Дембельский альбом

Первые лица города и области: служба по призыву и призванию

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ

15329

13 декабря 2013, 09:00

Лицам, откосившим от службы в армии, запретят занимать государственные должности. С этим предложением выступил в Госдуме депутат-единоросс Франц Клинцевич. Согласно его законопроекту, уже с 1 января 2014 года уклонисты не смогут работать в министерствах, становиться муниципальными депутатами, избираться главами регионов. Автор проекта также отмечал, что ограничительные меры коснутся и детей чиновников, которые с легкостью устраиваются на госслужбу, игнорируя воинскую обязанность. Правительство страны уже поддержало инициативу депутата-"афганца". Как выяснилось, в правительстве Саратовской области не носили кирзовых сапог в армии трое из шести зампредов (Денис Фадеев, Сергей Канчер, Павел Большеданов), да и не все министры знают, как намотать портянки. Как относятся первые лица губернии, представляющие исполнительную и законодательную власть, к службе в армии, узнавал корреспондент "Взгляда-онлайн". ("Дембельское" фото А. Соловьева – результат фотомонтажа, так как своего варианта комментатор не предложил).

 

Владимир Капкаев, председатель Саратовской областной думы:

"Косить" от армии было не принято"

– Я служил, конечно! Это было в 1970-1972 годах. Армия тогда была на подъеме, поступало новое вооружение. Отслужить все считали за честь и почетную обязанность. Может быть, и были те, кто не хотел идти в армию, но и отношение к ним было соответствующее: "косить" от армии было не принято. К тому времени уже стали служить по два года. И еще переходили на новую армейскую форму.

Я призывался в 19 лет, 14 ноября 1970 года. Неужели можно забыть эту дату?! В армию один раз ходят. Поскольку я уже учился на третьем курсе Куйбышевского авиационного института, на вечернем отделении, то, естественно, хотел служить в авиации. Моя просьба была удовлетворена. Полгода учился в Башкирии, в Стерлитамаке, в школе младших авиационных специалистов. Там мы проходили курс молодого бойца, обучались воинской специальности, принимали присягу. Потом всех распределяли по воинским частям. Меня направили в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, которое выпускало вертолетчиков – молодых лейтенантов. Полтора года служил механиком по электрооборудованию самолетов и вертолетов. Летал только в качестве пассажира, поскольку служил в группе по замене двигателей и агрегатов. Курсанты летали много, иногда возникали внештатные ситуации. Если борт совершал вынужденную посадку, нашу группу на вертолете доставляли на место приземления для ремонта машины. Но случалось это редко, техника была надежная. Так что в основном находились в расположении воинской части, занимались регламентными и ремонтными работами, подготовкой техники к полетам.

Я никогда не жалел, что у меня на два года продлилось обучение в институте. Демобилизовался 4 ноября 1972 года, сразу же восстановился в вузе и в январе уже сдавал сессию. Армия запомнилась мне дружбой, сплоченностью и, конечно, дисциплиной. Время каждому военнослужащему выделялось и на спорт, и на чтение, и на просмотр кинофильма. И в увольнение регулярно ходили. И возможности для самообразования были у каждого, если кто к этому стремился.

 

Олег Грищенко, глава муниципального образования "Город Саратов":

"В армии не служил – значит, больной"

– Я служил в армии. Тогда отмазываться от службы считалось дурным тоном. Если молодой человек решил жениться, отец невесты всегда спрашивал: в армии служил? Потому что, если не служил – значит, больной. У меня даже мыслей не было уклоняться от армии. Единственная проблема: после техникума я мечтал поступать в вертолетное училище, которое базировалось на аэродроме "Сокол". Защитился я в июле и сразу пришел в военкомат. Говорю: не могли бы вы мне дать отсрочку до осени, я хочу поступать в вертолетное училище. А в ответ: давай, собирай быстро чемодан, чтобы завтра уже здесь был, завтра заканчивается срок последнего призыва этого года.

Я пошел, собрал чемодан и уже на следующий день отбыл к месту назначения. Если бы я просто не пришел на призывной пункт, они бы уехали без меня и, возможно, я поступил бы в вертолетное училище. Но жизнь так сложилась, что уехал в Пермь, на два года – с 1985 по 1987. В ракетные войска стратегического назначения. Мы охраняли ракеты.

В учебке, так как у меня был неплохой почерк, командир роты попросил меня заполнять журнал. Вечерами я мог приходить в учебный класс, у меня был свой ключ. А когда заступал на дежурство, на охрану учебного корпуса, так как в коридорах даже прислониться не к чему было, тоже заходил в класс. Там были лавки, на них можно было поспать: тепло, удобно, особенно зимой – залег и спи! Самое главное – не проспать больше двух часов, когда тебя сменяют. Один раз вот так уснул, слышу сквозь сон грохот какой-то, но не придал этому значение. Ну что там, девятнадцать лет… Очнулся, когда меня уже начал кто-то душить, а к шее был приставлен мой же штык-нож. Оказалось, что дежурный офицер, который, видимо, проверял посты, решил меня так проучить. Я до сих пор помню его слова: все, солдат, ты убит! На всю жизнь мне был урок. На следующий день я опять заступил на пост, но уже был бодр все два часа.

 

Михаил Горемыко, заместитель председателя

правительства Саратовской области:

"Армия приучила к дисциплине"

– В 1985 году я поступил в Саратовский государственный университет, на физический факультет. Однако, проучившись всего год, ушел служить в армию. Свой выбор я сделал осознанно. Армейская служба проходила в Закавказском военном округе, в роте химической и биологической защиты Военно-Воздушных Сил.

Больше всего служба в армии запомнилась крепкой мужской армейской дружбой, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Армия приучила меня к дисциплине, стала школой мужества и закалки характера, воспитала умение быстро и точно ориентироваться в самых разных жизненных обстоятельствах.

Еще мне на всю жизнь запомнилось, учитывая, что я служил в 40 километрах от Баку, доброе, отеческое отношение местных жителей к солдатам в то время еще Советской Армии.

 

Юрий Моисеев, экс-зампред правительства Саратовской области:

"Приказы не обсуждаются"

– Помню, что очень хотел пойти в армию. Я с отличием закончил техникум, и меня без экзаменов взяли в институт механизации сельского хозяйства. Так как там была военная кафедра, меня не должны были забрать в армию. Но я сам решил забрать документы и пойти в армию. В ноябре 1988 года меня призвали в ряды Советской Армии, в воздушно-десантные войска. Часть стояла в Пскове. До сих пор поддерживаю отношения со своими армейскими друзьями, состою в "Боевом братстве". У нас очень дружная компания, мы общаемся, встречаемся, поддерживаем друг друга.

Кстати, никакой дедовщины у нас не было, а было просто уважение к старшим и жесткая дисциплина. Когда мы призывались, там служили только украинцы, дагестанцы и русские. Призывников других национальностей вывезли из части, потому как было время развала Советского Союза и связанных с этим событий в Грузии, Армении и Азербайджане. Потом и в Узбекистане, Молдавии, а между ними – в Литве, Латвии, Эстонии. Мы были практически во всех этих точках. Наверное, самая сложная ситуация была в Азербайджане и Армении. Я имею медаль за боевые заслуги, участвовал в ликвидации межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане. А закончил службу в Молдавии. Моя девушка меня дождалась, и я, когда вернулся, сразу на ней женился.

К сожалению, с начала девяностых многие молодые люди все делают для того, чтобы не идти в армию. Без каких-либо уважительных причин. А я вот чувствую, что армия воспитала меня. Два года дисциплины: подъем, отбой, "вольно", "смирно", приказы не обсуждаются. После этого какой-то жизненный стержень появляется, мальчики становятся мужчинами. У нас были серьезные войска и очень хорошие командиры, было с кого брать пример. И я до сих пор не понимаю людей, которые не хотят служить.

 

Александр Соловьев, заместитель председателя

правительства Саратовской области:

"Служили русский, хохол и татарин"

– Служил в ракетных войсках стратегического назначения с 1985 по 1987 год, полгода был в учебке на полигоне Капустин Яр, на границе Астраханской и Волгоградской областей. И еще полтора года – в Кировской области, ближе к Коми-Пермяцкому округу. Я уверен, что у 95-98 процентов людей моего поколения не было желания избежать армейской службы. Считалось, что парень, который не был в армии, недоразвитый какой-то. Даже при знакомстве с девушками признаваться, что в армии не служил, было неловко. На такого смотрели как на человека с каким-то изъяном. Я благодарен той, которая меня дождалась и стала моей женой сразу после демобилизации.

Призывали меня из Балаково, где я жил. В призывной комиссии распределили в команду ГШ-20, которую, как мне впоследствии сказали, направили в Афганистан. Однако в Саратове, на распределительном пункте в Елшанке, меня почему-то перераспределили, и я оказался в ракетных войсках. Для меня это было некоторым разочарованием, так как я ждал направления в десантные войска. Молодым восемнадцатилетним ребятам, которые чувствуют в себе силы, конечно же, хочется активного действия. В ракетных войсках я был механиком-водителем на МАЗ-543. Это такая огромная восьмиколесная боевая машина. Нельзя сказать, что мы там просто за рулем сидели, нас много гоняли и тренировали. В общем, была полноценная военная подготовка в течение двух лет.

Нас было три друга, все с одного призыва: русский, хохол и татарин – мы так сами себя звали. Первые года два после армии все время поддерживали связь друг с другом, потом перестали. Сегодня я бы с огромным удовольствием с ними встретился. 18 декабря будет праздник – День ракетных войск стратегического назначения. В этот день я всегда вспоминаю армию и нашу интернациональную дружбу.

Сейчас служат всего год – это уже так, "прогулка" в армию. Да к тому же в последние годы до такой степени следят за неуставными взаимоотношениями, что мне это уже кажется каким-то перебором. Хотя без дисциплины в армии никак нельзя. Как сейчас помню, в нашу часть приехал парень из Москвы. Женатый, красивый – весь из себя! Когда дело дошло до турника, он прыг, а у него даже ни один мускул не дернулся, чтобы подтянуться. Естественно, ему говорят: у тебя два месяца, чтобы научиться хотя бы десять раз подтягиваться. Он на этом турнике погибал! Ну а с другой стороны – где бы его еще заставили это делать? Побежали кросс сдавать… А в армии действует коллективный принцип: все, кто стартовал, должны прибежать. Он через пятьсот метров упал. Мы его на себе тащили два с половиной километра. Но к концу службы и он выровнялся – через пот и слезы. И ничего в этом страшного нет! А если завтра, не дай Бог, война? Кто бы за него все это делал?

 

 

Сергей Лисовский, министр промышленности и энергетики

Саратовской области:

"Будущее за компьютерными войнами"

– Я прошел обучение на военной кафедре Саратовского политехнического института, получил звание лейтенант запаса по специальности "радиолокационные средства зенитной артиллерии".

После четвертого курса были два месяца военных сборов, где я был заместителем командира взвода. Работая в оборонно-промышленном комплексе и на госслужбе, мне не раз приходилось сталкиваться с военачальниками различных уровней, в том числе и высших. У меня все рода и виды войск вызывают огромное уважение, но надо учесть, что при возможных современных боевых действиях решающая роль будет принадлежать радиоэлектронной борьбе, компьютерным войнам, применению высокоточного оружия и новых видов вооружения, основанных на разных физических принципах. К законопроекту о запрете занимать госдолжности тем, кто не служил в армии, отношусь положительно, так как я воспитан еще тем временем, когда девушки предпочитали тех, кто отслужил в армии.

 

Денис Фадеев, вице-губернатор Саратовской области:

"Была отсрочка для учителей сельских школ"

– После окончания вуза я работал учителем в сельской школе и одновременно был соискателем степени кандидата наук в СГУ. По этой причине не проходил службу в Вооруженных Силах. На тот момент действовала отсрочка от армии для учителей сельских школ. Отношение общества к службе в Вооруженных Силах в то время было неоднозначным. С одной стороны, армия, как и любой другой социальный институт, как школа, например, претендует на формирование личности.

С другой – известны случаи неуставных отношений. Я убежден, что нужно создавать преференции тем, кто служил в армии. Они должны быть связаны с льготными кредитами на учебу или жилье. А на государственную службу должны принимать, прежде всего, исходя из профессиональных качеств. При этом, однозначно, служба в армии была и будет дополнительным плюсом при рассмотрении кандидатов на замещение должностей государственной службы.

 

Дмитрий Тепин, министр строительства и ЖКХ Саратовской области:

"Успел защититься"

– Я не служил по простой причине: закончил очную аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Современное российское законодательство освобождает от армии тех, кто успел защитить научную работу. В целом к военной службе я отношусь так: считаю, что это гарантия суверенитета нашей страны. В свою бытность главой администрации муниципального образования с населением в сорок тысяч человек я отвечал за мобилизацию, проходил соответствующие курсы. Отвечал, соответственно, и за призыв, активно взаимодействовал с военными различных рангов. Мы часто выезжали на военные объекты, в части, проводили совещания. Я успел окунуться в казарменную жизнь, посмотреть, как и чем живет армия. У нас даже была такая мысль, но мы не успели это реализовать, – на два месяца собрать руководителей, и выехать сними в полевые условия. Вспомнить, сколько раз в детстве подтягивались, приседали, бегали, восстановить навыки первичной военной подготовки. Я считаю, что для каждого руководителя это важно. Мы выросли в стране, которая выиграла Великую Отечественную войну. Все мальчишки росли с осознанием этого факта. И хотя мы люди достаточно терпимые, но, если потребуется, соберемся с силами. Я рассуждал в детстве о том, в каких бы войсках я хотел служить. А вообще-то в детстве я мечтал служить в военно-воздушных силах. Потому что каждому мальчишке хочется летать.

 

Олег Галкин, министр-председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области:

"Служить или не служить – выбор каждого"

– Я не служил, потому что с 1994 по 1999 годы учился в аспирантуре, в которую поступил сразу после окончания института. В девяностые годы была наиболее сложная ситуация в армии – как с финансовой точки зрения, так и с моральной. Во-первых, дедовщина. Во-вторых, были случаи, когда солдаты морозились, голодали. На тот момент армия уже находилась в неблагополучной ситуации, и желающих служить было очень мало. После аспирантуры у меня родился ребенок, по этой причине я был освобожден от службы. Сейчас в армии ситуация изменилась. Армия перешла на контрактную систему и стала более профессиональной. Безусловно, я что-то потерял из-за того, что не был в армии. Один из моих дедушек служил в пограничных войсках, поэтому для меня это тоже могли бы быть пограничные войска. Я бы, возможно, мог построить несколько иную карьеру – например, работать в правоохранительных органах. Но я потратил это время на обучение.

Я являюсь сторонником возможности самостоятельного выбора гражданина: служить или не служить. Служба в армии должна давать человеку определенные преференции при поступлении в высшее учебное заведение, либо при приеме на работу в определенные структуры, прежде всего, силовые. Я не сторонник полного запрета занимать госдолжности тем, кто не служил. У нас есть целый ряд ограничений, связанных со здоровьем, когда человек не может проходить воинскую службу, но это не мешает ему быть умным и грамотным управленцем. В этом случае ограничивать его государственную службу я считаю нецелесообразным. Опять же, как в этом случае будет решаться вопрос с женщинами, которые в России априори не военнообязанные? Возникнет гендерное неравенство, потому что женщина может не служить и работать в органах госвласти.

 

P.S.

По информации "Взгляда-онлайн", заместители председателя правительства области Павел Большеданов и Сергей Канчер проходили военную подготовку в институтах, то есть,  в армию не призывались. Министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимир Пожаров служил в рядах Советской Армии в 1985-87 годах. Остальные министры пока не предоставили нашему агентству информацию о своем армейском статусе.

Олег Грищенко предоставил свое армейское фото в понедельник, 16 декабря. Редакция сочла необходимым добавить снимок в материал.

 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.81 1 2 3 4 5