Дверь премиум-класса
О кошельках пенсионеров, слепой доверчивости и дальновидном маркетинге
19 ноября 2014, 09:00
Наши старики в большинстве своем беспомощны как физически, так и юридически. А кое-какие деньги у многих из них водятся – откладывают пенсии на собственные похороны. На стариковские деньги и слетаются ушлые граждане. Уже не раз наше информагентство рассказывало, как пожилые саратовцы выкладывали мошенникам по несколько сотен тысяч рублей за сохранность псевдошедевров живописи. Регулярно всплывают истории о бабушках, пострадавших от самозванцев-соцработников или распространителей чудесных "медицинских" аппаратов.
Обижают пожилых людей и недобросовестные бизнесмены. Совсем недавно жертвой предприимчивых деятелей оказалась 68-летняя жительница Энгельса Наталья Политова: незрячая пенсионерка отдала 14,5 тысячи рублей за межкомнатную дверь без ручки и наружной отделки. Наши читатели были возмущены: как такое могло случиться? Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" решила узнать подробности на месте.
Беспрепятственно войти в подъезд дома, где проживают пострадавшие супруги (оба – инвалиды по зрению I группы), оказалось не так-то просто.
Поэтому первый вопрос, возникший по пути на шестой этаж, касался способа проникновения услужливых предпринимателей в здание.
"Так это обычное дело, – пожала плечами Наталья Ивановна. – Позвонили в домофон и предложили установить двери. Сегодня многие этим занимаются – делают поквартирный обход. А откуда узнали, что мы незрячие, не знаю".
Но попали, что называется, в яблочко. "У нас слепые и глухие в приоритете", – несколько раз повторила пенсионерка фразу, то ли в шутку, то ли всерьез сказанную вежливым Олегом (так зовут руководителя организации с многообещающим названием ООО "Горизонт").
Мужчина, по всей видимости, произвел на пенсионерку очень хорошее впечатление. Подкупил его приятный голос и "железное слово" выполнить работу на совесть. "Согласилась, и вот – полюбуйтесь, что из этого вышло", – хозяйка предлагает оценить результат многонедельных ожиданий.
Плевок монтажной пены
Старики совсем недавно сделали в квартире косметический ремонт: обновили обои, покрасили. И теперь на фоне безупречного порядка (чистота в квартире идеальная) раскуроченные и неаккуратно залитые монтажной пеной косяки походили на презрительный плевок. Лицо собеседницы, улыбчивое и открытое во время разговора с корреспондентом, стало явно обиженным. Как у ребенка, которого обманули ради того, чтоб посмотреть на его реакцию.
Наталья Ивановна водила рукой по шероховатой поверхности стройматериала и удрученно молчала, потупив глаза. "Хорошо, что не согласилась на установку сразу трех дверей", – проронила она.
Договор подписали 29 августа. Прекрасно понимая, что имеет дело с незрячим человеком, предприимчивый Олег не удосужился ознакомить заказчика с содержанием документа. Но попросил Наталью Политову расписаться в нем и приготовить 12 тысяч рублей залога. "Хотя в договоре сказано – 11", – уточняет теперь уже осведомленная пенсионерка. Платить пришлось наличными, оформить услугу в кредит в банке не удалось.
Получив деньги, Олег ушел, пообещав выполнить заказ в течение 25 дней (хотя в договоре написано 40).
Прошло полтора месяца. В восьмом часу вечера в воскресенье (!) 12 октября пришли рабочие, раскурочили входной проем санузла и, ссылаясь на ранее заключенное соглашение, попросили 2425 рублей – за установку двери.
"Грохот и дым стоял такой, что к нам прибежала обеспокоенная соседка, – вспоминает Наталья Ивановна. – Она волновалась, не горит ли что у нас. Шум продолжался около двух часов, потом монтажники ушли. А "обналичники" вокруг двери не поставили. И ручку тоже: то ли отверстия неправильно были просверлены, то ли деталь по размеру не подошла. Обещали устранить недоделки на следующий день, в понедельник".
Этот "понедельник" растянулся на несколько недель. Политова неоднократно звонила горе-монтажникам. Но в фирме отвечали, что начальника нет на месте, а то и вовсе не брали трубку. Кстати, когда в "Горизонт" дозвонился корреспондент ИА "Взгляд-инфо", мужчина на той стороне наотрез отказался представиться, только сказал: "Пишите, что все это со слов Олега Валерьевича".
Наконец пенсионерка дождалась, когда руководитель фирмы снизошел до повторного визита. Попросила предпринимателя объяснить просроченную и некачественную работу. Однако тот с такой оценкой категорически не согласился: "Сделали хорошо!".
Бизнес, замешанный на агрессивном маркетинге, не считается со статусом и доходами отдельного человека. Активно внедряют всевозможные "льготные тарифы", скидки, рассрочки и прочие бонусы, большинство из которых призваны одурачить людей.
"Никогда бы не подумала, что такое может с нами случиться, – вздыхает незрячая пожилая женщина. – Сколько раз по телевизору предупреждали о проделках мошенников, но ведь мы всегда были уверены, что беда обойдет стороной".
Наталья Ивановна написала в организацию претензию, которую там не хотели принимать из-за разнящихся в двух экземплярах личных подписей (что не удивительно из-за инвалидности). Затем при поддержке дочери обратилась в Центр по защите прав потребителей.
Заказчица набирает заученный наизусть номер: "Алло! Это "Горизонт"? Когда, наконец, установите ручку двери?". А потом озвучивает мне ответ: "Монтажник уже выехал, ждите!" Ну сколько можно ждать? У них тысяча причин, чтобы не доводить дело до ума: то у работника родственник умер, то деталь подходящего размера не могут найти ни на складе, ни в магазинах. Так и торчит вместо ручки обычная отвертка.
В ухоженной квартире пенсионеров-инвалидов недоделанная дверь санузла долго маячила уродливым пятном. Пластиковая, с уплотнителем, по размеру гораздо уже прежней. "Это типичная балконная дверь, поэтому она так разнится с межкомнатными, – присоединяется к разговору дочь Людмила. – В договоре этот момент обошли стороной: ни эскиза, ни размеров нет. Там указано просто "изделие из ПВХ". Когда я обратилась в фирму с вопросом, почему эта дверь так дорого стоит, мне объяснили, что у нее внутри есть серебряные нити. А сертификата, подтверждающего уникальность разработки, не предоставили, впрочем, как и чеков об оплате услуги".
Рабочий вновь пришел к пенсионерке опять в воскресенье, 9 ноября (еще раз напомним, что договор был подписан 29 августа). Принес-таки ручку к двери, но установил ее некачественно. По словам заказчицы, она плохо держится, "стержень болтается".
Спустя еще несколько дней, когда материал уже готовился к публикации, пенсионерам установили и обналичники. Но и их качество, как говорит дочь Натальи Ивановны, оставляет желать лучшего. Так что семья стоит на своем: судебное разбирательство неизбежно.
"Будем писать претензию в Роспотребнадзор и искать правду в суде", – резюмирует многомесячную эпопею Людмила.
Услуги премиум-класса
Очевидно, что качество выполненных работ оставляет желать лучшего, даже с учетом наконец-то установленных обналичников, которые пошли волной, и замка, грозящего в любой момент заблокировать дверь, – а чтобы этого не случилось, монтажники посоветовали не закрываться в санузле.
Со слов представителя ООО "Горизонт", дело обстоит следующим образом:
"В заключенном договоре указано, что дверь должна была быть изготовлена в течение 40 рабочих дней, но в процессе ее производства могли иметь место разные обстоятельства, затруднения – все мы люди, все мы человеки. И вообще, претензия Натальи Ивановны недействительна, потому что все уже установили, закрепили в идеале. Что касается переплаты – да такого быть не может! Пенсионерка не могла заплатить больше, чем указано в документе. Сначала она внесла 80% предоплаты, а затем, при доставке товара, – оставшиеся 20%.
Почему установили металлопластиковую дверь? У нас вся продукция из этого материала: и кухонные, и балконные, и входные, и межкомнатные двери, они разнятся только толщиной и конфигурацией. Перед заключением договора с клиентом оговаривается этот момент. В ванной, кухне, туалете устанавливается в основном металлопластик, потому что его "не ведет" от сырости. Мы считаем, что лучше предлагать качественную продукцию, чтоб потом не было жалоб. Сколько случаев, когда покупателю ставят пластиковые окна, а они выходят из строя буквально в первые два-три года эксплуатации. Местные производители плевать на это хотели, они не заботятся о людях. А у нас предусмотрено сервисное обслуживание сроком на пять лет. Если какие-то мелкие детали ломаются, мы их меняем в течение указанного времени бесплатно.
Дверь такая дорогая, потому что она премиум-класса. То, что представлено на саратовском рынке – это в основном продукция класса "С", которую характеризует отсутствие металлического профиля и более низкая цена. А мы полностью соблюдаем технологию. Предоставляем на изделия скидки, рассрочки при желании.
И в целом дело (Натальи Политовой. – Ред.) закрыто за давностью времени. Какие могут быть еще претензии, я не могу представить".
Не только о соблюдении закона, но, в первую очередь, о моральной стороне дела говорит юрист СРОО "Центр по защите прав потребителей".
"Вся загвоздка в том, что в подписанном договоре не указано, что конкретно должен был сделать исполнитель, – комментирует ситуацию защитник Центра Елена Мочалина. – А потому заказчик ничего конкретного не может с него требовать. Чтобы обезопасить себя от подобных случаев, нужно точно указывать, что обязуется сделать исполнитель, а также предоставлять эскиз с размерами. Что касается стоимости двери и услуг по ее установке, следует учитывать рыночные отношения. Организация вправе устанавливать цену самостоятельно.
В данном случае мы имеем дело скорее с морально-этической ситуацией. Если бы Наталья Ивановна не была ограничена физическими возможностями, она бы промониторила профильный рынок и сравнила: где подороже, а где подешевле. Но она такой возможности лишена и просто доверилась данной фирме, за что и поплатилась. С точки зрения закона "О защите прав потребителей" у клиентки есть право на отказ от договора в связи с нарушением сроков его выполнения и возврат уплаченной суммы.
Случаи обмана пенсионеров довольно распространены. Что делать в подобных случаях? Дети должны предупреждать родителей, чтобы те не принимали скоропалительных решений самостоятельно, не вступали ни в какие переговоры с представителями всевозможных организаций. Сегодняшний маркетинг очень агрессивный, он нацелен на повышение продаж. А старики к этому не адаптированы. Во-первых, им не надо верить на слово всему, что говорят, а во-вторых, брать паузу в решении подобных вопросов, предварительно обсудив их со своими взрослыми детьми".
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте