Аварийная поездка
Как будем добираться из Энгельса в Саратов после закрытия моста?
8 апреля 2014, 09:00
До начала капитального ремонта на мосту "Саратов-Энгельс" осталась неделя. Накал страстей нарастает. Несмотря на то, что уже опубликована схема организации движения транспорта на период ремонта, жители двух городов пока не могут до конца осознать, какие препятствия им придется преодолевать в течение полугода добираясь на работу, в вузы, домой, на дачи, к родным или в гости. А ведь еще в конце 2012 года парламентарии, казалось бы, все изучили и предупреждали областных чиновников, что закрытие главного сообщения между двумя городами может привести к транспортному коллапсу. Тогда для разгрузки автомобильных потоков и маршрутных автобусов предлагалось наладить дополнительное железнодорожное и даже речное сообщение. Теперь об этом приходится говорить сызнова.
Ничего личного – только автобусы
В том же 2012 году комитет дорожного хозяйства области планировал скорректировать программу "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы". В Федеральное дорожное агентство направили письмо с просьбой выделить субсидии или бюджетный кредит на капитальный ремонт моста. В прошлом году специалисты комитета предварительно оценили ремонт сооружения в один миллиард рублей. Но спустя некоторое время показатели уменьшились практически вдвое: "На ремонт автомобильного моста на 2014-2015 годы предусмотрено 552 110, 396 тыс. рублей (срок окончания работ по контракту 31 декабря 2015 года), – сообщает председатель комитета дорожного хозяйства Николай Чуриков. – В текущем году планируется выполнение работ на общую сумму 461 723, 772 тыс. рублей. Финансирование предусмотрено из средств областного бюджета".
Мы обратились в Федеральное дорожное агентство (входит в структуру Минтранса РФ) с просьбой предоставить информацию о том, на каких условиях наша область может получить федеральные средства для ремонта моста. Как объяснили специалисты финансово-экономического управления Росавтодора, Саратовская область могла бы рассчитывать на софинансирование, но лишь в том случае, если бы приняла участие в федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". В свою очередь стать участником программы можно было бы, если б речь шла о реконструкции моста, а не о его ремонте. А реконструкция подразумевает, как минимум, расширение дорожного полотна.
По второму варианту, предложенному федеральными чиновниками, регион мог бы воспользоваться средствами Дорожного фонда Саратовской области "с учетом направления в него установленных доходных источников в полном объеме до уровня объемов, определенных Минфином России". И тут самое время вспомнить, что еще в прошлом году областная власть должна была вернуть в Дорожный фонд порядка 1,4 миллиарда рублей…
В итоге на ремонт моста областному правительству придется направить средства, предназначавшиеся на ремонт дорог. Так что в нынешнем году можно будет рассчитывать только на ямочную косметику.
Пока чиновники и общественники с экспертами дискутировали о том, нужно ли закрывать мост для движения транспорта полностью или выборочно, губернатор Валерий Радаев подписал постановление, в котором утверждается, что запрет на движение по мосту коснется всех машин, кроме рейсовых автобусов, машин аварийно-спасательных, оперативных и ремонтных служб. Остальным предлагают добираться через мостовой переход в районе села Пристанное. Комитет транспорта Саратовской области заверил, что сообщать водителям о возможных путях объезда в Саратове и Энгельсе будут с помощью дорожных знаков и информационных аншлагов. Кроме того, управление ГИБДД выставит дополнительные посты регулирования на Усть-Курдюмском направлении, 6-м Соколовогорском проезде, на объездной дороге вокруг Саратова в направлении Ленинского района и т.д.
С некоторым опозданием, но людям все же рассказали, как будет организовано движение между городами-спутниками. В принципе, ничего нового сообщено не было. Чиновники транспортного комитета подтвердили, что на период ремонта старого моста основной поток движения между городами (кроме пассажирских автобусов) будет направляться через мост в районе Пристанного. Добираться до него из Саратова рекомендуется через поселок Юбилейный или по объездной дороге областного центра. Использовать рекомендуется улицы Танкистов, Мясницкая и Большая Затонская, а при движении с окраин – Новоастраханское шоссе (из Заводского района) и Вольский тракт (из Ленинского района). С энгельсской стороны автолюбителям советуют ехать по улице Маяковского и далее по Студенческой через село Шумейка.
По этому поводу в телефонном разговоре с корреспондентом ИА "Взгляд-инфо" исполняющий обязанности начальника ОГИБДД Саратова Юрий Носов сообщил, что "война план покажет": "Будут проблемы в поселке Юбилейный, на въезде в город. Будем стараться разгонять пробки, других вариантов нет. Никаких глобальных развязок здесь нет, расширения дорог, введения одностороннего движения за последние годы тоже не произошло. Все надеются, видимо, только на ГИБДД".
Несколько раньше в своем ответе на наш запрос начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области полковник полиции Павел Рогов рассказал, что о возможности введения спецпропусков для машин вип-персон в управлении ничего не знают. На днях эту тему закрыл экс-председатель комитета, ныне зампред правительства области Василий Разделкин: "Никаких блатных номеров не предполагается. На мостовом переходе будут дежурить специалисты транспортного и дорожного хозяйств области, оперативные службы. Будет дежурить также тягач на случай поломок автобусов. Для всех установлены единые правила".
Тем, кто не хочет стоять в пробках возле пристанского моста, чиновники советуют отказаться от личного транспорта. И вместо этого воспользоваться услугами рейсовых автобусов, которые будут-таки ходить по старому мосту. Но с учетом того, что скоро начнется дачный сезон и пассажиропоток значительно увеличится, такую поездку сложно будет забыть. "Транспортное сообщение между городами Саратов и Энгельс осуществляется 10 автобусными маршрутами (два сезонных), на которых работает порядка 65 автобусов большого класса, общей вместимостью от 75 до 180 человек. Ежедневно они перевозят около 40 тысяч человек", – объясняет Василий Разделкин. При этом он уверяет, что в случае необходимости на этом направлении число автобусов можно будет увеличить на 15 процентов.
Между тем специалисты комитета транспорта так и не объяснили, каким способом они подсчитывали количество потенциальных пассажиров и тех, кто все-таки отважится на окольную поездку в личном транспорте. Зато в администрации Энгельсского района нам раскрыли оригинальную методику такого расчета. По словам заместителя начальника управления развития коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Вячеслава Комарова, областной комитет опирался исключительно на результаты опроса, проведенного на… своем официальном сайте.
Война план покажет?
Торги на определение подрядчика прошли еще в конце декабря 2013 года. Мало кто сомневался, что победителем аукциона станет компания ОАО "Волгомост". До ноября ее специалистам предстоит проделать серьезный объем работ по укреплению мостовых конструкций. Помимо полной замены дорожного полотна, в этом году предстоит заменить 35 деформационных швов, гидроизоляцию, выправить опорные части на шести опорах и т.д. Чтобы уложиться в срок, ремонтные работы планируют вести круглосуточно и без перерывов. Многие эксперты засомневались, что поездка рядом с участками, где, как предполагается, работа будет кипеть день и ночь, окажется спокойной и полностью безопасной.
В конце прошлой недели на общественных слушаниях руководитель проектной организации Виктор Морозов уверял, что при монтаже швов применят усовершенствованный бетон, который в течение суток схватывается на 70-80 процентов. На что руководитель кафедры транспортного строительства СГТУ доктор технических наук, профессор Игорь Овчинников возразил: "Бетон, может быть, будет и усовершенствованный, вот только укладывать его будут наши рабочие. Так что это еще не гарантия безопасности".
Овчинников также заявил, что лично его волнует, как поведет себя предельно напряженная арматура, которая и держит конструкцию моста. "Дело в том, что мы очень мало знаем об этом и опираемся в своих расчетах на стандарты советского времени, – рассказал эксперт. – Понимаете, преднапряженный металл разрушается не как обычный, он не вытягивается, не удлиняется, а просто становится от времени более хрупким. Если сверху эти тросы выглядят нормально, то не факт, что то же самое происходит внутри них. И есть примеры, когда во время ремонта мостов, подобных нашему, происходило их обрушение от перенагрузки. Поэтому я категорически против движения любого транспорта по стройплощадке, каковой и будет являться наш мост. Нельзя рисковать".
Насколько обоснованы опасения профессора Овчинникова? Пока нам известно, что никаких расчетов допустимой нагрузки на мост во время проведения ремонтных работ не проводилось. Председатель комитета дорожного хозяйства области Николай Чуриков объясняет это тем, что "капитальный ремонт объекта проводится впервые". Тогда получается, что расчеты будут вестись уже непосредственно во время ремонта, методом проб и ошибок?..
И, несмотря на все это, тот же комитет дает разрешение на проезд по мосту велосипедистам. Об этом сообщается в ответе руководителям паблика "Мой Энгельс" в соцсети "ВКонтакте": "Движение пешеходов и велосипедистов будет осуществляться по тротуару с низовой стороны (справа по ходу движения из Саратова в Энгельс). Тротуар с верховой стороны (слева по ходу движения из Саратова в Энгельс) будет открыт для движения с 1 июня текущего года, после завершения его ремонта", - обещают специалисты комитета.
А с платформы говорят…
Впрочем, в запасе остались еще несколько возможных вариантов переезда через Волгу. Вполне безопасные, но далеко не бюджетные. Один из них – речной транспорт. Как сообщила на прошлой неделе председатель совета директоров ЗАО "Пассажирское речное управление" Светлана Тимошок, с 25 апреля на рейсы выйдут теплоходы, проезд на которых в один конец составит 100 рублей. На бесплатный проезд смогут рассчитывать лишь дети до семи лет и граждане, "кому за 70 лет".
Чуть меньше средств из нашего кошелька уйдет на дорогу, если прислушаться к областным и энгельсским чиновникам, предлагающим воспользоваться услугами РЖД, а точнее – пригородными электропоездами, курсирующими на участке Саратов-1 – Анисовка. Теоретически отправиться из Энгельса в Саратов по железной дороге можно или непосредственно из самой Анисовки, или с соседней платформы Приволжская (она же – Мясокомбинат), предварительно добравшись туда на маршрутке.
Чтобы определить плюсы и минусы такого вояжа, мы провели небольшой эксперимент и для начала решили доехать до Анисовки из Саратова. Оказавшись на саратовском вокзале в 11:00, выясняем, что предыдущая электричка ушла полтора часа назад, а следующая будет только в 16:00. Меняем план: садимся на автобус №284 и сразу едем в центр Энгельса. Выходим на остановке ТЦ "Лазурный". Итого: 14 рублей из Саратова, плюс 18 рублей отдаем в маршрутном такси №267 до станции Анисовка. Всего с учетом пробок и пересадок ушло почти два часа. Но мы-то предполагаем ездить по железной дороге! Однако уже в самой Анисовке узнаем, что предыдущая электричка на Саратов ушла в 13:07, следующая будет в 17:32. В зале ожидания безлюдно, в окошке одиноко дежурит кассир. "Нет, электрички так и ходили. Ну, может одну-две отменили, – неуверенно говорит сотрудница РЖД Валентина Клокова. – Пока нам никто ничего не говорил об увеличении интервала". И, как бы соблюдая условия корпоративного молчания, кассир уклоняется от дальнейшего разговора.
Неподалеку от перрона – неприметный магазинчик. Продавец Светлана Грипалова утверждает, что все-таки раньше электрички ходили каждые сорок минут: "Так было с полгода назад, а сейчас отсюда в Саратов уходит электричка в шесть утра, рабочая в семь, потом в полдевятого, в час и в пять с чем-то. Все, – сетует Светлана Александровна. – Сильно подорожал проезд. Доехать до Саратова теперь стоит около 60 рублей. Раньше это стоило рублей семнадцать-восемнадцать. Конечно, люди стали меньше пользоваться электричками. Многие саратовцы даже побросали здесь свои дачи, потому что невыгодно ездить за такие деньги".
Пенсионер Владимир Попов вспоминает: сколько лет обсуждают возможное закрытие моста на ремонт, столько и говорят об организации "речной переправы": "Несерьезно это. Сейчас единственный выход для работающих в Саратове – электрички. Я сам много лет проработал на грузовой машине, часто приходилось ездить и по новому мосту. В будничные дни в Юбилейном большие пробки. В девять часов едешь – уже пробка". Другие энгельсские водители соглашаются с пенсионером. По их прикидкам, после закрытия старого моста на переезд из Энгельса в Саратов через Пристанное будет уходить около трех часов.
Кстати, если все же пользоваться электричками, то на проезд между Саратовом и Энгельсом с учетом автобусов вам придется тратить больше 120 рублей. А если учесть, что летом проезд на автотранспорте повысится, то и того больше. Да и электричек этих, оказывается, мало. В транспортном комитете области заявили: максимум, что могут сделать, так это увеличить составы – то есть, уговорить железнодорожников вместо четырех-шести вагонов пустить восемь-десять.
В целом же у нас сформировалось четкое ощущение, что по-настоящему все последствия закрытия старого моста сейчас никто оценить не может. Но ждать осталось недолго. Все станет ясно уже 15 апреля.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте