Сами с рогами
У какого района области на обед будет суп с мясом, а у какого – хлеб с постным маслом?
5 сентября 2014, 09:00
В последние месяцы в наш обиход вновь вернулось понятие продовольственной безопасности. Государственники стали использовать санкции на ввоз импортных товаров как синоним патриотизма и говорить о шансе для российского агропрома. Однако их оппоненты сомневаются, что по щелчку пальцев можно наполнить магазинные полки отечественными продуктами. Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" решил обсудить еще один популярный (а для многих сомнительный) тезис о том, что регионы страны, и в частности, районы нашей области, при необходимости смогут сами себя прокормить.
Уверенность первых лиц губернии в успехе дела по полному импортозамещению и переходу регионов на самообеспеченность продовольствием формировалась буквально у нас на глазах. Изначально и губернатор Валерий Радаев, и зампред, министр сельского хозяйства региона Александр Соловьев осторожно называли введение секторальных ограничений на импорт агросырья и продовольствия стимулом для сельского хозяйства области, но не брались прогнозировать последствия этого шага. Сейчас они фактически говорят о самообеспеченности как о свершившемся факте.
Золото губернии
По заявлению Александра Соловьева, мы входим в число 18 субъектов страны, которые могут сами себя прокормить. "Если мы берем блок из 40 наименований продукции, то по всем основным ее видам мы себя обеспечиваем", – утверждает он. Мало того, Соловьев отмечает, что практически все сельскохозяйственные районы области обеспечивают себя на сто процентов. Судя по всему, вдохновился и Валерий Радаев, который стал говорить о том, что мы способны прокормить 9 миллионов едоков, в то время как на территории региона проживает 2,5 миллиона человек. То есть нам уже можно говорить не о самообеспеченности и продовольственной безопасности, а даже о перепроизводстве. Но не окажутся ли эти декларации всего лишь наивными мечтами или ставшей вмиг популярной шуткой о белорусских мидиях и казахстанском пармезане?
По объему производства валовой продукции сельского хозяйства Саратовская область в числе лидеров: девятые в России и третьи в ПФО. По информации официальных лиц, в прошлом году регион стал первым в Приволжье по сбору зерна, подсолнечника, овощей, производству растительного масла и колбасных изделий.
"Я, конечно, не собираюсь конкурировать с кем-либо и говорить по поводу бананов, мандаринов и персиков. И я не отрицаю, что нам по многим пунктам есть еще к чему стремиться, например, по производству плодово-ягодной продукции", – комментирует министр Соловьев.
Неоспоримо, что вне конкуренции в категории "хоть отбавляй" находится главный козырь сельскохозяйственного региона – зерно, обеспеченность которым, по данным профильного министерства, в 2013 году была превышена почти в шесть раз (если исходить из общефедеральных рациональных норм потребления). А по прогнозам этого года губерния может переплюнуть и эту планку.
К зерновым магнатам губернии можно отнести Ершовский, Пугачевский, Краснокутский, Перелюбский районы в Заволжье, Ртищевский, Екатериновский, Балашовский, Калининский, Самойловский – в Правобережье. "Сегодня порядка 15 районов Саратовской области по сбору зерна перевалили за отметку в сто тысяч тонн. Балашов уже третью сотню тонн намолачивает. Всего у нас в нынешнем году будет около трех с половиной миллионов тонн зерна. А нам, чтобы прожить, нужно всего полтора миллиона", – комментирует экс-губернатор области Дмитрий Аяцков.
Не рыба, но мясо
Так как площадь губернии равняется территории Бельгии, Швейцарии и Албании вместе взятых, а районы находятся в неравных природно-климатических условиях, их продовольственная специализация тоже имеет свои нюансы. "В тех районах Саратовской области, где суммы температур высочайшие и исторически ничего не растет, где больше высевают, чем собирают, надо смотреть другие варианты. Овцеводством, например, заниматься", – считает глава администрации Балаковского района Иван Чепрасов. В первую очередь речь об Алгайском и Новоузенском районах, которые специализируются не только на баранине, но и выращивании крупного рогатого скота. Свои коррективы в мясных предпочтениях территорий в данном случае вносят климатические особенности. "В Алгайском районе нет зерновой группы. Смысл там выращивать свинью? В такую жару она там просто не выдержит, у нее не будет ни нормального приплода, ни привеса", – аргументирует Соловьев.
Однако по сравнению с другими годами показатели производства баранины, сообщает минсельхоз, здесь стали снижаться. Зато по мясу "рогатки" алгайцы превысили показатели пикового для района года, когда в хозяйствах насчитывалось порядка 17 тысяч голов КРС. Сейчас эта цифра перевалила за отметку в 23 тысячи голов. И все равно, несмотря на усилия всех специализирующихся на говядине районов, губерния не дотягивает до показателя самообеспеченности 25%. Мясные районы – Дергачевский, Татищевский, Питерский, Перелюбский, Краснопартизанский.
Нужно учитывать и постепенно меняющуюся структуру потребления мясной продукции. Если раньше первой по популярности шла говядина, потом свинина и только третьей курятина, то сейчас эта цепочка развернулась наоборот.
Мяса птицы, которое подешевле, саратовцы стали употреблять больше, а говядины меньше. Увы, но, несмотря на спрос, мы даже наполовину не обеспечиваем себя куриными грудками и окорочками. По данным министерства, сегодня птицефабрики области выдают лишь 39% от требуемых объемов. Если вести речь об овцеводстве, то по общефедеральным рациональным нормам потребления человеку в год вполне хватит одного килограмма баранины. Соответственно, 2,5 тысячи тонн на область, тогда как мы производим в два с лишним раза больше. "Тот же самый баланс потребления мяса у нас спокойно со свиньи и говядины может перейти на овцу, если выровнять цену. Плохо ли, что люди станут больше употреблять мяса степного барана?" – рассуждает Соловьев.
Достучаться до земли
Более категоричен в высказываниях экс-губернатор области Юрий Белых, который считает, что область сама себя никогда не прокормит, потому что российские регионы на 70% зависят от импорта. И не одно десятилетие прошло под знаком уничтожения не только средств производства, но и средств потребления. "Я хорошо знаю нашу продовольственную безопасность, я занимал руководящие должности практически всю жизнь. Мы абсолютно перестали производить молоко и молочную продукцию, говядины нет, свинины нет, а птица и яйцо нас не спасут", – заявляет Белых.
"Почему чеченская семья держит 40 голов скота, а наши здоровые мужики держать скотину не хотят?" – вроде бы о другом размышляет министр. А между строк читается, что не все так хорошо в аграрном секторе региона, как декларируется.
"Да, есть проблемы по мясу "рогатки" и по молоку, по этим показателям область может провалиться. Сократилось поголовье крупного рогатого скота, но эти вопросы не настолько глобальные, чтобы мы их не решили. А уж про свинью я вообще говорить не хочу. Это так называемый быстро воспроизводимый, скороспелый продукт", – считает Чепрасов.
Молоком, по прогнозам министерства сельского хозяйства, в этом году область сможет обеспечить себя на 73%. Традиционно молочными остаются Марксовский, Базарно-Карабулакский, Татищевский, Петровский, Новобурасский районы. Гораздо хуже обстоит дело с производством сыра (8%). Для сравнения: обеспеченность губернии растительным маслом превышает требуемые объемы почти в десять раз!
Подсолнечное масло, зерно, крупа, макароны, хлеб, яйца, баранина – за них в этом году нам действительно не стоит переживать. Видимо, это и имеют в виду областные чиновники, когда заявляют, что мы полностью обеспечиваем себя необходимыми продуктами. Это так, если не брать в расчет овощи, фрукты, рыбу, птицу сахар, сыры, другие молочные продукты – не правда ли, довольно внушительный список?
"Есть вопросы с кормовыми базами. Есть проблемы в орошении, последние десятилетия мы им не занимались, но сейчас действует федеральная программа, президент поставил задачу наладить эту систему. Каждый год прибавляется орошаемый гектар земли. Все эти пробелы решаемы", – уговаривает нас глава администрации Балаковского района.
Конечно, говорить о продовольственной безопасности отдельно взятых районов не совсем корректно, потому что сельскохозяйственные доноры призваны обеспечивать не только себя, но и областные промышленные центры – Балаково, Энгельс, Саратов, Балашов. "Вообще все районы работают на то, чтобы обеспечить центр, – уверен Александр Соловьев. – Мы рассчитываем показатели обеспеченности в целом по области, хотя детализируем и по каждому району. Губернатор приезжает в район и первый вопрос задает главе: "А ты себя обеспечиваешь по основным продуктам питания? Ты сам себя-то прокормишь?". Если глава не отвечает, ему жарко приходится". Судя по названиям основных промышленных предприятий Аркадакского района: ОАО "Аркадакхлебопродукт", ОАО "Аркадакконсервмолоко", ООО "Аркадакспирт", можно догадаться, на каком добре в случае чего могут продержаться местные. Помимо традиционной для большинства районов зерново-маслично-животноводческой специализации, здесь имеются также значительные посевы сахарной свеклы. Лысогорский, Дергачевский, Калининский, Татищевский, Духовницкий, Аткарский, Краснокутский, Энгельсский и другие районы кормят область яйцом. Саратовский, Татищевский и Балаковский районы не останутся без тепличных овощей.
"В этом году идет очередная реконструкция комбината "Волга". Прошлогодний инвестиционный проект показал свою эффективность. Энергозатратность была снижена на 33%, урожайность выросла на 10 кг с квадратного метра и составила 50 кг, – комментирует Чепрасов. – Губернатор поставил задачу: 15-16 кг тепличных овощей на одного человека в год, у нас уже на сегодня в Балаковском районе показатель обеспеченности составляет 25 кг, а как вторую теплицу введем – будет 35 кг".
"Молока нам хватит, мы его реализуем даже в другие районы. Разного вида зерна 250 тысяч тонн намолотим, еще два таких же, как мы, района накормим хлебом. Соответственно, и кормами будем обеспечены. Я думаю, у нас всего хватит, кроме, может быть, рыбы. Производство свинины снизили в связи с африканской чумой и из-за роста цен на кормовое зерно. Вот по овощам у нас сейчас провал – орошаемых участков мало. Но зато перепроизводство масла", – рассказывает начальник отдела сельского хозяйства администрации Пугачевского района Валерий Одинцов.
С губернии по нитке
Одно дело говорить об обеспеченности и волноваться, не вернутся ли времена голодного Поволжья, а другое – говорить о том, что районные продукты станут конкурентоспособными, и им не надо будет платить за "входной билет" на прилавки сетевых магазинов. Будет ли у аграриев рынок сбыта их продукции, а соответственно, стимул наращивать свое производство?
Прежде всего, у крестьян нет уверенности, что правила политической игры не изменятся. Что через год или даже раньше все не вернется на круги своя, а отечественным аграриям вновь не придется мириться с прежними реалиями. Даже если санкции не отменят, есть серьезные опасения, что наших сельхозпроизводителей вновь подвинут, только уже со стороны стран Латинской Америки, Китая, Казахстана.
Хотя всегда находятся искренне верящие в светлое будущее оптимисты.
"Если мы год выдержим и не отменим эти санкции, назад пути не будет. Это будет громадный стимул. Санкции – это новый год для аграриев. Если оптовые магазины заменят импортный товар нашими продуктами, им очень сложно будет вернуться к старой схеме. Это всегда сопровождается большими потерями, громадными выпадающими. Чтобы наладить поставки из других стран, нужно время, а с нашими товаропроизводителями проблем нет, они готовы поставить на рынок свою продукцию", – считает Иван Чепрасов.
Эти надежды не может полностью разделить Валерий Одинцов, который не скрывает: саратовским аграриям сложно конкурировать с другими регионами из-за более затратной части по производству некоторых видов продуктов. "Например, картофель дешевле привезти из Белоруссии или соседних Чувашии и Ульяновска, – рассуждает он. – В нашей области картошка в большинстве случаев просто спекается в раскаленной почве".
Дмитрий Аяцков предлагает использовать стратегию "баш на баш" в отношении тех продуктов, которые у нас не производятся либо находятся в дефиците. "Необходимо налаживать экономическую интеграцию, у нас есть возможность товарообмена с Турцией. Мы им зерно, они нам фрукты и овощи", – советует он.
По мнению Юрия Белых, главная беда в том, что фермеру стало невыгодно возделывать землю. "Что такое 5-6 рублей за килограмм пшеницы, когда полученный из нее килограмм хлеба стоит до 50 рублей? Ну как?! – не может себе представить он. – Такого быть не может. Все накладные расходы в сельском хозяйстве, начиная от семян пшеницы и до хлеба, раньше были порядка 35-40%, а сейчас эта цифра возросла в разы".
А еще земли не всегда не возделываются по природно-климатическим причинам. Эксперты указывают на до сих пор существующие пробелы в законодательстве, на отсутствие жесткого контроля за использованием земель сельхозназначения. Значительные площади необрабатываемой земли имеют Вольский, Озинский, Краснопартизанский, Дергачевский районы.
Несмотря на искусственно созданное санкциями и подпитываемое сверху принудительное воодушевление, иногда о проблемах могут упомянуть и местные чиновники.
Но когда на вопрос о проблемах регионального сельского хозяйства профильный министр отвечает, что это тема для разговора не на один час, это настораживает. Даже если он потом оговаривается, что просто не любит говорить о болевых точках, мол, он их, скорее, называет точками совершенствования. Не спорим, такая формулировка намного приятнее уху. Но будет ли доволен желудок?
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте