Мост в будущее

Если его построят, то за проезд через Волгу придется платить

Берега соединяла Елена ТАЛПЭУ

16300

1 августа 2014, 09:00

Специалисты вновь и вновь заводят разговор о том, что старый мост между Саратовом и Энгельсом не вечен и косметическими ремонтами здесь не обойтись. Хоть многие и считают, что возможность его обрушения не более чем долгоиграющая страшилка для населения, постепенно с мнениями экспертов, похоже, согласились даже областные власти. И не только потому, что начали ремонтировать старый мост, а потому что признали необходимость нового. Признали и даже заявили: третий автодорожный мост через Волгу будет построен в самом обозримом будущем, несмотря на трудный бюджет и долги области. Откровенно говоря, верится в это с трудом – особенно если вспомнить, как непросто было найти деньги на ремонт старого моста.

Корреспондент "Взгляда" пыталась разобраться: реально ли выполнить подобные обещания? Или они – не более чем лозунги будущих избирательных кампаний?

 

Пристанное далеко, Казачий близко

"Старый мост уже на протяжении многих лет по своим габаритам не удовлетворяет транспортным потребностям городов. Три полосы движения – это очень мало", рассуждает генеральный директор института "Проектмостореконструкция" Виктор Морозов.

"Пристанский мост построили, и он справляется с транспортной нагрузкой, но расположен слишком далеко", добавляет профессор кафедры "Транспортное строительство" СГТУ Игорь Овчинников. Многие автомобилисты подтверждают, что пользоваться переправой в Пристанном с объездом в 40 километров действительно сложно и неудобно.

Прошлой осенью губернатор Валерий Радаев дал поручение профильным министрам и зампредам регионального правительства начать подготовительную работу по проектированию и строительству нового автомобильного моста между Саратовом и Энгельсом. Провели совещание, сформировали рабочую группу. В ее состав вошли на тот момент представители областного комитета по транспорту, "Единой дирекции капитального строительства", ОАО "Волгомост", институтов "Проектмостореконструкция" и "ГИПРОДОРНИИ", администраций двух городов, ГИБДД, архитекторы.

Казалось бы, после начала ремонта старого моста многие посчитали планы строительства нового неактуальными и благополучно забыли о них. Но совсем недавно правительство возродило тему и даже отчиталось за то, что было сделано за неполный год. Рабочая группа наработала определенный материал и предложила два возможных, по ее мнению, варианта строительства. Причем эксперты долго не спорили над тем, где именно должен проходить мост, это место было изначально предусмотрено в последнем обновлении генплана Саратова от 2008 года. В одном из пунктов документа прописано: "Создание в перспективе вдоль мостового перехода в г. Энгельс мостового дублера, что позволит в три раза увеличить пропускную способность проезжей части по мосту".

Предполагается, что с саратовской стороны третий мост встанет в начале улицы Орджоникидзе конце улицы Чернышевского, а с энгельсской – в районе речпорта либо в районе песчаного карьера с выходом на Волжский проспект.

В зависимости от выбора места в Энгельсе определится длина основной части моста: 7 км или 9,8 км. Соответственно ориентировочная стоимость сооружения на сегодняшний день колеблется от 43,2 до 56,6 млрд рублей.

Предпроектными решениями также предусмотрено строительство больших транспортных развязок в районе Чернышевского – Орджоникидзе с выходом на улицу Новоастраханскую.

Проходить мост должен через Казачий остров, иметь четыре полосы движения и обеспечивать судоходство. "В качестве вариантов перекрытия русловой судоходной части реки будут рассмотрены вантовые и висячие пролетные строения, возможно арочные пролеты, но по стоимости они будут существенно выше классической балочной схемы, аналогичной той, что применена при строительстве Пристанского моста и моста через судоходный канал в Балакове", – предполагает Морозов.

 

Кто заплатит за мечты?

Финансирование строительства планируется из федерального и областного бюджетов. Но главный расчет правительство региона делает на государственно-частное партнерство. В качестве инвестора область сейчас активно заманивает ВТБ-банк, который, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства области Николая Чурикова, в таком вложении заинтересован.

В зависимости от выбора места в Энгельсе определится длина основной части моста: 7 км или 9,8 км. Соответственно ориентировочная стоимость сооружения на сегодняшний день колеблется от 36,991 до 51,898 млрд рублей. Предварительным проектом также предусмотрено строительство большой транспортной развязки в районе Чернышевского - Орджоникидзе с выходом на улицу Новоастраханскую.

Изначально в прессе появилась информация, что возведением третьего моста между Саратовом и Энгельсом займется компания, которая будет строить мостовой переход в Керченском проливе. Об этом на импровизированном брифинге на месте строительства нового участка набережной не так давно заявил глава комитета капстроя Николай Якубович: "Сейчас идут переговоры о строительстве нового моста через Волгу, и они имеют под собой реальную основу. Уже есть подрядчик, который готов вести строительство, есть банк, который готов профинансировать этот проект, и поэтому все реально. Я думаю, что через небольшой срок вы убедитесь, что новый мост будет. Я думаю, что даже до 2020 года. Это абсолютно не фантастика – это на самом деле реальность. Сейчас уже принято решение о строительстве моста в Крым, и эта же компания готова построить мост через Волгу. Губернатор Валерий Радаев уже провел с ней переговоры на прошлой неделе, а мы, в свою очередь, с зампредом Василием Разделкиным были вчера на предварительных переговорах. На самом деле есть большие подвижки в этом вопросе".

Однако, по словам Николая Чурикова, дело обстоит не совсем так: "Утверждать, кто будет заниматься проектированием и строительством нового моста, еще очень рано. Это станет известно, когда будут проведены конкурсные торги". А вначале еще должны быть проведены торги на предпроектные работы по подготовке территории, в ходе которых обосновывается необходимость данного мостового сооружения, его параметры и средства на строительство.

Пожалуй, единственное, с чем власти определились в ходе обсуждения строительства нового моста, – с тем, что он будет платный. "У нас уже есть один бесплатный мост, а для ВТБ-банка нужны гарантии, что их инвестиции возвратятся", – поясняет Чуриков.

Предполагается, что после ввода в эксплуатацию будущего моста начнется реконструкция моста Саратов-Энгельс. По мнению экспертов, это очень долгосрочная перспектива. Если новый мост удастся построить в течение 15-20 лет, то реконструировать старый – в самых смелых мечтах – можно будет к 2045 году, не раньше.

"Сегодня мы ремонтируем старый мост, чтобы он послужил еще то время, которое необходимо для постройки нового. Когда движение переключится на новый объект, можно будет начать заниматься реконструкцией старого моста. Это очень серьезная, длительная работа, которая потребует существенного ограничения либо полного закрытия движения в существующем створе, решения серьезнейших проблем с организацией многополосных подходов к мосту в обоих городах и, естественно, большого объема финансирования. Она возможна только тогда, когда у нас будет альтернативный мостовой переход", – комментирует Морозов.

 

За разговор ответишь

Однако со сроками реализации первых этапов проекта третьего моста область уже опоздала. "Разработка проекта планировки территории могла бы начаться в апреле 2014-го, а в декабре предполагалось объявить инвестиционный конкурс. До конца 2015 года можно было бы подписать соглашение, примерно четыре года шло бы строительство, и с 2020-го мы могли бы пользоваться новым мостом, – объясняет генеральный директор "Проектмостореконструкции". – Сроки зависят от того, как быстро мы начнем этим заниматься, а это в свою очередь зависит от властных структур нашей области, Саратова и Энгельса. Предметные работы по существу еще не начинались, хотя прямые контакты с инвесторами в данном направлении состоялись, и можно было бы переходить к конкретике".

"Пропускная способность" правительства нашей области в отличие от пропускной способности моста по-прежнему остается на высоком уровне. У нас принято пропускать все сроки, да что уж там – забывать о целых проектах. Это происходит не реже, чем меняется состав правительства. А поскольку преемственности и ответственности за предыдущие властные решения нет, министры и зампреды легко приходят и легко уходят – каждый раз получается, что спрашивать за невыполнение обязательств не с кого.

Год назад о строительстве моста говорил бывший зампред правительства Сергей Канчер. "Сооружение третьей переправы через Волгу обусловлено задачей жизнеобеспечения двух городов. Мы все чаще и чаще пользуемся мостом, так как часть жителей Энгельса работает в Саратове и наоборот. Мост в Пристанном – это не городской мост и предназначен для транзитного транспорта", – заявлял он.

Сейчас эстафетную палочку подхватил Чуриков, который, впрочем, в отличие от Канчера, говорит о возможности строительства нового моста более осторожно. Правда, оговариваясь, что поручения губернатора всегда выполняются. "Я отмечаю, что пока идет просто подготовительная работа перед принятием решения, всего лишь навсего. Решения о начале строительства нет, комментирует министр. Но когда лет 10-15 назад начались разговоры о ремонте старого моста Саратов-Энгельс, почти все к ним тоже отнеслись со скепсисом. Однако пришел новый губернатор,  принял решение, что надо ремонтировать, выделил средства, и мы этим занимаемся. Как мы уже отмечали, 1 ноября ремонт будет закончен".

"Наши политики всегда любят говорить о вещах, которые приятно слушать. К сожалению, во главе наших министерств и комитетов стоят люди с временным сроком работы. У них задача, как у Мальчиша-Кибальчиша, день простоять да ночку продержаться. Ситуация изменится лишь тогда, когда проблемой будут заниматься не только "эффективные менеджеры", но и инженеры, ученые, специалисты".

Впрочем, по последней информации, в ходе работ обнаружились неприятные факты. Когда убрали асфальт до поверхности железобетона, увидели: одна половина старого моста оказалась ниже другой. Поэтому, прежде чем укладывать дорожное покрытие, ремонтникам пришлось выравнивать поверхность специальным бетоном, твердеющим за два-три дня. Но областные власти уверяют, что это не сдвинет сроки выполнения работ.

"Наши политики всегда любят говорить о вещах, которые приятно слушать. К сожалению, во главе наших министерств и комитетов стоят люди с временным сроком работы. У них задача, как у Мальчиша-Кибальчиша, день простоять да ночку продержаться", – иронизирует профессор Овчинников.

По его мнению, ситуация изменится лишь тогда, когда проблемой будут заниматься не только "эффективные менеджеры", но и инженеры, ученые, специалисты. Важно посмотреть на проблему глобально и всесторонне, не только поговорить о строительстве нового моста, но донести до общественности – а главное, для власти – мысль об общем критическом состоянии транспортной сети в Саратове: "Этой важнейшей темой группа специалистов пыталась заниматься еще лет десять назад. Среди них завкафедрой архитектуры нашего университета Сергей Дядченко, инженер-строитель "Саратовгражданпроекта" Игорь Егоров и другие".

 

Эта дорога ведет к мосту?

Эксперты утверждают: как сама проблема организации удобной транспортной системы в городах многогранна, так и выходы из нее находятся в разных плоскостях. "Одними светофорами ее не решить", – подчеркивает Игорь Овчинников. В Саратове самыми лучшими и подходящими вариантами он считает строительство нескольких магистралей непрерывного движения и многоуровневых транспортных развязок. "Территория у города дорогая, и нужно сделать так, чтобы транспортная развязка была небольшой по площади, но в то же время отвечала всем требованиям по высоте (чтобы под путепроводом мог проходить общественный транспорт), по углу уклона при заезде на  более высокий уровень (чтобы не падала скорость движения автомобилей и не создавались пробки). Здесь очень много неприятных моментов, которые нужно учитывать", – объясняет ученый.

Еще одна головная боль Саратова – отсутствие парковочных мест для автомобилей, количество которых с каждым годом растет в геометрической прогрессии. По данным депутата облдумы, постоянного эксперта ИА "Взгляд-инфо" Леонида Писного, на практике пытающегося решить дилемму отсутствия свободной земли и необходимости парковок, у нас сегодня на 1000 жителей приходится 350 машин. "В новостройках обеспеченность машинами превышает количество квартир. Ездят сейчас все!" – сказал Писной на своей недавней пресс-конференции.

С этим согласен и Игорь Овчинников: "У нас в центре города львиная доля улиц используется как парковки, а значит, пропускная способность улиц стала в два раза меньше". Одним из возможных выходов могли бы стать так называемые перехватывающие парковки, но в любом случае нужны серьезные исследования о загруженности улиц города транспортом, об основных направлениях потоков людей. Многоуровневые развязки, подземные и надземные переходы, правильная организация движения, парковки, хорошее состояние дорожной одежды в городе, новый мост – все эти составляющие могли бы повысить имидж областного центра, о котором так пекутся власти.

"Этим надо заниматься, и все будет осуществимо, в других городах подобные задачи решаются. Примером может служить ситуация со строительством внеклассных городских мостов в Новосибирске. Осенью этого года они сдают один шестиполосный мост через Обь, построенный на условиях государственно-частного партнерства, и параллельно начаты работы по проектированию следующего мостового перехода. Тоже денег нет, но строят", – воодушевляет директор "Проектмостореконструкции"  Морозов.

"В Пензе умудрились построить несколько транспортных развязок в городе, а у нас область выложилась, строя Пристанный мост", – парирует ученый Овчинников. И напоминает оптимистам, что область с трудом наскребла полмиллиарда рублей на ремонт старого моста, а построить новый мост обойдется более чем в 40 миллиардов рублей. "Это огромнейшие деньги. Боюсь, что мало найдется инвесторов, которые согласятся на государственно-частное партнерство, особенно когда перед глазами пример со строительством мостов в Сочи. Еще пример: мост на остров Русский строила организация из Омска "Мостовик", которая сейчас подведена под банкротство. Государство должно "Мостовику" больше, чем он Сбербанку", – приводит грустные примеры профессор. Он советует областным властям рассмотреть и другие варианты разгрузки старого моста, например, подумать о строительстве подводного тоннеля, а, главное, пытаться разумно организовать движение в городе на основе изучения транспортных потоков.

Конечно, в первую очередь чудеса инженерной мысли в России и тем более Саратове мешает проявить отсутствие финансирования. Но иногда кажется, что и любви к своему городу. Нет у нас ни смелых масштабных проектов, ни мечтательных инвесторов, стремящихся их воплотить. Поэтому и строительство нового моста через Волгу пока представляется не более чем фантазией.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.41 1 2 3 4 5