Старт без финиша
Почему не все бизнес-дебютанты получают признание в Саратове?
12 сентября 2013, 10:00
По разным оценкам, за последние два месяца в Саратовской области закрылось около 15 тысяч проектов индивидуальных предпринимателей. По России – сотни тысяч. И связано это не только с необходимостью платить страховые взносы в Пенсионный фонд. Любой стартап – предприятие с высокой степенью риска. Конечно, можно порассуждать об отсутствии предпринимательской культуры, или об особых свойствах "саратовского" менталитета, мешающего развиться даже гениальной бизнес-идее. Но только ли в этом проблемы стартующего бизнеса? Корреспондент "Взгляда-онлайн" с помощью экспертов попыталась узнать, куда теперь ведет "шоссе энтузиастов"?
Пан или пропал
Российские стартаперы начали набивать первые шишки уже в 1990-е годы. Тогда все было впервые: первые пейджеры, сотовые телефоны, компьютеры. Технологии, которые еще недавно поражали воображение, сегодняшнему специалисту покажутся просто дикими. Даже рекламные слоганы первых предпринимателей постсоветского разлива писались буквально на коленках. С другой стороны, ввиду отсутствия конкуренции было еще довольно просто занять какую-то нишу. По мнению саратовского бизнес-омбудсмена, председателя региональной Торгово-промышленной палаты Максима Фатеева, нынешняя предпринимательская активность не идет ни в какое сравнение с той, что была в начале рыночных преобразований. Но это общая тенденция, характерная не только для Саратова и России, но и для многих европейских государств: "В Европе сейчас тоже мало кто хочет заниматься предпринимательством, большинство хотят быть наемными служащими, получать зарплату, чтобы ни о чем голова не болела", – считает Фатеев. Несмотря на очевидное сокращение числа стартапов, людей, желающих открыть свое дело и быть самому себе начальником, по-прежнему, – хоть отбавляй. Правда, бизнес-проекты как сотнями появляются, так и исчезают сотнями, бесследно. "Происходит это практически ежедневно, – рассказывает омбудсмен. – Любой, кто стартует, должен понимать, что бизнес – это риск. Человек мало того что рискует деньгами, он фактически рискует и своим образом жизни. У него меняется все: распорядок дня, восприятие мира, он может даже потерять друзей и семью, а может, наоборот, все это приобрести".
Кажущаяся легкость предпринимательства и манящие перспективы собственного бизнеса обычно играют злую шутку с начинающими. Они допускают все мыслимые и немыслимые ошибки дилетантов, главная из которых – "Давай, быстрей!". Между тем давно известна простая мудрость: "Гораздо тщательнее историй побед изучайте истории поражений. Потому что успех уникален, а провал чаще всего закономерен".
Сегодня чаще всего на схватку с потребительской инертностью, административными преградами, фискальным бременем и всевозможными проверяющими решаются люди до 35 лет. "Начинающим предпринимателям в большинстве своем не хватает элементарных знаний о правилах ведения дела, продуманной до мелочей идеи и грамотного бизнес-плана, – считает специалист саратовского Венчурного фонда Алексей Прозоров. – В вузах в основном дается теория. Редко когда в аудитории приходят и делятся со студентами своим опытом успешные бизнесмены. Хотя они могли бы рассказать, как получили первый капитал, как добились кредита. Стартаперы в основном учатся на собственных ошибках, и потому не каждый способен дождаться результата".
Чему поучиться?
Эксперты отмечают, что из 20 с лишним тысяч предпринимателей, зарегистрированных в Саратовской области, реально работают в лучшем случае не более 50 процентов. Остальные живут "стихией": открываются, закрываются, бросают фирмы, перепродают ИП. Тем не менее, по мнению депутата городской думы, директора Фонда посевных инвестиций Саратовской области Станислава Бондарева, наша область более благоприятна для развития мелкого и среднего бизнеса, чем перенасыщенные рынки столиц и макрорегинов. Если для крупных игроков важен политический комфорт и они зависимы от центров принятия административных решений, от социально-политической, экономической обстановки в регионе в целом (а по этим пунктам Саратовская область явно не в лидерах), то для начинающего бизнесмена барьеры на входе в рынок – не столь серьезной препятствие.
"Насколько я помню, Саратов в рейтинге Forbes входит в двадцатку лучших российских городов по инвестиционной привлекательности. Но речь даже не о формальных показателях. На мой взгляд, Саратовская область действительно является достаточно открытой для малого бизнеса. Тому есть конкретные примеры", – уверен депутат. Массовое закрытие ИП, по его мнению, никак не связано с неблагоприятным бизнес-климатом в регионе, а является следствием больших страховых взносов, регулируемых на федеральном уровне.
В то же время эксперт заявляет, что нам есть чему поучиться у соседей. К примеру, у той же Пензенской области, где значительная часть средств, направленных на поддержку бизнеса, на создание бизнес-инкубаторов и необходимой инфраструктуры выделяется не только из федерального, но и из областного бюджета. "Если частный бизнес развивается, это лучше любых рейтингов показывает, что регион действительно привлекателен для инвесторов. И в этом отношении Пенза пока опережает Саратов", – признает Бондарев. В Саратове создан только один бизнес-инкубатор, предоставляющий выгодные условия для стартаперов. В начале этой недели с докладом о реализации долгосрочной ОЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы" выступил министр экономического развития и инвестиционной политики региона Владимир Пожаров. По его словам, всего на выполнение программных мероприятий планируется направить 428,1 миллиона рублей. Из них 323,2 миллиона – из федеральной казны, 100 – из областной и еще 4,9 миллиона – так сказать, от местной власти. Из внебюджетных источников на реализацию программы планируется привлечь около двух миллиардов рублей. "Сегодня на содержание саратовского бизнес-инкубатора уже направлено 7,1 миллиона рублей из средств областного бюджета. На возмещение затрат по оказанию услуг субъектам предпринимательства дополнительно будет направлено еще 2 миллиона рублей", – уточнил министр.
Инноваторы в фаворе
За последние годы увеличилось не только финансирование, но изменилась и структура малого бизнеса. Если в начале девяностых и нулевых годов традиционным направлением стартаперов были обычные рынки, то теперь торговля перемещается в крупные павильоны, а, соответственно, принципы восточного (челночного) базара уходят в прошлое. "Время ларьков и прилавков прошло", – резюмирует Фатеев.
"Я общаюсь с начинающими предпринимателями и знаю, что многие сейчас выбирают уже не торговлю, не риелторские услуги, чем рынок уже перенасыщен, а узкоспециализированные сферы – патентование, защиту интеллектуальной собственности, интернет-трейдинг, инновационные и наукоемкие направления", – комментирует Бондарев.
Алексей Прозоров считает самой дешевой сферой для стартапов IT-проекты: "Для них вначале не нужно даже помещения или особого оборудования. Достаточно набрать команду специалистов-энтузиастов, готовых какое-то время работать за идею".
Примеров местных наукоемких компаний, которые уже добились заметного финансового успеха, пока немного. Некоторые из них если и начинали в Саратове, развиваться уходят в другие регионы. Компания "Финпромресурс", которую возглавляет Игорь Аблаев, входит в число тех немногочисленных примеров местного бизнеса, где зарабатывают не торговлей ресурсами или поставками сырья, а мозгами своих сотрудников. "Финпромресурс" сотрудничает с известным автопроизводителем Peugeot Citroёn и разрабатывает оборудование для "Ё-мобиля". Но уже не в Саратове, а в Москве. Получается, мало запустить бизнес-проект, его еще нужно суметь удержать в регионе. Для чего нужна более развитая экономика. Похоже на замкнутый круг, но без решения этой проблемы вложения регионального бюджета в "инкубаторы" вряд ли окупятся.
"В советское время Саратов был закрытым городом оборонно-промышленного значения. Это тоже наложило на нас определенный провинциальный отпечаток. Границы уже открыты, а мы еще раздумываем", – считает Бондарев.
Заклинатели гаджетов
Новой и относительно не занятой на саратовском рынке нишей сегодня является сфера мобильных приложений. По статистике, примерно миллиард человек на планете каждые пять минут отвлекаются на экраны смартфонов. Понаблюдайте и вы за собой. Лежа, сидя, стоя, на ходу вы общаетесь в соцсетях, проверяете почту, ориентируетесь на местности, совершаете покупки, знакомитесь, развлекаетесь. И все это благодаря специальным программкам, за копейку, а чаще совершенно бесплатно скачиваемым из интернета по всему миру.
Саратовский стартапер Владимир Старков и его команда понимают, что сейчас как никогда время – деньги, и делают все для того, чтобы мы часами утыкались носом в мобильные устройства. Таких бизнес-начинаний в нашем городе немного. Пытаются писать программное обеспечение для платформ iOS, Android или Windows Phone, по оценкам экспертов, 5-10 компаний. В среднем разработка одного мобильного приложения стоит 3-5 тысяч долларов, если оно не очень сложное и довольно быстро пишется. Довольно быстро, на языке айтишников, – это полтора-два месяца. Скажем так, это не низкодоходный бизнес, но он требует очень больших вложений.
Старков уверяет, что только на девятом месяце доход позволил просто содержать компанию: "С тобой, скорее всего, не будут работать, если срок жизни компании незначительный, либо будут предлагать смешные деньги". Глобально на этом рынке конкуренция очень большая. Стартапер вспоминает, что, когда фирму зарегистрировали, на официальной странице было написано примерно следующее: "Поздравляю, вы стали разработчиком! Помните, что у нас порядка 250 миллионов приложений (на тот момент было. – Авт.) и нам больше ничего не нужно".
Но в Саратове еще есть где развернуться. "Я знаю человека, который раньше работал на "Атто" и делал им сайт – это Валерий Степанов. Сейчас он тоже издает приложения для телефонов. Также неожиданностью для нас было познакомиться с саратовской командой, которая сотрудничает с крупной московской компанией WebGames и создает веб-игры для Одноклассников, Контакта и других соцсетей", – рассказывает Владимир.
С компанией Старкова сейчас сотрудничают несколько программистов, которые работают в саратовских филиалах таких крупных производителей программного обеспечения, как Grid Dynamics, Epam, OpenSoft. По словам бизнесмена, есть люди, которые готовы даже поработать и на менее выгодных условиях – просто потому, что им это интересно.
"Крупные компании – это, чаще всего, спускаемый откуда-то сверху код, над которым человек может месяцами сидеть, – замечает Старков. И добавляет после паузы: " Довольно скучное занятие, если честно… В стартапе повеселее будет!".
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте