Токио на Волге
Институт развития Саратовской агломерации замахивается на большие территории
5 марта 2015, 09:00
Сегодня крупнейшая в мире городская агломерация сложилась вокруг Токио – в ней насчитывается 34–35 миллионов жителей. В России официальная статистика по агломерациям не ведется, тем не менее, время от времени на федеральном уровне интерес к этой теме просыпается.
Так, еще в 2007 году в Минрегионразвития РФ зрели планы по созданию в стране 14 крупных мегаполисов. Предполагалось, что помимо "большой Москвы" у нас появятся "большой Ростов", "большой Владивосток" и другие города-монстры, которые могли бы стать центрами притяжения трудовых мигрантов, крупных промышленных компаний и, соответственно, больших денег. По разным причинам этим планам не суждено было осуществиться, хотя интерес к вопросу развития российских агломераций остается.
Сегодня тема вынесена на обсуждение в нашем регионе. На минувшей неделе на заседании Градостроительного совета было анонсировано создание Института развития Саратовской агломерации. Его учредителями выступили Фонд гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова, СГТУ и Торгово-промышленная палата области. Предполагается, что в агломерацию войдут Саратов, Энгельс, Саратовский и Энгельсский районы, и новый институт займется разработкой программы развития этих территорий.
ИА "Взгляд-инфо" отобрало наиболее яркие фрагменты выступлений участников Градостроительного совета.
Яков Стрельцин, председатель правления Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова:
За восемь лет войти в дюжину лучших
– Решение о создании нового института было принято еще осенью. Сейчас идет организационный процесс, документы находятся в Минюсте РФ.
Финансовая и законодательная зависимость от федерального центра сегодня очень сильна, но все-таки те ресурсы, которые есть в Саратовской области, на наш взгляд, полностью не использованы. Четыре года назад, когда делался один из прогнозов развития региона, валовый региональный продукт оценивался в один триллион рублей. Причем две трети этого ВРП делает то, что мы называем Саратовской агломерацией. Саратов, Энгельс и прилегающие к ним районы представляют собой для серьезных инвесторов единую точку приложения финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.
Если называть вещи своими именами, тот кризис, в котором мы сейчас находимся, – это кризис системный. Он не только экономический, но и управленческий. Мы надеемся, что он не продлится более двух с половиной лет, и к моменту выхода из кризиса деньги пойдут в те регионы, где стратегические программы развития будут разработаны максимально подробно. Надо понимать, что для привлечения крупных инвестиций нужно проделать большую работу.
Для сбора данных и проведения анализа у нас будут задействованы профессиональные экономисты, градостроители, архитекторы, социологи. Конечно, мы будем просить поддержки у областной власти, территориальных отделений федеральных структур, муниципалитетов, потому что только подробный анализ даст качественный результат. Если мы в сборе данных где-то ошибемся, то прогноз тоже будет ошибочным, что недопустимо.
Рассчитываем мы и на поддержку общественных институтов, в частности, на Общественную палату. Все остальные, с кем мы вели переговоры, готовы работать за символическую плату. По нашей оценке, на разработку программы развития агломерации за 2,5 года может потребоваться 40 миллионов рублей. Думаю, что большую часть этой суммы вложит бизнес, но надеюсь, региональные и муниципальные власти понимают, что все это делается для развития области, и они в стороне не останутся.
Нужно понять, правильно ли выбраны приоритеты развития региона? Мы постоянно говорим о строительстве, банковской сфере, промышленности, но не надо забывать, что большой потенциал есть и у медицинских и образовательных услуг. Конечно, есть масса проблем с условиями для бизнеса. Чтобы бизнес вкладывал деньги в какие-то проекты, нужны прозрачные условия, нужно снижать налоговую нагрузку – особенно в кризис, чтобы деньги не уходили в другие регионы.
Я не собираюсь сравнивать нас с Европой или Юго-восточной Азией, нас нужно сравнивать с другими регионами. Задача, которую я считаю реальной, – войти в пятерку регионов в ПФО и в дюжину в России. По нашим оценкам, на это потребуется порядка восьми лет.
Владимир Вирич, главный инженер Института развития Саратовской агломерации:
Давайте вспомним планы полувековой давности
– Если сегодня городское население страны составляет 103 миллиона человек (73% от общей численности), то в агломерациях живут 66 миллионов. Это 65% городского населения, или 45% всего населения страны. Большая часть государственного, хозяйственного, интеллектуального, культурного потенциала сосредоточена на территориях агломераций. В России их, по разным оценкам, насчитывается от 45 до 50.
Наша агломерация находится на 11-м месте – уступая Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Самаре и Тольятти, Нижнему Новгороду, Казани, Уфе, Волгограду, Краснодару. По самым крупным оценкам, численность населения Саратовской агломерации составляет 1,2 миллиона человек. Это 45–47% всего населения региона.
Отношения к агломерациям начинает меняться. Крупные города страны ведут или уже завершили разработку стратегии развития своих территорий. Нам тоже пора двигаться в этом направлении. Опыт у саратовских проектных институтов есть, они в течение десятилетий занимались планировкой регионального центра и не только его. Проблемы агломерационного развития начали изучаться еще в 1962 году. Уже тогда утверждалось, что главным притягательным моментом и стержнем нашей агломерации является Волгоградское водохранилище, которое к тому времени приняло свои современные границы.
Полвека назад Саратов рассматривался как гигантский город с огромными перспективами территориального развития именно вдоль Волги. В южном направлении – Трещиха, в северном – Пристанное и Усть-Курдюм. Все они должны были составить городской массив. В тех планах был и мост в Пристанном, построенный сорок лет спустя. Мы не можем и не должны игнорировать этот опыт.
В 1993 году вопрос возник в рамках разработки концепции Генерального плана, которая велась большим количеством институтов. Здесь речь шла о развитии ядра агломерации, Саратова и Энгельса. Объездная дорога, новый мост, направление развития в сторону Дубков, Усть-Курдюма, Пристанного, Татищева – все это обсуждалось больше двадцати лет назад.
Сейчас есть проблема с законодательным определением агломераций. В Советском Союзе они рассматривались как территориальные единицы и при этом серьезные элементы народно-хозяйственного механизма. В России понятие агломерации как-то выпало из проектно-производственной практики и законодательства. Ни в Градостроительном кодексе, ни в законе о стратегическом планировании такого понятия нет.
В то же время закон определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Эти полномочия очень размыты, но они могут служить правовой основой для разработки плана развития агломераций.
Игорь Плеве, ректор СГТУ им. Ю.А. Гагарина:
Необходимо соглашение ученых и власти
– Есть разные подходы к происходящему сейчас и к тому, что мы хотим предложить в перспективе. Сегодня мы исходим из главного – наличия федерального или областного финансирования. Мы полностью зависим от того, кто приходит с денежным мешком и диктует свои условия. Это принципиальное отличие от того, что мы хотим предложить в рамках нового института.
В сотрудничестве ученых и правительства Саратовской области мы должны разработать концептуальную программу развития агломерации, чтобы "подтаскивать" деньги инвесторов под наши предложения. Иначе архитектурная, бытовая и прочие вакханалии будут продолжаться. Мы сейчас зависим от денег, а не от того, чтобы сделать жизнь людей комфортной.
Считаю, что в первую очередь необходимо заключить между региональным правительством, руководством Саратова, Энгельса и нашим институтом соглашение, которое на данном этапе не предусматривало бы никаких обязательств. Деньги для начала работы института можно собрать с заинтересованного бизнеса. Но соглашение необходимо для того, чтобы понять, нужна ли наша работа, чтобы ученые не продолжали работать "в стол".
Сергей Лазарев, директор ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве":
Не надо пытаться охватить необъятное
– Такой институт необходим, но хотелось бы отметить потенциально негативные моменты. Если мы сможем их обойти, это позволит институту функционировать долго, надежно и на благо региона.
По моему мнению, заявленное наименование несколько превышает функции Градостроительного совета. Напомню, что до прошлого года существовало Министерство регионального развития, которое занималось многими направлениями в жизни страны. Из-за этой функциональной размытости оно не могло сконцентрироваться на каждой проблеме в отдельности. В результате на базе этого ведомства было создано Министерство строительства и ЖКХ, многие функции Минрегионразвития были переданы другим министерствам. Поэтому я считаю, что надо не пытаться охватить необъятное, а остановиться на конкретных направлениях, присущих тем, что мы рассматриваем со специалистами на заседаниях Градостроительного совета.
Кроме того, многие функции стратегического развития возложены на органы управления. У нас есть управление архитектуры и градостроительства области, на уровне муниципальных образований существуют соответствующие структуры.
Есть производственная практика. В первую очередь это институт "Саратовгражданпроект", который в свое время и был создан для решения градостроительных и архитектурных задач. Это был прорыв в развитии региона. Мы достигли больших успехов и были отмечены государственными премиями и другими наградами. У нас есть наследие в виде других институтов, хотя оно и пострадало за переходные годы. Есть могучий потенциал в виде, в первую очередь, технического университета, отдельные направления существуют и в СГУ.
Поэтому создаваемый институт должен в первую очередь играть координационную, объединяющую интеллектуальную роль, сплачивать в единый кулак разрозненные сегодня ресурсы. Кроме того, решая глобальные стратегические задачи, будущий институт не должен гнушаться и малых тем. Но для начала нам необходимо определить тактические задачи, потом найти точки роста, а затем создать стратегию развития. Если эту триединую задачу удастся решить, то успех обеспечен.
Лариса Тарасова, доцент кафедры архитектуры СГТУ:
Постсоветские города модернизировать очень сложно
– Подобные институции очень важны в современном мире, это движение в правильном направлении. Сейчас во многих российских городах есть большой интерес к подобной проблематике, поиску новых стратегий развития, но мы должны понимать, что не все так просто.
Постсоветский город – это очень сложный объект для модернизации. Когда мы ссылаемся на города европейские, то там есть опыт эволюционного развития. У нас же города очень быстро росли во второй половине ХХ века, но в них не формировалась городская среда. Было жесткое функциональное зонирование, микрорайонный принцип. Все это сейчас устарело и не отвечает современным представлениям и требованиям к городу.
Я вижу цель института именно в разработке новых стратегий развития города, взаимодействия власти и профессионалов с опорой на активный слой горожан. В постиндустриальном обществе именно образованный человек, представитель "среднего класса" предъявляет особые требования к качеству городской среды. Для него важно, чтобы в ней было комфортно растить детей, отдыхать, работать. Сейчас города конкурируют за людей, которые могут двигать экономику и развитие территорий вперед.
Грандиозные планы агломерационного развития – это замечательно, такая работа должна вестись. Необходимо понять, что в современных условиях монопольное управление таким объектом, как город, становится невозможным. Нельзя рассчитывать только на инициативу властей, все больше появляется инициатив снизу. Поэтому основные тенденции городского менеджмента – это расширение инстанций, участвующих в управлении, и смена иерархической управленческой структуры на партнерскую. Это очень важный момент, и поиск механизмов для максимального использования гражданской активности необходим.
Второй важный элемент – целеполагание. Чего мы хотим достичь? Сегодня наши цели сводятся лишь к конкретным мероприятиям: построить определенное количество квадратных метров жилья, отремонтировать столько-то дорог. Мы постоянно об этом слышим, и при этом не ставится вопрос: а что мы хотим получить в результате?
Мы хотим получить города, напичканные коммерческими центрами, машинами, уродливыми высотками, где нет места человеку, или города для жизни, где есть публичные пространства для обмена идеями, где есть место детям, пожилым, инвалидам, где созданы условия для занятий спортом и творчеством? Конечно, все проголосуют за второй вариант, но на деле мы делаем совершенно другое.
Мы строим микрорайоны на выселках и очень этим гордимся. Но эти микрорайоны морально устарели еще 30 лет назад. Это неполноценные городские образования, спальные районы, где нет достаточного количества мест приложения труда, нет нормальной городской среды с дворами, улицами и общественными пространствами. Это плотно застроенное многоэтажками гетто, где все дворы забиты машинами. Каждое утро тысячи этих автомобилей выезжают и часами двигаются в сторону центра города. Какое поколение вырастет в этой антигуманной среде? У детей, выросших в подобных условиях, не будет навыков городской жизни.
Еще один пример. С одной стороны, мы декларируем необходимость сохранить купеческий образ города, с другой – до последнего времени позволяли без всяких ограничений строить в историческом центре многоэтажки. Хорошо, что сейчас приняли регламенты, которые прекратят подобную практику.
Нельзя не отметить наше отношение к рекреационным зонам. В условиях переуплотненной и загрязненной городской среды потребность в отдыхе на природе становится все более важной. Но в Саратове отдыхать негде. Нет нормальных пляжей, парки и скверы маленькие, а крупные зоны отдыха типа Парка Победы или Кумысной поляны труднодоступны. В выходные и праздничные дни тысячи машин штурмуют пункты, через которые можно попасть в лес. В нашем случае это два лагеря – "Березка" и "Дубки". И вместо того, чтобы обеспечить людям нормальный подход к Кумысной поляне, мы делаем прямо противоположное – сжимаем кольцо вокруг нее. Сначала были коттеджные поселки, сейчас принято решение о застройке многоэтажными домами лагерей "Лесной" и "Звездочка".
Поэтому декларации – это одно, а то, что происходит в жизни, нельзя назвать позитивными примерами. Есть несколько условий, необходимых для эффективного функционирования института. Во-первых, в этом должны быть заинтересованы областные и муниципальные власти. Институту должны быть предоставлены определенные полномочия. Власть должна выразить твердые намерения учитывать и прислушиваться к его наработкам.
Второе условие – опора на имеющийся в городе интеллектуальный и человеческий потенциал, накопленный в различных областях деятельности, а также привлечение признанных специалистов из других городов.
Третье – приоритет исследовательской деятельности над проектной. Нельзя эффективно влиять на изменение какого-то объекта, не зная, как он устроен и что движет его развитием. Надо понять, что за люди живут в городе, как по его территории распределяются различные слои, этнические группы, как формируются потоки транспорта. Без серьезного мониторинга нельзя принимать какие-то решения и выдавать их за стратегию.
Владимир Пожаров, министр экономического развития и инвестиционной политики области:
Мы однозначно "за", но денег пока не будет
– Наше министерство однозначно поддерживает идею развития агломерации. Подобную работу мы вели в 2012 году с российским институтом градостроительного и инвестиционного развития "Гипрогор". Они предлагали схему четырех центров: Саратов плюс близлежащие районы, Энгельс, Балаково и Балашов. Специалисты "Гипрогора", и здесь мы с ними солидарны, говорили, что нет смысла делать мощный центр внутри Саратова, потому, что он "передавит" все остальное и будет, как черная дыра, все в себя втягивать. При этом обнажая с точки зрения развития экономики дальние районы.
Работа по созданию агломераций активно велась в двадцати регионах страны. Это было связано с тем, что с 2014 года через Минрегионразвития РФ должно было быть открыто финансирование по компенсации расходов на создание агломераций. При этом у каждого региона должна была быть разработана стратегия развития. Но очень быстро стало понятно, что ничего в итоге не будет, что нужно идти другим путем, что федеральных денег мы не получим.
Если вы проанализируете работу центров развития агломераций в других регионах, то жизнь теплится максимум в трех из них. Это говорит о том, что нам нужно попытаться сделать так, чтобы наш институт действительно заработал. В то же время необходимо понимать – федеральных денег в ближайшие три года не будет, областных денег не будет, и нужно искать только внебюджетные источники финансирования.
Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:
Надо работать на долгую перспективу
– К сожалению, мы действительно опоздали, и когда многие уже занимаются этим вопросом, мы находимся только на организационном этапе.
Думаю, что создаваемый институт нужно поддерживать. При этом представители бизнеса должны понимать: вложив деньги в этот институт, они не быстро, но получат положительную отдачу. У бизнеса средства есть, но нужно понимать, во что их вкладывать. Эти деньги будут отработаны в виде новых рабочих мест, возможности инвестирования строительства и так далее. Надо работать "в долгую".
Я хотел бы напомнить слова Вячеслава Викторовича Володина, что надо как можно больше передавать управленческие функции некоммерческим организациям. Создаваемый институт может стать примером такой организации. У нас огромный научный и промышленный потенциал. Его необходимо использовать.
Еще я бы предложил подписать какое-то рамочное соглашение между муниципальными властями Саратова и Энгельса. Пусть все остаются на своих местах, но работают на общую идею.
О создании Института развития Саратовской агломерации также шла речь в программе "Есть ответ" на "TVSAR" (проект ИА "Взгляд-инфо). Посмотреть запись передачи можно ЗДЕСЬ.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте