Точка роста
Что может стать локомотивом развития области?
2 июня 2014, 09:00
На прошлой неделе в рамках традиционного проекта "Взгляд-эксперт" респонденты размышляли над темой доверия к саратовским строителям. На этот раз экспертам была дана задачка посложнее – вслед за губернатором определить приоритетные направления развития Саратовской области. Попросту говоря, какая из отраслей экономики или сфер деятельности может стать локомотивом развития региона?
Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры. Персоны ранжируются по степени их влияния, узнаваемости, открытости, эффективности и другим показателям.
Рейтинг составляли эксперты:
1. Владимир Акишин – заведующий отделом социальных проблем и культуры "Саратовской областной газеты".
2. Дмитрий Аяцков – экс-губернатор Саратовской области, советник аппарата советников и помощников губернатора области по аграрным вопросам.
3. Павел Большеданов – заместитель председателя правительства Саратовской области.
4. Александр Игонькин – экс-министр сельского хозяйства Саратовской области, руководитель регионального управления Россельхознадзора.
5. Дмитрий Козенко – главный редактор "Газеты Недели в Саратове".
6. Антон Комаров – генеральный директор "ТНТ-Саратов".
7. Ольга Коргунова – член Общественной палаты Саратовской области, председатель благотворительного фонда "Савва".
8. Сергей Лисовский – министр промышленности и энергетики Саратовской области.
9. Николай Лыков – главный редактор ИА "Взгляд-инфо".
10. Виктор Марков – депутат Саратовской городской думы.
11. Светлана Мартынова – член Общественной палаты Саратовской области.
12. Дмитрий Митрошин – главный редактор газеты "Репортер".
13. Елена Симонцева – заместитель главного редактора ИА "Стройсар".
14. Александр Степанов – экс-министр экономики Саратовской области, член Общественной палаты Саратовской области.
15. Игорь Трофимов – главный редактор портала "Лица Саратовской губернии".
16. Александр Уриевский – директор ИА "Саратовинформ.ком".
17. Михаил Шмырев – директор ИА "Сароблньюс".
По результатам опроса приоритетными направлениями были названы:
1. Военно-промышленный комплекс
2. Сельское хозяйство
3. Тяжелая промышленность
Место |
Отрасль |
Коэффициент |
1 |
Военно-промышленный комплекс |
2,6 |
2 |
Сельское хозяйство |
3,1 |
3 |
Тяжелая промышленность |
4 |
4 |
Пищевая промышленность |
4,1 |
5 |
Нефтегазовая отрасль |
4,2 |
6 |
Наука и инновации |
4,4 |
7 |
Химическая промышленность |
4,5 |
8 |
Строительство |
4,6 |
9 |
Легкая промышленность |
5,8 |
10 |
Внутренний туризм |
7,1 |
11 |
Культура |
7,7 |
12 |
Транспортно-логистическая инфраструктура |
7,8 |
13 |
Спорт |
8 |
Эксперты также упоминали электроэнергетическую отрасль и торговлю.
Павел Большеданов, правительство Саратовской области:
– Все перечисленные в рейтинге отрасли я бы назвал приоритетными. Ни одну выкинуть невозможно, все они должны в нашей области развиваться. Если по рангу их расставлять, то первое место я бы отдал сельскому хозяйству. У нас аграрный регион, огромные площади. Та глобальная перспектива, которая грозит продовольственному рынку, однозначно выводит сельское хозяйство на первый план. Кушать мы будем всегда, количество народонаселения в мире увеличивается в отличие от площадей или конечной продуктивности полей. В любом случае вода и продовольствие – это вопрос номер один. Сельское хозяйство нас, в конечном счете, вытащит. Я не знаю, когда это будет, но будет. Саратовская продукция сельского хозяйства уже конкурентоспособна. Мы можем говорить о миллионах тонн отправляемых грузов, которые идут из Саратовской области, в том числе и за границу.
На второе место я бы все-таки поставил химическую промышленность. В химической промышленности самый быстрый путь от капитальных вложений в производство до окупаемости и выхода на хорошую рентабельность. У нас есть все основания для развития химической отрасли. Я не гадаю на кофейной гуще, это не только мои выводы, это выводы науки. Все площадки химического кластера в Саратове, Энгельсе и Балакове, которые у нас были в прошлом, остались живы. Есть коммуникации, площади, подъездные пути, вода, энергетика, очистные сооружения. Саратовский химический кластер на примере Оргсинтеза показывает, как это все развивается с приходом инвестора. Я имею в виду сотрудничество ООО "Саратоворгсинтез" с французской компанией SNF SAS в сфере производства акриламида и полиакриламида для нефтяной и газовой промышленности и для водоканала, которые использует их для очистки воды. Вся химическая линейка, которую выпускает Саратоворгсинтез – это у нас "ЛУКойл". Нам для развития нужны только эффективные собственники, которые запустят на старых площадях и мощностях продукцию на новой технологической основе. В любом случае нитрилакриловая кислота, химические волокна, карбон и другие композиты – все должны и будут развиваться. В программе Минпрома РФ прописан рост в 6-7 раз по этим направлениям.
Третье место – наука и инновации, которые сопровождают каждое направление. Наука и инновации не должны существовать отдельно от производства, и несмотря на то, что инновации всегда находятся впереди, они должны сразу же внедряться в производство. Почему мы сейчас получаем до 60 центнеров зерна с гектара даже в Левобережье на отдельных полях? Я сам уроженец тех мест и знаю, что раньше 5 центнеров получали с гектара и были рады. Такой скачок произошел только за счет науки и инноваций, за счет селекции. Еще раз хочу подчеркнуть, что это продукция без ГМО.
С помощью новых подходов можно возродить мелиорацию, когда не будет тех пагубных воздействий, которые были при канальном орошении, когда сверху проливали землю. В сельском хозяйстве мы движемся нормальными шагами вперед.
Мы никуда и никогда не денемся от нефтегазовой отрасли, потому что через нас прокачивается каждый пятый куб газа в стране. У нас есть нефтеперерабатывающий завод и худо-бедно еще остались залежи, которые могут стать нашим капиталом. Два наших института – ВНИПИГАЗдобыча и ГипроНИИгаз будут проектировать в Китай газ.
В традиционной нефтегазовой отрасли мы достигли определенной константы. Вряд ли она станет именно локомотивом развития. Она просто занимает большой удельный вес и исторически является нашей отраслью. Можно мечтать, что мы хотели бы больше доходов от этой отрасли. Но мы являемся государством, в котором действуют законы. Из желаний ничего не последует. Пока такая налоговая политика. Мы видим, что можем получить в разы больше, но получаем от центра ту константу, которую получаем. Общественники любят про дешевую электроэнергию говорить, про маниловщину. Я бы не хотел впадать в маниловщину.
Все-таки локомотивом развития, я думаю, будет обрабатывающая промышленность, в том числе тяжелая промышленность, ВПК в тесной связи с наукой и инновацией. Почему именно продукция нашего балаковского предприятия "Северсталь" стала востребованной? Только за счет науки и инноваций, потому что там применяются новые подходы.
Остальные отрасли тоже важны.
Легкая и пищевая промышленность однозначно могли бы и должны стать локомотивом развития региона.
В строительстве у нас есть своя ниша, так же как и в нефтегазовой отрасли. Самое главное наше достоинство, что мы всех своих саратовских строителей оставили в процессе, а не заменили на вновь пришедшие мощные организации, как это произошло в других областях. Несмотря на то, что это статус-кво, но это наше завоевание, и его нельзя терять. Строительство является локомотивом локомотивов. Мы на днях ввели металлургический завод в Балакове, впервые в Саратовской области. Его строили только саратовские строители, а проектировал "Саратовгражданпроект", который раньше не имел такого опыта. Это дорогого стоит.
Сергей Лисовский, правительство Саратовской области:
– Я рад тому, что среди сфер и направлений деятельности, которые присутствуют в опросе, более 55 процентов составляют сферы, курируемые министерством промышленности. Я полностью согласен с тем, что локомотивом роста должны быть предприятия оборонно-промышленного комплекса. Так уж повелось, что самые современные технологии рождаются здесь, а потом становятся достоянием гражданских отраслей.
На второе место я бы поставил науку и инновации.
И на третье место – здесь в перечне имеется "тяжелая промышленность", а я бы назвал это производством средств производства. Нам нужно переломить ситуацию, чтобы самим изготавливать основное количество оборудования, необходимого для перевооружения всей нашей промышленности. Тогда появятся и дополнительные рабочие места, как в этой сфере, так и в сферах, для которых будут изготавливаться средства производства.
Светлана Мартынова, Общественная палата Саратовской области:
– Однозначно промышленность. Торговли у нас предостаточно, уже нужно отходить от нее и поднимать образование, создавать рабочие места. Я считаю, что нужно возрождать то, что у нас было. Я Антону Анатольевичу (Ищенко. – Ред.) давно говорила, что возрождение авиационного завода должно стать национальной идеей Саратова. И поучаствовать в этом процессе должен каждый.
Я знаю, что у Лукашенко в Белоруссии граждане участвуют в развитии своих городов, своего региона. Они вкладывают денежные средства. В последний раз я была там в 2007 году и знаю, что каждый житель внес по доллару, в том числе студенты и пенсионеры, на строительство огромной библиотеки, выполненной полностью из стекла в виде алмаза. Таким способом глава государства приобщает людей к тому, что это их достояние. Естественно, когда люди пойдут в эту библиотеку, никто книжки не порвет, даже мысли не будет, потому что каждый внес туда свою лепту. Я знаю, что те, кто выезжает на заработки из страны, ежемесячно официально оплачивают по сто долларов. По крайней мере, это звучало из уст самих же жителей.
Сейчас приоритетом становится возрождение военной промышленности, оборонного комплекса. Все прекрасно понимают, что армия должна существовать. Русские всегда объединяются в сложные моменты, когда нужно сконцентрироваться: взять и победить. Так мы выиграли Олимпиаду. Еще вчера хоккей у нас был в совершенно другом состоянии, сейчас мы уже победители. Сейчас с чувством патриотизма, я считаю, все нормально становится, нужно опираться на него. Не материальные дивиденды должны быть главным посылом для людей, которые вложатся в восстановление авиазавода, а чувство гордости, что они смогли поучаствовать, сохранить и как-то условно контролировать процесс, чтобы завод вновь не развалили пришедшие руководители.
Наш регион и в культурной, и в образовательной сфере силен, поэтому теперь нам надо взяться за промышленность.
Конечно, нужно поднимать и сельское хозяйство. Самое главное – создать климат, для того чтобы к нам приходили инвесторы, чтобы было желание у людей вложить деньги. Есть предприниматели на территории Саратовской области, которые сами готовы вкладывать в развитие агропромышленного комплекса. Но дело в том, что у нас любую идею душат. Приведу пример – Воронежская область город Борисоглебск. В том году я там была, разговаривала с замглавы администрации. У них выстроены взаимоотношения с предпринимателями, у них развивается промышленность, у них востребованы специалисты, высокие зарплаты. Город живет совершенно другой жизнью. Предприниматели вкладываются и помогают региону. Там руководство каким-то образом сумело выстроить с ними отношения. Теперь посмотрите, как относятся у нас к дольщикам, как разговаривают с ними практически первые лица губернии. Они успевают во время официального приема еще и нахамить. Когда наша элита поймет, что к людям нужно относиться нормально, с уважением, и деньги, которые даны на развитие, не себе в карман класть, тогда у нас будет город-сад.
Михаил Шмырев, ИА "Сароблньюс":
– Экономика региона может подняться только с тех отраслей, которые некогда были развиты и выжили к настоящему времени. На ровном месте ничего сделать не удастся. Прежде всего локомотивом должно стать сельское хозяйство и пищевая промышленность. Ресурсы для этого имеются, господдержка тоже. Есть и мощный лоббистский ресурс саратовского АПК в лице председателя аграрного комитета Госдумы Николая Панкова, о чем недавно говорил в своем обращении Валерий Радаев. Область в состоянии не только прокормить себя, но и экспортировать продукцию. При этом местный производитель будет платить налоги в регионе и сотрудничать с властью в плане социальной ответственности.
Из отраслей промышленности благодаря гособоронзаказу сейчас набирает обороты уцелевший в Саратове ВПК. В нашей области развита строительная отрасль, но ввиду низкой покупательной способности саратовцев она во многом зависит от того же госзаказа. Но третье место все же я бы отдал именно строительству.
Сравнительно высокие результаты дает нефтегазовая отрасль, но предприятия "прописаны" в основном в Москве со всеми вытекающими последствиями. Появление новых производств в тяжелой и химической промышленности, о чем сейчас много говорят региональные власти, едва ли сделает эти отрасли локомотивами экономики области.
Большой скепсис вызывают перспективы развития в ближайшее время спорта, внутреннего туризма и культуры. Наука и инновации, к сожалению, у нас мало связаны с производством, носят очаговый характер (инновации преимущественно сосредоточенны в СГУ и СГТУ, да и там развиваются по ограниченному числу направлений).
Что касается транспортно-логистической инфраструктуры, то наш регион оказался в стороне от тех транспортных направлений, в которые предполагаются федеральные и частные инвестиции. Легкая промышленность – та, которая и была, практически "убита" в условиях засилья китайского ширпотреба и вряд ли будет реанимирована.
Игорь Трофимов, "Лица Саратовской губернии":
– При желании и правильном "революционно-творческом" подходе любая из перечисленных отраслей может стать локомотивом развития региона, смотря кто и как будет это делать. А исходя из сегодняшних реалий, по моему мнению, только сельское хозяйство может стать лидером, потому как только в этом направлении у нас есть какие-то результаты. Конечно, я учитываю и исторические параллели.
Также необходимо развивать строительство и нефтегазовую отрасль.
Почему? Да потому что в остальных перечисленных областях у нас либо полный упадок, либо жалкое существование, требующее очень дорогих "реанимационных вливаний".
Вот так выглядит тройка "локомотивов", по моему мнению:
1 место – сельское хозяйство,
2 место – строительство,
3 место – нефтегазовая отрасль.
Виктор Марков, Саратовская городская дума:
– У нас область становится полностью аграрной, но не из-за того, что у нас аграрный сектор развивается, а из-за того, что у нас промышленность потихоньку исчезает. Поэтому первое, что напрашивается: при таких земельных ресурсах сельское хозяйство должно стать точкой роста.
Предки наши, природа также дали Саратовской области грамотное, образованное население. У нас много вузов, много было предприятий НИИ, в том числе оборонных. Если говорить о медицине, то у нас свой вуз, причем хороший. Эта прослойка интеллигенции тоже может стать точкой роста, кадровый потенциал у нас есть.
У нас есть ресурсы для развития промышленности и преимущества перед другими. У нас есть дешевая электроэнергия – Балаковская АЭС, ГЭС, у нас есть водные ресурсы. Для нас Волга – это некая данность, мы привыкли, что рядом с нами столько воды. Мы не считаем, что это что-то выдающееся. Но если побывать в таком промышленном центре, как Ижевск, то обнаружится, что у них там просто пруд. Другой воды у них нет. А у нас есть Волга.
Но многое зависит не от того, что бы мы могли сделать, а от того, придут ли сюда инвесторы. О привлекательном инвестиционном климате в последнее время очень много говорится, и чем больше говорится, тем хуже этот климат становится. Нужно смотреть сроки регистрации предприятий, сроки оформления земельных участков, сроки оформления разрешения на строительство. Если мы на все это посмотрим, то увидим, что при всех наших преимуществах это у нас хромает. Если мы наладим нормальный инвестиционный климат, то все наши плюсы могут выстрелить. Если не наладим, то они и будут рядом с нами "протекать". Вода мимо будет утекать, электричество мимо по проводам проходить и люди разъезжаться.
Александр Игонькин, Россельхознадзор:
– Я, конечно, буду говорить о сельском хозяйстве, в котором локомотивом являются растениеводство, животноводство и переработка. Это три главных направления в агропромышленном комплексе. Нужно принять все меры, чтобы у нас в области вся земля вошла в оборот, все невостребованные земельные доли работали и обрабатывались. Такие резервы у нас есть, это позволит увеличить валовое производство продукции растениеводства. Нужно посмотреть и саму структуру того, что мы выращиваем, еще раз ее проанализировать. Какие все-таки на сегодня культуры экономически выгодны, которые закупаются по наиболее высоким закупочным ценам? Конечно, полностью перейти на эти культуры нельзя. Но по зернобобовым у нас за последние годы есть увеличение. Необходимо обеспечивать произведенную продукцию глубокой переработкой – и в растениеводстве, и в животноводстве. В растениеводстве, прежде всего, проблемы климатического характера. В прошлом году вторая половина лета была дождливой, не позволила многим сельхозтоваропроизводителям вовремя убрать урожай, были потери. Цены не всегда устраивают фермеров, на ряд культур они были ниже, чем в предыдущие годы. Эти факторы сказываются на производстве. Несмотря на это, нужно думать о современной высокотехнологичной переработке. На сегодня можно развивать такое направление, как высокотехнологичная переработка крупяных культур, муки.
Животноводство – это главная отрасль, которая потребляет и продукцию, произведенную в растениеводстве: фуражное зерно, вторичную продукцию. В животноводстве нужно уделять внимание таким отраслям, как бройлерное и мясное птицеводство. Это позволит увеличить объемы производства мяса. Естественно, на современных комплексах себестоимость продукции ниже, поэтому они наиболее конкурентоспособны.
У нас есть серьезные возможности в развитии специализированного мясного скотоводства. Говядина, которую производят в Бразилии, Аргентине, Австралии, в основном с естественных пастбищ, где затраты минимальные – пастух и все. У нас порядка двух миллионов естественных пастбищ, поэтому можно развивать это направление. Думать, как я уже сказал, о глубокой переработке мяса.
Немаловажный фактор – это развитие социальной инфраструктуры нашего села. Чтобы привлечь туда молодые кадры, нужно создавать условия: жилье, рабочие места, зарплаты, дороги.
Владимир Акишин, "Саратовская областная газета":
– По своему мировосприятию я бы сделал прорывной отраслью культуру: ибо в ней все – и химическая, и тяжелая промышленность, и даже ВПК, то есть человек как личность создается именно этой материей – культурной. Это романтика, ясно. Исходя из реалий, которыми живу, понимаю, что на нашей территории сельское хозяйство может стать фишкой, подтянув химическую (удобрения), пищевую промышленность, транспортно-логистическую инфраструктуру (урожай возить в другие регионы) и даже внутренний туризм (агротуризм очень моден и перспективен), да и саму культуру. Но нужны колоссальные инвестиции. Традиционная ставка на нефтегазовую отрасль была бы более состоятельна, если бы предприятия этой отрасли имели региональное подчинение и налоги в регион казны перечисляли. Хотя такое вряд ли возможно. Мне нравится строительство: строим жилые здания, торговые, значит, живем. Наверное, тяжелая промышленность (включая машиностроение, зарождающую металлургию) – в фаворе у времени, но опять-таки необходимо увеличить инвестиционную привлекательность региона.
Ольга Коргунова, Общественная палата Саратовской области:
– Когда разговариваешь с людьми, которые обращаются за помощью, четко понимаешь, что страдает в регионе социалка. Но в этом, может быть, виновата не только власть, чиновники, а подчас и сами люди, которые не хотят работать. Я не знаю, почему так происходит: или они отчаиваются, или ленятся. Нужно министерству труда и занятости обратить на это внимание. Нужно, чтобы люди работали и сами себе зарабатывали на хлеб, потому что социальные обязательства у области очень большие. Нужно платить пенсионерам, многодетным семьям, детей-сирот обеспечивать квартирами и т.д. Социалка работает, она есть.
Одним из стимулов развития области стало бы повышение престижа и уровня средних специальных учебных заведений, рабочих профессий. Для этого нужно поддерживать и развивать профтехучилища. У нас сейчас обучение в любом вузе очень престижно, они раскручены. Все туда рвутся. Но для выпускников интернатов, для простых ребят есть только 22-е училище на Соколовой горе. Там обычные профессии, они замечательные: крановщики, парикмахеры, автослесари. Но дети туда не хотят идти. Нужно, чтобы граждане нашей области, которые не будут заканчивать вузы и не стремятся стать адвокатами или архитекторами, чтобы у них тоже была возможность зарабатывать. Тогда они не будут висеть бременем на плечах государства.
Дмитрий Аяцков, правительство Саратовской области:
– Локомотивом развития региона могла бы быть земля. У нас уникальная территория – леса, водоемы, сельхозугодия, пашни. Валерий Радаев говорил, что, к сожалению, земля не работает как финансовый инструментарий. Это очень дорогой продукт. Наша Саратовская область могла бы прокормить и кормила в свое время пол-Европы. Такие задачи нужно ставить, и главное – научиться получать энергию земли, а потом ее обращать в продукты питания. Когда-то закончится рынок оружия, углеводородов, наркотиков, но никогда не закончится рынок продовольствия, пока живо человечество.
У нас есть и сельскохозяйственная наука, и хорошие примеры развития агробизнеса в регионе. Не хватает только вожака в аграрном секторе экономики. Мерилом благополучия в любой стране, а тем более в России, является хлеб.
Второе – это, конечно, наша наука. Здесь тоже может быть серьезный прорыв, он уже сейчас наблюдается.
Третье – это туризм. Туризм в Саратовской области вообще в зачаточном положении находится (ликвидация набережной, подвижного состава на Волге, тех уникальных мест, которыми располагает наша Саратовская область, – Утес Степана Разина, Вавилов дол). Нужно развивать сельский туризм, саратовские бренды. Конечно, уникальна культура региона. Проходит сейчас Собиновский фестиваль, а таких фестивалей должно быть очень и очень много. Саратовская земля родила столько выдающихся людей, но редко о них слышишь.
Елена Симонцева, "Стройсар":
– Очень сложно определиться с приоритетами в таком серьезном рейтинге. В особенности после того, как сам губернатор в своем публичном обращении к народу признал, что наш регион – "деревня, глушь, Саратов".
Промышленность, которой некогда славился город, стерта с лица земли (САЗ, станкостроительный завод, завод зуборезных станков, завод РТИ, судоремонтный завод и пр.). Остатки былой роскоши в виде промпомещений превращены в торговые комплексы. Те предприятия, которые сохранились, медленно и верно разваливаются из-за отсутствия инвестиций и, как следствие, модернизации. Новых предприятий открывается очень мало, ими не "заткнуть" образовавшуюся брешь. В общем, грустно…
Сельское хозяйство тоже явно не "локомотив". Саратовская область – это зона рискованного земледелия, где на один благодатный год приходится, условно говоря, три засушливых.
Масштабное развитие науки и инноваций в городе, из которого последние десятилетия бегут лучшие умы, – нонсенс!
Культура как приоритет? Не смешите! Это первое, от чего откажутся власть имущие, дай им такую возможность!
Спорт и туризм? Снова нужны деньги…
Выводы, к сожалению, тривиальны и воплощению не подлежат: самым мощным "локомотивом" развития региона может стать богатое нефтяное месторождение… или щедрые инвесторы, готовые вложить гигантские средства в крайне долгосрочные проекты.
Антон Комаров, "ТНТ-Саратов":
– Очень странно, что наша область в таком плачевном состоянии, хотя практически по всем из предложенных в рейтинге позиций у нас большой потенциал.
Но все же ощутимых результатов, на мой взгляд, добиться можно только в направлении развития промышленности. Трудно определить, в каком секторе промышленности (и ВПК я тоже бы отнес к промышленному сектору). А сельское хозяйство я бы поставил лишь на второе место. На третьем – наука, пока еще потенциал не потерян. И лишь после этого туризм: у нас, конечно, есть прекрасные места. Но вложений требуется много, а выхлоп ощутимый получить очень трудно, ведь конкурировать придется не только с соседними областями, но и с Сочи, Крымом и ближним и дальним зарубежьем.
Дмитрий Козенко, "Газета Недели в Саратове":
– Мой приоритет – сельское хозяйство и пищевая промышленность с переработкой произведенной продукции. Сейчас она у нас не сильно налажена. Тяжелой промышленности за вычетом ВПК практически не существует. Два-три завода – это не показатель. Мы не промышленный гигант. Можно, конечно, героическими усилиями все восстановить. Вопрос: будет ли спрос, будет ли востребована продукция? В то время как продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности будет востребована всегда. Называть культуру, спорт, внутренний туризм в качестве локомотива развития – это забавно. В спорте футбол подняли, хоккей рухнул, культура – это скорее имидж, но не экономическое развитие региона, про туризм – молчу. Хорошо, конечно, считать бы науку и инновации нашим локомотивом, но мне представляется, что отдельные успехи в этой отрасли – это все-таки бедненько.
Строительство обслуживает исключительно внутренние нужды. Состояние, которое сейчас есть на строительном рынке, многочисленные дома, ждущие своих покупателей, не позволяет мне сказать, что эта отрасль может вывести область на новый уровень развития. Возможности строительства ограничены количеством жителей и, прежде всего, их покупательной способностью.
В легкой промышленности мы не сможем конкурировать с Китаем. Поэтому, как я уже сказал: сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Дмитрий Митрошин, "Репортер":
– Внутренний туризм, спорт и пищевая промышленность. Однозначно. Пробежался, покушал и пошел по родным тропинкам с плакатом, прославляющим родной край. Тяжелая промышленность у нас давно стала легкой. Транспорт по нашим дорогам не едет, логистика не логична, в сельском хозяйстве черная дыра, она же в ВПК, прочих отраслях и головах. Главное богатство – по-прежнему человек, он и станет локомотивом. Будет тренчать на балалайке, толкать штангу, совершать новые открытия и аккуратно складывать их в ящик, чтобы не украли вездесущие японцы.
А если серьезно, то экономика – это начало политики, потому локомотивом развития региона может стать только оздоровление политического климата. Увлечь нынешних руководителей в туристический поход, покормить их там. Может, что-то и поменяется.
Александр Уриевский, ИА "Саратовинформ.ком":
– На сегодняшний день локомотивом выглядит строительная отрасль. В ней занято немало местных жителей, и это единственная отрасль, которая не снизила уровень выплаты налогов в регионе. Сегодня будущее сферы строительства немало зависит от федерального софинансирования, поэтому выполнение всех жилищных программ, в которых участвует область, является обязательным условием для того, чтобы подкинули еще угля в топку этого локомотива.
Естественно, ВПК должен бы стать таким локомотивом, каким он являлся многие годы до развала СССР. Учитывая чрезвычайно масштабные планы по выстраиванию кластера электроники в регионе, увеличению оборонного заказа, именно военно-промышленный комплекс может, что называется, выстрелить и потянуть за собой область.
Очень хотелось бы, чтобы в таком студенческом городе, как Саратов, наука стала бы одним из двигателей прогресса всей области. Пока в этом есть серьезные сомнения, учитывая, что главную скрипку в вузах уже несколько лет играют вовсе не ученые и научное сообщество, а бюрократия и "эффективные менеджеры".
Мне не очень понятно, как может стать локомотивом области, к примеру, спорт. Вот в Мордовии прекрасная школа спортивной ходьбы – и что, это облегчило участь региона с точки зрения госдолга? А с точки зрения культуры Саратов можно смело считать одной из культурных столиц России. И что дальше?
Александр Степанов, Общественная палата Саратовской области:
- Даже теряя отдельные значимые для области и России предприятия (авиазавод, завод тяжелых зуборезных станков, энгельсское Химволокно и др.) экономика области сохраняет свое конкурентное преимущество – многоотраслевой диверсифицированный характер. Такая структура нашей экономики создает дополнительные условия для её устойчивости. И эту специфику нашего региона надо сохранять и поддерживать.
Если же выделять сферы, требующие, на мой взгляд, наибольшего приложения наших усилий и ограниченных ресурсов, я бы отметил необходимость максимального использования и вовлечения в развитие, во-первых, человеческого фактора. Это могло бы проявиться в максимальном внимании к проблемам и развитию науки и инноваций. Сюда же следует добавить развитие образовательного потенциала во всем его комплексе: детский сад, школа, среднее специальное учебное заведение, вуз и непрерывное образование, обновление знаний и развитие человека на всем его жизненном пути.
Во-вторых, из базовых отраслей экономики требует особого внимания агропромышленный комплекс с его возобновляемым ресурсом и неограниченным рынком сбыта. К сожалению, мы по развитию технологий сельского хозяйства, предприятий переработки отстаем от развитых стран на порядок.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте