Игра в бисер

Конкурс информационных проектов как зеркало отношений власти и СМИ

Материал подготовила Елена БАЛАЯН

4328

2 июля 2014, 09:00

Традиционные смотрины местных СМИ на предмет их пиароемкости (отчего бы не ввести такое определение?) в отношении местной же власти состоялись в июне. В переводе на язык официоза это означает, что первый замминистра информации и печати Саратовской области Светлана Бакал подписала приказ о предоставлении субсидии на возмещение затрат по реализации информационных проектов, направленных на поддержку социально значимых проектов в сфере средств массовой информации. А комиссия, собранная из людей, по всей видимости, хорошо разбирающихся в информационном сегменте, проголосовала за лучшие проекты и расставила всем оценки. Кажется, от этих оценок и зависела сумма финансирования, но наверняка сказать сложно: чем руководствовалось высокое жюри во главе с вице-губернатором Денисом Фадеевым при раздаче бюджетного пирога, в документах, опубликованных на сайте минпечати, ничего не сказано.

 

А жаль – суммы гонораров различаются существенно. Самым дорогим и обласканным участником программы по традиции стала ГТРК "Саратов". Суммы субсидий по некоторым проектам переваливают за один миллион целковых. В то время как информационная лояльность частных медиагрупп оценивается почему-то в разы дешевле, не говоря уже о сельских и районных изданиях: их труд стоит еще меньше – 15-35 тысяч рублей за проект. Те, кто имеют дело с медиарынком, хорошо понимают, что это копейки для проекта, который будет реализовываться на протяжении всего года. Впрочем, к финансовой непрозрачности подобных профессиональных соревнований представителям саратовского журналистского сообщества, увы, не привыкать.

Любопытно было бы все же узнать, по каким критериям выбирали достойных? Но тоже не судьба: критерии зашифрованы, и понять, что означают цифры 1, 2, 3… в данном случае не представляется возможным. Наверное, это внутреннее дело комиссии, как и почему она отбирала те или иные проекты. Широкой же публике, включая самих участников конкурса, знать подробности не положено. Меньше знаешь – крепче спишь, а для СМИ, на которые власть делает ставку, крепкий сон, по всей видимости, одно из условий хорошего финансирования.

Критерии зашифрованы, и понять, что означают цифры 1, 2, 3… в данном случае не представляется возможным. Наверное, это внутреннее дело комиссии, как и почему она отбирала те или иные проекты. Широкой же публике, включая самих участников конкурса, знать подробности не положено. Меньше знаешь – крепче спишь, а для СМИ, на которые власть делает ставку, крепкий сон, по всей видимости, одно из условий хорошего финансирования.

Конкурс осуществлялся в рамках государственной программы Саратовской области "Информационное общество на 2014-2017 годы", которая содержит в себе еще подпрограмму "Информационное партнерство органов государственной власти со средствами массовой информации и издателями". Партнерство это получается неравным. Партнер в лице власти явно доминирует и диктует свои условия. Ему нужно выглядеть как можно эффектнее в глазах потенциальных избирателей, с одной стороны, и федерального ревизора – с другой. Само по себе это лицо, может, и не вело бы столь бурную информационную деятельность (тише едешь – дальше будешь), но не получится: политическая и общественная мода требуют большей информационной открытости, вот и приходится на журналистов тратиться. Есть ощущение, что траты эти распределяются по старинке – "нашим" побольше, "не нашим" – поменьше, пусть не высовываются. Элемент независимого творческого поиска тут явно лишний, критика власти тоже. На критику в бюджете денег нет!

Тогда на что же есть? Вот, к примеру, президент Владимир Путин объявил 2014 год Годом культуры. Таким образом, обществу был дан сигнал, что культура сегодня – приоритет, именно то, на чем держится наше общество и государство, а не просто очередная досадная статья расходов. И надо бы объединить ради нее усилия. По всей стране проходят мероприятия, повышающие статус культурных ценностей, открываются новые информационные проекты. На портале TVSAR, принадлежащем ИА "Взгляд-инфо", еще в конце прошлого года открылся замечательный культуртрегерский проект "История одного шедевра", где десятилетняя Арина Якунина рассказывает о знаменитых предметах и произведениях Радищевского музея. Проект отличается свежей подачей – маленькая ведущая очаровательна, и в отличие от маститого искусствоведа рассказывает обо всем с детской непосредственностью и взрослой старательностью одновременно. Культурную ценность проекта сложно переоценить – не выходя из дома, одним кликом "мышки", саратовцы могут совершить виртуальное путешествие по "Поволжской Третьяковке", узнать много нового, расширить свой кругозор. Проект не коммерческий, но его ценность от этого ничуть не уменьшается, особенно в Год культуры. И что же? И ничего. Никакого финансирования проект не выиграл, наша Арина по каким-то непонятным причинам и критериям не тронула сердца высокого жюри.

Зато их очень взволновал губернатор Валерий Радаев – программа ВГТРК "Саратов" "Час губернатора", например, победила сразу в двух номинациях: "Общество, культура, толерантность" с бюджетом 398 тысяч 677 рублей и "Инновационное развитие – основа модернизации экономики" – 698 тысяч 355 рублей. Во втором случае речь идет о "прямой линии" с губернатором.

Какое отношение первое лицо области имеет к обществу – хоть с натяжкой, но еще можно понять, если допустить, что власть – это тоже в определенном смысле часть общества. Но какое отношение деятельность губернатора имеет к проблемам толерантности? И что такого "культурного" люди должны увидеть в программе "Час губернатора"?

Нет сомнений, что культура, особенно в свой "фирменный" год, вполне заслуживает в региональной программе информационного партнерства отдельной номинации – более внятной и конкретной. Но, видимо, для правительственных идеологов она продолжает оставаться чем-то непонятным и загадочным. Как, впрочем, и пресловутая толерантность. Наверное, поэтому в одну номинацию свалили сразу все слова, смысл которых туманен. Смысл туманен, но суммы вполне осязаемые и будут тратиться конкретно – на имидж главы региона.

Нет сомнений, что культура, особенно в свой "фирменный" год, вполне заслуживает в региональной программе информационного партнерства отдельной номинации – более внятной и конкретной. Но, видимо, для правительственных идеологов она продолжает оставаться чем-то непонятным и загадочным. Как, впрочем, и пресловутая толерантность. Наверное, поэтому в одну номинацию свалили сразу все слова, смысл которых туманен.

Здесь же, в "культуре и толерантности", программа "Деревенские этюды", "Саратов для Победы", "Патриот", "От Хопра до Иргиза. Точка на карте губернии", "Победители", "Время от времени" с королевским бюджетом больше миллиона рублей. Для примера: цикл сюжетов в информационной программе "Новости. Телеобъектив" и программа "Вечные ценности" на радио "Ностальжи" получили по 50 тысяч с копейками. Почти во столько же (48 тысяч рублей) оценили и нашу краеведческую программу "Ракурсы прошлого", которая популярно рассказывает об истории Саратова и губернии. А вот программа "Дума о главном" – уже 98 тысяч 800 рублей. Потому что дума – это депутаты, и депутаты ценятся дороже культуры, толерантности и даже краеведения – они настоящая достопримечательность родного края, если кто не знает…

В целом же бюджет программы до 2017 года составил 219 миллионов 737,9 тысячи рублей, в том числе на 2014 год – 48 миллионов 553,7 тысячи рублей. Деньги, согласитесь, не маленькие, и оттого, как они будут расходоваться, тоже кое-что зависит. Но программа действует с 2007 года по одним и тем же негласным правилам, и ничто не предвещает, что, скажем, в 2127-м лохматом году будет как-то иначе. Так о каком информационном партнерстве можно говорить? Честнее было бы сказать, что бюджетные средства идут на личный пиар губернатора. Тогда бы и вопросов о критериях ни у кого не было.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.67 1 2 3 4 5