День без фонтанов
Власти и ветераны по-разному представляют себе празднование Дня ВДВ
5 августа 2014, 12:00
Народная примета: 2 августа в любую жару в Саратове отключают фонтаны. Полиция выходит в усиленные наряды – в эту субботу на центральных улицах патрули были выставлены чуть ли не через каждые 30-50 метров. А организованное шествие десантников, которым открывалась праздничная программа, и вовсе сопровождали женщины бальзаковского возраста с взглядами строгих учительниц и в жилетках с надписью "Народная дружина". В общем, с самого утра было очевидно, что при помощи разного рода ухищрений чиновники и силовики пытаются подвести празднование Дня ВДВ под определенные рамки. Но десантники повторяли: правила поведения на своем празднике устанавливают именно они. И правила эти в последние годы, кстати, меняются – День ВДВ из сугубо мужского праздника все больше превращается в семейный, в чем убедился корреспондент ИА "Взгляд-инфо".
Строем и вольно
Около сотни ветеранов ВДВ, собравшихся с утра на улице Радищева для марша к Набережной Космонавтов, пребывали в хорошем расположении духа. Но в то же время демонстрировали, что безропотно подчиняться планам чиновников, расписавших протокол праздника до минуты, они не намерены – ждать ветераны никого не стали и шествие по улицам Саратова начали на полчаса раньше запланированного. По ходу движения десантники периодически скандировали единственный лозунг: "Слава ВДВ!", почти не обращали внимания на назойливых журналистов и в основном обсуждали новости быта, семьи и перипетии службы. Временами к пешей процессии присоединялись друзья на автомобилях, игнорировавшие просьбы полиции освободить улицу от транспорта (первоначально планировалось, что в шествии примет участие лишь БТР и одна машина сопровождения).
Рядовые граждане к шествию были благосклонны, многие продавцы окрестных магазинов, жители домов, да и просто прохожие приветствовали марш, а некоторые даже доставали заранее заготовленные триколоры!
Поодаль от колонны, в паре шагов от БТРа, шел глава областной ветеранской организации, экс-председатель комитета общественных связей Сергей Авезниязов, и его отдельный марш выглядел несколько двусмысленно. Напомним, что несколько месяцев назад отношения между ветеранскими организациями Саратова и области испортились, и виной тому стало нежелание области назначить руководителя городских ветеранов Анатолия Шостака главой ДОСААФ. Даже предпраздничные пресс-конференции накануне Дня ВДВ город и область проводили раздельно.
Но костяк марширующих составляли именно члены городской ветеранской организации, в окружении которых господину Авезниязову, возможно, было не очень комфортно. Или Сергей Климентьевич банально решил, что важнее следовать пусть и в одиночестве, но во главе колонны, – подчеркивая особый статус руководителя.
В таком порядке десантники дошли до Троицкого собора на Музейной площади. Там процессия разделилась на множество небольших групп: одни пошли помолиться, другие остались у входа в храм, третьи отправились в магазин или сразу в сторону набережной. По образному выражению одного из ветеранов, десантники начали "действовать по обстановке".
Прыжок на аллею
Впрочем, большинство участников шествия после храма организованно проследовали на площадку перед памятником Гагарину, где по замыслу организаторов и должны были пройти основные события. Тут ветераны десанта снова повели себя независимо – никто из процессии не пожелал проходить через рамки металлоискателей. Несколько растерянные полицейские попереговаривались между собой и решили: "Ладно, эти пусть проходят, но все остальные чтобы по правилам".
К этому времени на площадке и в ближайших окрестностях собрались до четырехсот человек. Организаторы заготовили развлекательную программу с выступлением молодых спортсменов и речами ветеранов. Но собравшиеся увлеченно наблюдали в основном за десантированием своих товарищей. Ведь именно парашютные прыжки в Волгу и были главным традиционным мероприятием, ради которого ветераны собираются на набережной. Среди участников были настоящие профи, у которых за спиной по полторы тысячи и даже по 1800 прыжков! Самому опытному десантнику, приземлившемуся в этот день в волжскую воду, исполнилось 67 лет. Те ветераны, кто следил за объявлениями организаторов, уважительно одобрили такое профессиональное долголетие.
Впрочем, следивших все же было меньшинство. Основная масса десантников встречала друзей и сослуживцев, после чего компании старались покинуть отведенную территорию, уйти от произносимых в микрофон правильных речей и присесть где-нибудь в тени деревьев. С площади Гагарина праздник переместился на аллеи.
Место приземления изменили даже несколько парашютистов: вместо предложенных им волжских вод они предпочли коснуться земли на террасах Набережной Космонавтов, где тут же расположились на отдых прямо с парашютами.
И в этом отношение к правилам у десантников было достаточно легкомысленным. Причем объясняли они свое поведение даже не праздником, а всем образом жизни: "Мы не только сегодня, мы в любой день живем на полную катушку, что тут мелочи соблюдать. Просто каждый, кто служил в ВДВ, понимает: прыгать с парашютом – непростое дело, тут разное может статься... Начинаешь после прыжка ценить жизнь, как немногие. Сразу понимаешь, что важное, а что условность. Возьми любого из нас, каждый ветеран в душе навсегда живет на максимуме".
Адреналин
Наглядным подтверждением слов о "жизни на полную" может быть 70-летний Геннадий Константинович Сорочкин. В Саратов на День ВДВ он приезжает каждый год из села Озерного Аткарского района. Несмотря на почтенный возраст, до сих пор работает. Жена и сослуживцы говорят: "Каждый день именно он спасает людей". Геннадий Сорочкин – водитель скорой помощи, возит в ЦРБ пациентов из двенадцати деревень. "Возить больных приходится по сельским дорогам: кого за 25, кого за 30 километров, – рассказывает его жена. – А что делать, работать кроме него как будто некому. Молодые мужики есть, им бы пахать, а они пьют". Геннадий Константинович не только водитель, приходится и механиком быть, перебирать видавший виды транспорт своими руками: "Он каждый винтик в машине знает. Без него "скорая" давно не была бы на ходу. Знаете, как он свою машину сделал? Купил у соседа сгоревшую "Шкоду", всего за семьдесят тысяч, сам ее перебрал, заменил все непригодные запчасти, заново покрасил. Он и всем односельчанам постоянно берется помогать. Я уж ему запрещаю, говорю, ну что ты этой краской дышишь, не мальчик уже. Зачем тебе эта тысяча?! А он все равно, минуты не может посидеть без дела".
По словам жены, даже в обычной жизни ее муж ведет себя так, будто он постоянно на боевом дежурстве: "Вот мы ехали сегодня в Саратов, и один водитель обогнал некрасиво нас, подрезал. Так Геннадий за ним погнался, прямо как парень озорной, и пока не обогнал его, не "дал сдачи", не успокоился".
Дамир Ильясов по сравнению с Геннадием Константиновичем еще совсем юн: служил в ВДВ с 2005-го по 2007-й. Но тоже не может прожить без адреналина в крови: "Сейчас сам приехал с очередного прыжка. Решил сегодня так отметить наш праздник". После армии Дамир постоянно работает на одном из госпредприятий, не жалуется: "Живем помаленьку. Иногда приходится выживать, как многим в России, а чего тут скрывать, кому сейчас легко? А работать мне есть ради кого". На праздник бывший десантник (как и очень многие его товарищи) пришел с семьей – женой, сыном и дочкой.
Старший прапорщик Алексей Забелин после службы в знаменитом (минимум на всю Среднюю Азию) 345-м полку передавал боевой опыт молодежи, служил в химучилище вплоть до его закрытия, продолжает трудиться и сейчас. Не сидит без работы после увольнения и друг Забелина – сержант 118 полка Олег Михайлов. Но о работе на гражданке после демобилизации из рядов ВС ветераны говорят без особого рвения и пиетета: "Работа как у всех, обычная. В армии все по-другому. Неправильно говорят, что армия – это школа жизни. Все серьезнее, армия и есть сама жизнь".
Эту жизнь ветераны желают и для своих детей. С Олегом Михайловым на праздник пришел сын: "После школы только в армию, в обязательном порядке, – без тени сомнения говорит отец. – А куда еще парню идти?".
Еще один ветеран Владислав Доценко благодаря армии немало поездил по Родине, тогда еще Советскому Союзу: "Я служил в Прибалтике, в Каунасе. Потом уехал в Усть-Каменогорск. Лишь после распада СССР вернулся в Саратов, город, где жили родители". Ветеран нашел себя в нетипичной для бывшего десантника сфере – в ресторанном бизнесе. Владислав уверен, что десантникам по силам любой род деятельности: "Нас научили идти к цели, добиваться результата. А чем заниматься, уже не так важно".
Ветеран ВДВ даже для дочери не исключает карьеру военнослужащей, вполне серьезно готов отдать свое чадо в десант: "В Рязанское военно-десантное училище принимают девушек. И мы можем попробовать".
После общения с десантниками на их празднике начинаешь понимать, почему они иногда нарочито небрежно относятся к тем или иным правилам. Просто так они пробуют на прочность себя и окружающую действительность. Каждый старается пройти по краю, и некоторые неизбежно оказываются за границей возможностей.
"Да, наши дерутся, да, выпивают сверх меры, бывает, – разводит руками Олег Михайлов. – Кто-то сил не рассчитал, но это с опытом приходит. Кто-то, как в любом обществе, человек случайный. Но разве это бросает тень на весь праздник? На нас на всех? Скажи! А если нужно будет, мы сами вмиг порядок сможем навести". И пусть уже после обеда несколько "утомленных" парней в тельняшках и синих беретах мирно посапывали под деревьями, зато другие щеголяли бравым видом до ночи. Гуляли с женами, носили на руках детей, еще не привыкших к "маршам-праздникам" длиною в целый день. Именно таких десантников, отмечающих профессиональный праздник всей семьей, из года в год становится все больше. Десантура подтверждает, что сама и без лишних подсказок знает, что нужно делать 2 августа. Защищать так защищать, отдыхать так отдыхать.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте