Сяськелевский кодекс

О школьной морали и этике в свете армейской дисциплины

Учителям сочувствовал Максим ХЛЕБНИКОВ. Иллюстрация с сайта kloop.kg

4567

7 октября 2014, 09:00

Мои школьные учителя с расстояния в двадцать с лишним лет видятся мне яркими личностями и большими оригиналами, у которых всегда было свое мнение.

 

На уроке литературы Антонина Борисовна, узнав, что я, ее любимчик, не читал какой-то книги, могла тут же достать ее из своего портфеля, сунуть мне и сказать: "Читай!". А всему классу продолжала объяснять урок.

Географичка Валерия Васильевна называла всех учеников независимо от пола "кошечками" и почему-то это совершенно не коробило. От обсуждения морей, омывающих восточные берега нашей Родины, она могла легко перескочить на мало связанную с уроком тему и начать рассказывать, например, почему мужчина должен бриться на ночь.

Хрестоматийный трудовик Степан Петрович, носивший черный берет и учивший нас делать вешалки, мог запросто метнуть в нерадивого ученика той самой вешалкой. И мы понимали, что лучше его не доводить, потому что дальше в ход пойдет табуретка.Историчка Татьяна Борисовна была искренне возмущена, когда мой одноклассник Арсен однажды заиграл на перемене регтайм. На пианино. Как можно! В Ленинской комнате!

Хрестоматийный трудовик Степан Петрович, носивший черный берет и учивший нас делать вешалки, мог запросто метнуть в нерадивого ученика той самой вешалкой. И мы понимали, что лучше его не доводить, потому что дальше в ход пойдет табуретка.

Историчка Татьяна Борисовна была искренне возмущена, когда мой одноклассник Арсен однажды заиграл на перемене регтайм. На пианино. Как можно! В Ленинской комнате! Хотя о Ленине тут весьма туманно напоминала только композиция "Взятие Зимнего" неизвестного автора, коему для воплощения замысла хватило хозяйственных спичек и пластилина. (Мемориал хранился за стеклом.)

Вспоминаю всех с теплотой и не только в канун или на следующий день после празднования Дня учителя. Я давно уже свыкся с мыслью, что мы живем во всех временах, которые прожили. Нет никакого прошлого, есть раздвигающееся настоящее. Потому что все учительские интонации, их гримасы и любимые фразочки – они всегда с нами.

Наверное, поэтому я не могу вообразить, что мои учителя ничего не сказали бы о происходящем сегодня с нашим образованием. Я даже не об участии педагогов в участковых избирательных комиссиях. Я о ежедневной дури, которая сваливается на наших замечательных учителей, и почему-то не встречает должного отпора. Неужто и Татьяна Борисовна молчит? А Валерия Васильевна? Физичка Нина Борисовна не язвит на педсовете? Степан Петрович ничего не кидает?

Вот, например, пару недель назад министерство образования области пригласило неравнодушную общественность к обсуждению… сейчас я посмотрю, как это правильно называется. Вот. Обсудить нужно "Этический кодекс участников образовательного процесса Саратовской области".

На сайте ведомства сообщается, что "в последние годы часто предъявляются претензии к участникам образовательного процесса. При этом не имеется четко очерченной модели их морально-нравственного поведения". При утверждении окончательного варианта документа обещают, что "будет учтено мнение не только психологов, юристов, культурологов, социологов, но и самих участников образовательного процесса".

Понятно, что не сами придумали. Ясно, что рекомендовали сверху, откуда много чего валится. Наверняка централизованно разослали единообразный текст по регионам. И где-то уже подсуетились и приняли сие творение и теперь живут припеваючи.

Чтобы проверить свои подозрения, вбил в поисковике "Этический кодекс участников образовательного процесса". Выкатилось множество ссылок. Одной из первых – "Этический кодекс…" какой-то Пламенской школы, которая по этому документу уже работает. Открыл Пламенский кодекс и навскидку прочитал главу под названием "Общий стиль решения конфликтных ситуаций", потом сличил с "саратовским проектом".

И там, и там говорится, что "разрешение конфликтов производится таким образом, чтобы возможный ущерб от него для деятельности образовательного учреждения был минимальным. Возникшая конфликтная ситуация разрешается в максимально короткие сроки в соответствии с Положением о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса…"

Одно дело – призывать общественность к обсуждению чего-то принципиально нового, возникшего на волне модернизации где-то между интерактивными досками и ФГОС. А другое – обсуждать всем регионом кодекс, по которому давно живет школа из деревни Сяськелево. Товарищи, министерство образования приглашает обмозговать знаменитый Сяськелевский кодекс этики! Вносите свои поправки и предложения!

И там, и там "приветствуется урегулирование конфликтов при помощи конструктивных переговоров и предупреждение потенциально конфликтных ситуаций…"

И там, и там "в случае возникновения конфликтов с внешними структурами участники образовательного процесса действуют с учетом интересов образовательного учреждения…"

Я вообще как собирался построить текст. Зачитывать фразы из "Этического кодекса" и высказывать на их счет какое-то свое ироничное суждение. То есть изначально был настроен критически, поскольку мое глубокое убеждение – сделать такой документ несмешным невозможно.

Вот, например, последняя фраза об интересах образовательного учреждения. Возник конфликт, но вместо того, чтобы его разрешить, участникам стычки предлагают подумать о том, как это может отразиться на родной школе. Ну, так в любой забегаловке поступают. Начинают бузить два гопника, и тут возникает толстая заведующая, которая кричит: "Ребята! Идите на улице и трогайте там друг друга за лица, сколько вам влезет! А мне неприятности не нужны!"

Вот как-то так я собирался написать. Но не буду. Потому что сама ситуация абсурдна до невозможности. Ведь получается, что саратовских чиновников и учителей заставляют заниматься формализмом. Ну ясно ведь, что дело ограничится перестановкой пары запятых. И… что это за школа такая – Пламенская?

Глянул в интернете. Нормально. Учебное заведение находится в Ленинградской области, в Гатчинском районе, в деревне Сяськелево. Почему Пламенская – черт ее знает.

И вот вроде бы ничего такого. Обмен опытом. Педагоги же должны общаться друг с другом. Но, согласитесь, одно дело – призывать общественность к обсуждению чего-то принципиально нового, возникшего на волне модернизации где-то между интерактивными досками и федеральными государственными образовательными стандартами. А другое – обсуждать всем регионом кодекс, по которому давно живет школа из деревни Сяськелево. Товарищи, министерство образования приглашает обмозговать знаменитый Сяськелевский кодекс этики! Вносите свои поправки и предложения!

И ведь люди-то в министерстве образования и наших школах работают преимущественно умные и интеллигентные. Абсолютно вменяемые. У всех есть знакомые учителя. Поэтому мы знаем, как они на самом деле относятся к ЕГЭ, портфолио и необходимости составлять планы уроков, каждый из которых должен быть расписан поминутно. Но сказать "Ребята, это идиотизм!" может позволить себе только педагог-пенсионер, которому все равно – уволят его или нет. А вот подруге из райцентра не все равно. Потому что другой работы она в своем райцентре не найдет.

Ясно, что начальство, вызывая к себе директоров саратовских школ, опускало глаза и говорило:

– Вот прислали очередную ерунду. Надо провести общественное обсуждение. Я понимаю, что заниматься этим противно, что дело это никому не нужное. Но с нас будут спрашивать, потому, пожалуйста, сделайте, как просят.

А им говорили:

– Конечно, сделаем. Не впервой.

А все потому, что сегодня от учителя требуют не индивидуальности, а покорности коровы, бредущей на дойку. Я вот подумал в связи с этим, что для нашей школы не Этический кодекс нужен, а Устав внутренней службы: "Учитель обязан беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою…, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым, быть бдительным, строго хранить школьную и государственную тайну".

И шли директора в свои коллективы, и несли эти глупые кодексы, которые нужны для какой-то еще более глупой отчетности. И тоже говорили, только уже учителям, что надо провести "работу".

Ну вот что – кто-то всерьез думает, что после введения Этического кодекса в наших школах что-то изменится? Вместо "Эй ты, очкарик!" станут кричать "Эй, участник образовательного процесса!", курить перестанут в школьном дворе, поскольку это может бросить тень на имидж учебного заведения?

Тогда почему не отправить от региона в Министерство образования РФ открытое письмо. Мол, прочитали мы ваш проект, очень смеялись. И это… если у вас еще что-нибудь такое же смешное есть, то вы тоже нам присылайте. Похохочем.

Но будет иначе. Вот эти люди, которых мы очень любим, примутся с серьезным видом рассуждать о том, что принятие Кодекса этики ужасно облегчит им жизнь, что это очень необходимая для современной школы штука. Ее только там не хватало. В общем, врать будут.

А все потому, что сегодня от учителя требуют не индивидуальности, а покорности коровы, бредущей на дойку. Я вот подумал в связи с этим, что для нашей школы не Этический кодекс нужен, а Устав внутренней службы. Там если военнослужащего на педагога поменять, получится следующее:

"Учитель обязан беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою…, не допускать в отношении себя и других педагогов грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков…, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым, быть бдительным, строго хранить школьную и государственную тайну".

Всяко лучше, чем Сяськелевский кодекс мусолить.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.61 1 2 3 4 5