоставляется информация, которая может поспособствовать привлечению новых клиентов;

– информация в интернете об услугах саратовских гостиниц зачастую оказывается неполной;

– большинство гостиниц города сегодня не подходит ни под одну международную категорию – несмотря на то, что некоторое отели приписывают себе какие-то звезды, в действительности никто процедуру аттестации на "звездность" не проходил;

– отсутствие на рынке игроков, имеющих отношение к международной гостиничной сети;

– незначительное число дополнительных услуг: как правило, большинство гостиниц вообще предлагают минимальный набор.

 

…Конечно, со времен гоголевского Чичикова много воды утекло и в нормальных губернских гостиницах теперь уж нет "покойных комнат" с тараканами, "выглядывающими, как чернослив, из всех углов".  И все же для полного слияния с Европой нам пока не хватает главного – "людей любопытных, интересующихся знать о всех подробностях проезжающего" – то есть обо всех их интересах, запросах и претензиях. Только при таком раскладе можно смело претендовать хоть на какой-то звездный статус. Разумеется, по международной шкале, а не по своему губернскому разумению.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.75 1 2 3 4 5