Не наша церковь

Зачем мормоны покупают здания и земли в центре Саратова?

Тему изучала Елена ТАЛПЭУ

15196

11 февраля 2015, 09:00

23 года назад в Саратов впервые приехали молодые люди из США, которые стали ходить по улицам, домам и рассказывать о вере, Боге, Иисусе Христе. Намекая при этом: все, что мы знали раньше и во что верили, – лишь самообман. А вот именно они истинные христиане.

За два десятилетия ряды "истинных" значительно пополнились – сегодня число рекрутированных саратовцев составляет более двух тысяч. Работа ведется активная: снимаются помещения, куда приводят новобранцев, строятся церкви. Недавно стало известно, что помимо двух приходов в спальных районах города мормоны решили возродить свои давние планы – строительства церкви в центре Саратова. Тем более что здание недалеко от православного храма и мечети они облюбовали и купили еще в 2002 году, а прилегающий земельный участок, по словам самих мормонов, арендовали аж на 99 лет!

Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" попыталась разобраться в ситуации.

 

В чем вера, брат?

Речь идет о недостроенном двухэтажном помещении на Горького, 65, которое "Церковь Иисуса Христа и святых последних дней", больше известная в народе как "Церковь мормонов", приобрела тринадцать лет назад. Годом позднее постановлением тогдашнего мэра Юрия Аксененко она получила в аренду земельный участок 0,1399 га. А еще годом позже представители мормонской общины принялись реставрировать купленное помещение общей площадью 593 кв. м. В проекте, который мормоны представили в городской комитет по архитектуре и строительству, его назначение определялось как "зал собраний".

Правда, тогда американской мечте не суждено было осуществиться: она натолкнулась на активное сопротивление общественности. Стройку пришлось заморозить на неопределенный срок до лучших времен, которые, по всей видимости, для мормонов наступили сегодня. 2 октября 2014 года московская ассоциация "Церкви" направила письмо-извещение (не требующее ответа) главе города Олегу Грищенко, о том, что мормоны вновь собираются приступить к реконструкции здания. Информация об этом появилась в интернете.

Пока на пикет против строительства вышел один активист, но судя по активному обсуждению форумчан, многие саратовцы за два десятка лет, так же как и пикетчик, не привыкли к накрахмаленным юношам с голливудсками улыбками, насаждающими у нас свои взгляды. Что это: косность и нетерпимость людей, монополия традиционных для России религий или защитная реакция от религиозной экспансии и от распространения у нас сектантства?

Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" выслушал мнения саратовцев, религиоведов и направился к самим виновникам торжества, чтобы понять, настолько ли страшен мормон, как его малюют.

Председатель (уже третий по счету) местной религиозной организации Павел Козленко оказался человеком очень доступным, легко идущим на контакт, этаким дипломатом. Договорились мы встретиться недалеко от Крытого рынка на улице Ульяновской – оказывается, мормоны здесь тоже арендуют небольшое помещение. Сколько еще таких пунктов разбросано по городу, неизвестно. Вообще в Саратове два основных прихода "Церкви", оба расположены на окраине: один находится на 6-м квартале, другой – в Заводском районе. Еще одно мормонское здание стоит в самом центре Энгельса.

В отличие от них, и уж тем более от желаемого здания на Горького, 65, помещение на первом этаже жилой многоэтажки на Ульяновской небольшое. "Это один из наших церковных офисов, которые мы периодически арендуем. В центре города у нас нет места, где мы могли бы проводить собрания", – жалуется Козленко.

Переспрашиваю: "Церковные офисы?". Терминология все-таки режет слух, как и традиционные внешний вид и деловые костюмы мормонов противоречат нашим представлениям о духовной жизни. В главном зале парты, стулья, доска с разноцветными маркерами соседствуют с изображениями Иисуса Христа, полкой с религиозными книгами и роялем, за которым исполняется гимн мормонов. Рядом лежат ноты и слова на английском и русском языках. Если бы не эта атрибутика, можно было бы подумать, что здесь проводятся модные сейчас корпоративные психологические коучинги.

Козленко поясняет, что это помещение "Церковь" сняла как контору для небольших встреч молодежи, детей. Они приходят и изучают здесь священное писание мормонов, Ветхий и Новый заветы.

Прежде чем поговорить о строительстве мормонской церкви на Горького, он спешит обозначить мне свою позицию по отношению к другим религиям.

"Мы никого не считаем своими врагами, не ведем никакую агитацию или пропаганду, направленную против кого-то. Более того, мы являемся единственной конфессией, в которой как аксиома в символах веры обозначено уважение к другим течениям. Мы не просто терпимо, мы хорошо относимся ко всем религиям, – говорит мой собеседник, намекая, что мормоны ждут такого же отношения к ним. – В этом году наша Церковь отмечает 120-летие в России. За 120 лет могли бы разглядеть, рассмотреть, привыкнуть к нам и не бросаться с укусами".

Почему находятся противники строительства третьей церкви в центре Саратова? Павел Козленко видит причины этого в общем невежестве людей. А порождают это невежество, по его мнению, различные провокации "недругов".

"Недавно на центральном канале показали документальный фильм. Смотрю, в нем идет нарезка всевозможных зверств, когда люди бросаются на пол, корчатся. А потом загробный голос с экрана говорит: "А еще есть мормоны!". Это общее невежество, которое, кстати, ведет к легкому обращению людей в нашу веру, – откровенничает председатель "Церкви". – Когда вам говорят, что это вор, убийца, грабитель, насильник, а вы, познакомившись с ним, убеждаетесь в обратном, вы с недоумением отворачиваетесь от предыдущих клеветников и говорите им: "Я не верю вам больше!".

 

Гуманитарная помощь

Конечно, в 1992 году, когда в Саратове появились первые аккуратные молодые люди в белых рубашках с черными бейджиками, об иностранных миссионерах у нас мало кто знал. Но буквально через пару лет уже трудно было встретить человека, к которому не подходили бы и не спрашивали, хочет ли он поговорить о Боге.

Как уверяет Козленко, первых представителей Московской миссии очень хорошо встретили в саратовском правительстве: "Там были люди ответственные за религиозные отношения, которые помогли провести первое собрание". Через пару лет, а именно 2 февраля 1994 года, "Церковь мормонов" была официально зарегистрирована как местная религиозная организация.

"Нас сокращенно называют "Церковь мормонов", мы не обижаемся, но это технически неправильно, поправляет меня ее представитель. Мормон – это такой же пророк, как Моисей".

Сам Козленко обратился в веру, когда ему было 46 лет. За год до этого он вместе с женой крестился в православной церкви, "потому что все крестятся". Но православной церковной жизнью не воодушевился.

"Если я скажу, что мне было скучно и неинтересно, это может быть воспринято как враждебное отношение. Нет, не враждебное, мне действительно было неинтересно", вспоминает Павел.

И вот уже взрослого человека, гуляющего с сыном в Детском парке, встретили мормоны. "Тогда вообще был момент в обществе – интерес ко всему новому, к новым религиям", пробует объяснить свой выбор Козленко.

По его словам, сейчас по всему миру служат порядка 85 тысяч миссионеров. "Служили" и двое из троих детей саратовского мормона: один в России в Адлере, другой в Румынии. Но это скорее исключение, чем правило, все-таки большинство миссионеров – это молодые американцы.

На это у Павла Козленко тоже есть своя версия: "Когда человек из богатой страны едет в бедную, то ему на свои деньги очень легко здесь прокормиться. Американские миссионеры приезжают сюда на свои деньги. А кто будет обеспечивать нашего человека за границей, где совершенно другой уровень жизни?".

Действительно, финансовый вопрос в деятельности мормонов не менее обсуждаемый и дискуссионный, чем непосредственно вопрос веры. На что существует их религиозная верхушка, как функционирует структура, как живут прихожане? Если с самими верующими все более-менее понятно, так как одной из заповедей в Библии мормонов является обязанность уплачивать так называемую десятину (одну десятую часть дохода), то с теми, кто стоит у церковного руля в Америке, все как-то туманно. Поэтому часто "Церковь мормонов" ассоциируют не с религиозной организацией, а с финансовой пирамидой, некой корпорацией.

Но Павел Козленко и тут спешит успокоить.

"В нашей церкви нет служителей, которые получают деньги за свое служение. Нет ни одного человека, который имел бы какую-то материальную мзду. Нас спрашивают: вы что же, за идею работаете? Да, если хотите! За идею. Поэтому у нас идет сменяемость, или ротация. Например, мы видим, что человек прекрасно умеет организовать процесс, учить, значит, он может стать президентом воскресной школы. Потом, может быть, его в округ выдвинуть нужно. Ни один кадровый вопрос никогда не решается кулуарно. Выбираются не менее трех кандидатов, собираются руководители и молятся, кого выдвинуть", – делится принципами религиозной демократии Козленко.

Кстати, сам он получает вполне обычную трудовую пенсию, от которой также отчисляет 10% в общий котел.

 

Хорошая жена – мертвая жена

И все бы ничего, если бы подавляющее большинство религиоведов не считало мормонов сектантами.

"Это тоталитарная секта, об этом тоже не стоит забывать, – ранее заявлял руководитель Саратовского регионального отделения "Центра религиоведческих исследований" Александр Кузьмин. – Сектанты это вчерашние последователи традиционных религий. В России, в Саратове в частности, традиционные это православные христиане и мусульмане, это иудеи и протестанты, это старообрядцы. И в нашем городе сектанты вербуют в свои ряды не инопланетян, а наших сограждан".

Московский религиовед Роман Силантьев считает, что "Церковь Иисуса Христа и святых последних дней" – это типичная секта, насчитывающая несколько миллионов человек по всему миру. Как известно, их центральный офис расположен в городе Солт-Лейк-Сити в штате Юта. Появились мормоны в середине XIX века.

"В самом начале они отличались всякими непотребствами, практиковали полигамию, но потом им это запретили. Они также знамениты тем, что крестят в свою веру умерших людей, то есть занимаются именно тем, чем занимался Чичиков у Гоголя. Особенно ценятся у них умершие женщины. Как они говорят, если им не дают в этом мире быть многоженцами, то будут хотя бы в другом", – комментирует эксперт.

Это подтверждает член "Церкви", известный саратовский правозащитник Александр Никитин: "Да, абсолютно так. Об этом говорится в Евангелиях. Мы всего лишь восстановили Церковь в том виде, в котором она была при Иисусе Христе и выполняем те обряды, которые были при Иисусе Христе. Венчаются души, а не тела. Поэтому эти обряды вполне естественны для тех, кто считает, что душа бессмертна. Конечно, если стоять на позиции, что венчаются тела, тогда венчание с телами умерших будет представляться каким-то кощунством".

По мнению Силантьева, то, что в Саратове мормоны сегодня активизировались, довольно странно сейчас, наоборот, наблюдается определенный спад в деятельности сект. "В принципе это интересная попытка захватить опустевший рынок. Но мормоны – не самая опасная секта ввиду их совсем уж глупого и абсурдного вероучения. Они даже не христиане – обычная секта, в которой всего понамешано. С трудом себе представляю разумного человека, который вступит в нее. Я не вижу в них большой опасности", размышляет Силантьев.

Однако многих саратовцев пугают и возмущают те формы, которые приобретает духовная экспансия мормонов, их хозяйская психология и агрессивный маркетинг, подобные избирательным кампании от "двери к двери", уловки с бесплатными курсами иностранного языка, спортивные секции и т.д.

"Все это больше напоминает клуб по интересам. Если в христианстве вообще и в православии в частности идет постоянная духовная работа над собой, то кружок мормонов это такое "христианство-лайт". Облегченная версия, когда человек чего-то духовного хочет, но чтобы это было не больно и не требовало усилий. Что это вообще за уловки? "Вы бесплатно выучите иностранный язык, поедете в Америку, и вообще у нас доброта, доброта". Это тусовка, которая затягивает особенно одиноких, неуверенных в себе людей, тех, у кого в жизни какой-то кризис, – считает прихожанка православной церкви Елена Александрова. – И необязательно это приобретает формы, опасные для физического здоровья и тем более жизни. Я даже вполне допускаю, что люди добровольно и осознанно платят десятую часть от своей зарплаты. Это в большей степени представляет духовную опасность для человека. Например, есть у тебя родные мама и папа. Приходит к тебе тетя и говорит: "Это не твоя родная мама, иди ко мне жить". Ты ей веришь и идешь. И ты можешь жить с ней и не чувствовать никакого вреда, и думать, что это твоя родная мама, но это будет не так. И ты проживешь так всю жизнь. Только в нашем случае речь идет не только о земной, но, что гораздо важнее, о вечной жизни и о том, с кем ты будешь в ней".

 

Вместо послесловия

В 2007 году на 87-й Восточной улице Верхнего Ист-Сайда в Нью-Йорке мормоны купили пятиэтажное здание, общая площадь которого достигает 3600 кв. м – размер далеко не маленького футбольного поля. Этот дом способен вместить около тысячи человек, довольно много даже по меркам Нью-Йорка. Вскоре после его приобретения местный мормонский епископ Джозеф Дженсен с радостью сообщил: после переезда в новое здание секту стали посещать на 25% прихожан больше. Так что строительство зданий для мормонов – это, прежде всего, миссионерский ход. И строят они свои молитвенные дома не для существующих членов "Церкви", а для будущих ее последователей. Как к этому относиться и согласны ли мы на такой расклад – наверное, каждый должен решить для себя сам.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.99 1 2 3 4 5