Поуехали тут

Грозит ли Саратову остаться без трудовых мигрантов?

Тему изучала Елена ТАЛПЭУ. Фото автора

6706

22 января 2015, 09:00

Концепция сменилась неожиданно. Жители крупных городов, от Москвы до Саратова, уже не так активно кричат: "Понаехали тут!", а думают, кто будет делать черную работу, если большинство трудовых мигрантов уедет. Такая перспектива вполне реальна. И дело не только в экономическом кризисе и падении рубля. На приезжих рабочих как снег на голову свалилось еще и обязательное платное тестирование на знание языка, истории и законодательства РФ.

Станут ли саратовцы мести дворы и убирать снег, если от нас уедут гастарбайтеры?

 

Один мешок мука

"Ежедневно на улицы города выходят люди в оранжевых жилетах и делают всю черную работу. Для саратовцев, как бы грубо это ни звучало, они уже давно стали привычной частью городского пейзажа. Когда мы идем на работу, они метут тротуары, когда мы идем на обед, они красят заборы, когда мы спим, они собирают мусор и вывозят его на помойку", – писали мы на "Взгляде" два года назад.

"Три тысячи позавчера отправил. Там один мешок мука. Раньше отправил три, пять, десять тысяч, нормально было. Сейчас нет", – буквально на пальцах объяснял мигрант из Таджикистана. "Раньше узбеков много было, но они все уехали. Их обманули, денег не дали", – уверял его земляк. "Я по-русски чуть-чуть знаю, два месяца работаю. Тесты неееее… не слышала. Кому сдавать?" – забеспокоилась женщина, впервые услышав об обязательном платном тестировании.

И вдруг последние пару месяцев улицы Саратова перестали пестрить смуглолицыми людьми в оранжевых жилетах. Даже невнимательные горожане заметили, что их стало значительно меньше. В центре заснеженного, а потом заледенелого города корреспондент "Взгляда-онлайн" с большим трудом нашла четырех таджиков, которые на ломаном русском пытались рассказать, что пошло не так.

"Три тысячи позавчера отправил. Там один мешок мука. Раньше отправил три, пять, десять тысяч, нормально было. Сейчас нет", – буквально на пальцах объяснял мигрант из Таджикистана. "Раньше узбеков много было, но они все уехали. Их обманули, денег не дали", – уверял его земляк.

"А вы точно пресса? – забеспокоился самый молодой из приезжих. – А есть эта…?".

Увидев журналистское удостоверение и убедившись, что я не из властных структур и не из миграционной службы, двое согласились даже сфотографироваться. Еще двое отказались, невнятно пробормотав, что "потом плохо будет".

"Я по-русски чуть-чуть знаю, два месяца работаю. Тесты нееееене слышала. Кому сдавать?" – забеспокоилась женщина, впервые услышав об обязательном платном тестировании.

Из всей нашей короткой беседы понятно было лишь то, что зарабатывать мигранты действительно стали в разы меньше, денег катастрофически не хватает, число приезжих сократилось, а их грамотность не улучшилась. С этими исходными мы обратились за комментариями и оценками происходящих процессов к ответственным чиновникам.

 

Два к трем

"Да, мы привлекаем трудовых мигрантов, в основном они из Таджикистана. Действительно их стало меньше, чем раньше. Если пару лет назад их число достигало 200-300 человек, то сейчас всего около 80, – признает замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов. – Во-первых, часть вакансий мы все-таки заполнили гражданами России. Во-вторых, стоимость работ мигрантов существенно выросла. Если раньше один мигрант по договору аутстаффинга (внештатной работы. – Ред.) обходился нам в 20-22 тысячи рублей, то сейчас в 40 тысяч".

Чиновник уверяет, что именно по этим двум причинам число неприхотливых иностранцев на улицах города сократилось. Но подмечает, что неприхотливость их по-прежнему подкупает: в отличие от граждан РФ, они  могут работать и днем, и ночью, по десять, а иногда и двенадцать часов в сутки.

"Поэтому-то вы их и не видите на улицах, они работают в основном ночью", – согласен заместитель директора муниципального "Дорстроя" Александр Нефедов.

Оплата трудовых мигрантов почасовая. Средняя зарплата колеблется навскидку от 15 до 20 тысяч рублей в месяц. Федотов подтверждает: "У граждан РФ, работающих на постоянной основе, с точки зрения Трудового кодекса иное ценообразование. Все, что свыше восьми часов, "ночные", "выходные" – это уже повышенная ставка. Подбор мусора, уборка зеленых зон предполагает фактически круглосуточный режим работы, мы не можем это делать только восемь часов в день".

Вот и получается, что на место двух трудовых мигрантов потребуются минимум трое местных. В администрации поясняют, что, тем не менее, "эксплуатировать" только приезжих и использовать их в качестве относительно дешевой рабсилы они тоже не могут. Главный недостаток мигрантов – отсутствие квалификации. Их не посадишь за уборочные машины, не доверишь работу, требующую больших навыков, чем просто махать лопатой.

"Постоянный рабочий состав в наших муниципальных учреждениях из года в год повышает свою квалификацию, учится, а мигранты, нанятые по контракту, приезжают и уезжают", – констатирует замглавы администрации.

 

Закон за порядок

Саратовская область ежегодно принимает около 15 тысяч трудовых мигрантов. Традиционно наибольшие цифры дают Узбекистан  (65% от общего числа привлеченных за 2014 год, согласно поданным работодателями уведомлениям), Украина (10%), Таджикистан (9,6%), Армения (3,8%), Турция (3,7%) и Азербайджан (3,4%). По данным регионального УФМС, в 2014 году иностранным гражданам было выдано 5223 разрешения на работу и 9674 патента, что ненамного отличалось от цифр 2013 года – 5862 и 9041 соответственно.

Говорить, сколько мигрантов будут трудиться в области в этом году, пока рано. Тем более что сейчас в России вступили в силу поправки в миграционное законодательство, правила въезда в страну и порядок трудоустройства иностранных граждан поменялись.

Во-первых, начиная с 1 января граждане СНГ въезжают на территорию России по загранпаспортам. Исключение – жители Белоруссии и Казахстана, входящих в Евразийский экономический союз.

Во-вторых, вступил в силу федеральный закон о замене квотирования трудовых мигрантов патентной системой. Он касается только иностранцев из стран, с которыми в РФ существует безвизовый режим. По новому закону, патент выдается на месяц с возможностью продления до года. Получить его нужно будет в течение 30 дней с момента въезда в Россию. Через год мигрант может продлить патент еще на год. После этого он должен будет выехать из страны и вернуться, и закон не устанавливает сроки, на какое время иностранец должен покинуть РФ, то есть он может выехать и въехать буквально на следующий день.

Закон также обязывает трудовых мигрантов подтверждать отсутствие судимости и наличие места для проживания, иметь полис добровольного медицинского страхования и оплатить налог на доход физических лиц.

Тем не менее, абсолютно уверенно сказать, что число трудовых мигрантов в Саратове и области сократится, никто не может. "Посмотрим, что будет ближе к весне. Естественно, люди приезжают к нам зарабатывать деньги. И если они будут получать здесь меньше, не эквивалентно тому, что получали раньше, вполне возможно, что они не поедут на заработки в Россию, или поедут, но не все. Ну, будем замещать тогда".

"Как сложится работа в рамках нового законодательства, покажет время. Есть плюсы и минусы в отмене системы квотирования. С одной стороны, система квотирования предусматривала дифференцированные механизмы привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, позволяла привлечь действительно востребованные кадры, в которых нуждалась экономика области. С другой – расширение сферы применения патента позволит легализовать иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в теневой экономике", – комментирует министр занятости, труда и миграции области Наталья Соколова.

По ее мнению, пока рано говорить об ухудшении или улучшении ситуации с привлечением иностранной рабочей силы в регионе. Сегодня и еще большую часть 2015 года на территории Саратовской области и в стране в целом будут трудиться иностранные граждане, получившие разрешение на работу еще в 2014 году. Патент и разрешение на работу, оформленные в прошлом году, не теряют свою силу и остаются действительными до окончания срока действия.

Этим новшества трудового кодекса не ограничиваются. Также он дополняется статьей, которая предписывает заключать трудовые договоры с иностранными гражданами только при наличии у них полиса добровольного медицинского страхования (ДМС).

И наконец, в придачу ко всему с 2015 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому иностранные граждане при получении разрешения на работу должны будут подтверждать знание русского языка, истории и законодательства России. Для этого надо предъявить либо документ о получении образования на территории государства, входившего в состав СССР, либо свидетельство об успешном прохождении государственной итоговой аттестации в России, либо специальный сертификат. Для получения такого сертификата нужно сдать экзамены в центрах тестирования при школах, вузах, колледжах.

 

Ученье и труд

"Новое законодательство, казалось бы, либеральное, а на самом деле чрезвычайно жесткое. Самое сложное и трудновыполнимое условие для мигрантов – сдать тесты. Сначала язык, потом законодательство и история России. Мне довелось увидеть тесты по истории, простите, половина нашего коренного населения на эти вопросы не ответит", считает руководитель Ассоциации национально-культурных объединений области, член ОП Саратова Александр Зуев.

С ним категорически не согласен представитель "Дорстроя" Александр Нефедов, уверяющий, что тестирование элементарное: "Насколько я знаю, спрашивают, кто у нас является президентом, как выглядит флаг России и кто такой Петр Первый".

Тем не менее, Зуев прогнозирует: из всех, кто прибудет в этом году в регион, пройти тестирование смогут едва ли 10%. Остальные 90% должны будут уехать обратно.

"Потери ожидаются большие, но в конечном итоге такой порядок очень нужен. Мигранты сами будут защищены, у них будет определенный уровень подготовки, определенный уровень социальной защиты, медицинская страховка, они будут знать язык, законодательство, смогут сами отстаивать свои права. Все замечательно, я полностью поддерживаю. Но только нужно было к ним бережнее отнестись, организационно все лучше продумать. Создать специальные учебные центры, где хотя бы часть специалистов была двуязычная. Но таких специалистов либо совсем мало, либо во многих регионах их вообще нет", говорит общественник.

Осложняет ситуацию тот факт, что большинство мигрантов до сих пор не в курсе никаких изменений. 

"По звонкам, которые поступают к нам из стран СНГ, ясно, что они не знают о введенных новшествах. Пребывают в определенном неведении. Когда приедут, для них это будет ударом обуха по темечку. Хотя мы старались предупредить мигрантов как могли, даже на вокзалах памятки раздавали", рассказывает Зуев.

Если ужесточение миграционного законодательства в силу незнания работников из СНГ пока не пугает, то ситуацию с долларом, который рубль не бережет, они прочувствовали и осознали без всяких учебников по политэкономии.

"С падением курса рубля ситуация, конечно, осложнилась. На мигрантах это отразилось напрямую. Когда рубль был крепкий, они стремились его зарабатывать. Что будет сейчас – неясно", размышляет профессор кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью ССЭИ Алексей Кочетов.

За первые две недели января, по информации заместителя руководителя регионального УФМС РФ по области Александра Чурсина, в Саратовскую область уже въехали 200 мигрантов, но ни одного патента они пока не получили.

Тем не менее, абсолютно уверенно сказать, что число трудовых мигрантов в Саратове и области сократится, никто не может. Прогнозы чиновников и экспертов, по их же признанию, достаточно условны.

"Посмотрим, что будет ближе к весне. Естественно, люди приезжают к нам зарабатывать деньги. И если они будут получать здесь меньше, не эквивалентно тому, что получали раньше, вполне возможно, что они не поедут на заработки в Россию, или поедут, но не все. Ну, будем замещать тогда", размышляет Федотов.

По мнению депутата областной думы, генерального директора строительной компании "Саратовоблжилстрой" Леонида Писного, сейчас уезжают те, у кого национальная валюта не подверглась дефолту: "Динары, манаты, другие валюты, также привязанные к доллару, не девальвировались в отличие от рубля. А значит, мигранты из стран Средней Азии стали получать в два раза меньше. С другой стороны, чуть прибавилось приезжих из тех стран, в которых вместе с нами произошли процессы девальвации, – молдаван, украинцев".

Но министр Наталья Соколова настаивает: "Говорить об осложнении ситуации и оттоке трудовых мигрантов из области и страны преждевременно".

 

Не больно-то и надо?

Впрочем, судя по ответу профильного министерства, четкая позиция по вопросу зависимости региона от трудовых мигрантов еще не сформирована. По крайней мере, является очень противоречивой.

С одной стороны, в правительстве области заявляют, что в последнее время был введен ряд механизмов, сдерживающих приток иностранной рабочей силы: "Работодателей, желающих привлечь иностранных работников, всегда было достаточно, и мы ставили перед собой задачу по оптимизации их привлечения, сокращению квоты. Так, например, квота 2013 года составляла 8,1 тысячи человек, квота 2014 года – 7,8 тысячи".

Одновременно областные чиновники говорят, что в регионе есть отрасли экономики, которые пока не смогут обойтись без наемного труда мигрантов: строительство, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, частично сфера услуг.  В этих отраслях работодатели из года в год привлекают определенное число иностранцев.

"На сегодня численность безработных граждан РФ, зарегистрированных в службах занятости региона, составляет 11,4 тысячи человек, а количество вакансий – 29,1 тысячи. Поэтому область не может удовлетворить существующую потребность только за счет местного населения", комментируют в министерстве занятости, труда и миграции.

"Нехватка кадров есть, потому что это не такой легкий и не такой приятный труд. Но сказать, что 80 человек, которые работают на уборке города и которые могут уехать, принципиально ухудшат ситуацию, конечно, нельзя", считает Дмитрий Федотов.

Эксперты говорят, что наибольший отток мигрантов ожидается из крупных городов, где выше уровень жизни. Соответственно выше и расходы на проживание, еду и прочие нужды. Поэтому автоматически теряется смысл ехать туда на заработки. Другое дело, что у себя на родине мигранты зарабатывают еще меньше.

Схожие выводы делает Александр Зуев, который убежден, что падение рубля нисколько не напугало мигрантов: "Там ситуация намного хуже. Даже не на один, а на два порядка. Россия-то сильно не пострадает, а вот в странах-донорах, которые давали трудовых мигрантов, можно ждать голодных бунтов. Взять тот же перенаселенный Узбекистан, где катастрофа с рабочими местами".

Должна ли саратовцев волновать ситуация с рынком труда в среднеазиатских республиках? Или жители нашего города сами возьмут в руки метлы и ломы и пойдут работать дворниками?

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.14 1 2 3 4 5