Особенности чиновничьей охоты

Почему озвученные на аукционных торгах миллионы не доходят до областного бюджета?

Материал подготовили Андрей ТРИАДСКИЙ и Рамиль БАХТЕЕВ

7772

15 апреля 2015, 09:00

Охота всегда была одним из любимых развлечений отечественной политической элиты. Ей увлекались и российские императоры, и советские вожди. Нынешнее поколение политиков и связанных с ними бизнесменов – не исключение. Отдых в кругу "своих" часто идет на пользу делу и остается сегодня, пожалуй, одним из немногих способов неформального общения с нужными людьми, пусть даже иногда для кого-то "сафари" заканчивается трагически.

Отдельные чиновники правительства Саратовской области во главе с губернатором Валерием Радаевым и некоторые депутаты регионального парламента воспринимают охоту как положенную по статусу привилегию, признак принадлежности к государственной власти. Свидетельством этого стали ураганный захват и передел угодий, произошедшие в регионе за последние два-три года. Причем в борьбе за охотничьи участки – дабы не допустить передачи собственности в чужие руки – чиновники придумывают самые изощренные способы.

 

В нашей области может разразиться очередной скандал, связанный с проведением торгов на право пользования охотничьими угодьями. На этот раз речь идет об угодье "Бело-Гайское", расположенном на территории Краснопартизанского и Пугачевского районов.
Торги на право пользования данным участком площадью 1600 гектаров прошли 11 сентября 2014 года. На победу в конкурсе, который проводил региональный комитет охотничьего хозяйства и рыболовства, претендовали четыре организации: ООО "Любицкое", ООО "Рента ЛР", ООО "МСК-Инвест" и ИП Язиков. Причем начальная цена контракта, предусматривающего передачу угодья в аренду сроком на 49 лет, составляла всего 4 174 рубля 27 копеек. 
Согласно данным официального сайта, где размещена информация о проведении торгов, аукцион был признан состоявшимся. Его победителем стал житель Пугачева, индивидуальный предприниматель Александр Язиков.

За право пользования угодьем он был готов заплатить 2 100 457 рублей 51 копейку. Победитель подписал итоговый протокол, однако на этом его энтузиазм иссяк.

Подписывать соглашение на право пользования "Бело-Гайским" и платить обещанную на аукционе сумму (больше двух миллионов рублей) он отказался.
Нашему информагентству Александр Язиков признался: "Да, контракт мы не подписали. Это произошло из-за сложного финансового положения, там же все нужно содержать и восстанавливать. Насколько я знаю, ответственности нет, мы потеряли первоначальный взнос. Там мизер какой-то, по-моему, тысяч пять рублей".
С точки зрения законодательства бизнесмен прав – какой-либо прямой ответственности за подобное поведение на торгах действительно нет. Однако в постановлении губернатора от 20.12.2012 "Об утверждении административного регламента исполнения комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений", а именно в п. 3.5.3, сказано: "В случае если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения, комитет вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения такого соглашения, или заключить такое соглашение с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение охотхозяйственного соглашения)"
В переводе на разговорный русский это означает, что комитет имеет право подать в суд на предпринимателя Александра Язикова и потребовать от него выплатить заявленную в ходе торгов сумму. Тем более что согласно ст.24 ГК РФ  индивидуальный предприниматель отвечает  по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

А еще интересно, предлагал ли комитет заключить контракт ООО "Любицкое", занявшему  второе место в торгах? Быть может, финансовое положение этой компании позволит оплатить заявленный ею предпоследний шаг по цене на торгах?
По имеющимся у ИА "Взгляд-инфо" данным, ни того ни другого региональный комитет охотничьего хозяйства и рыболовства до сих пор не сделал. Руководитель ведомства Игорь Потапов ситуацию прокомментировал так: "Будем, конечно, заниматься. Нужно немножко менять законодательство. Будем обращаться в областную думу. Давайте попозже к этому вернемся".

Мы последовали совету чиновника и вернулись к этому вопросу 13 апреля. Господин Потапов ушел от прямого ответа и заявил следующее:

"Предварительно мы подготовили инициативу по увеличению суммы взноса для участия в торгах. Мы направили свои предложения в Саратовскую областную думу для получения заключения, но получили отрицательное заключение. Нам сказали, что это вопрос федерального уровня. Сейчас мы в поиске и изучаем опыт других регионов, чтобы понимать, как бороться с подобными фактами".

Ключевой в ответе Игоря Потапова фразой является "отрицательное заключение областной думы". Дело в том, что деятельный интерес к "Бело-Гайскому" проявлял председатель регионального парламента Владимир Капкаев, который с 1976 по 2002 год работал в Пугачевском районе. Победитель торгов Язиков слывет в Пугачеве "человеком спикера". Отсюда – настойчивые попытки Владимира Васильевича проводить консультации с претендентами на угодья, использование иных методов, емко называемых "административным ресурсом".

Не исключено, что господин Капкаев намеревался получить "Бело-Гайское" в личное управление через своего "доверителя" Язикова. Спикер ведь имеет опыт многоходовых комбинаций: вспомните только банкротство ОАО "Пугачевский мукомольный завод" и увод мельницы купца Савелия Чемодурова (памятник культурного наследия) из областной собственности в руки самарского предпринимателя Гамаля Замальдинова.    

Нежелание чиновников взыскивать средства с недобросовестных победителей аукционов приводит к тому, что областной бюджет лишается так необходимых ему средств, а охотхозяйство не получает хозяина, который занимался бы его сохранением и развитием. 
Аналогичная ситуация сложилась и с известным охотничьим угодьем "Малаховское" (часть заказника "Черные воды"), расположенным в Энгельсском и Марксовском районах. Победитель торгов ООО "Арсенал-Безопасность" (Москва) 30 октября прошлого года предложило за него на аукционе 8 млрд 850 млн рублей (!), однако в итоге так и не подписало контракт.

Похоже, подобный механизм срыва торгов стал в Саратовской области нормой. Поскольку их организатор, комитет охотничьего хозяйства и рыболовства, вновь проявил удивительную лояльность к организации, не пожелавшей исполнять озвученные в ходе торгов намерения. Заявления в суд на ООО "Арсенал-Безопасность" до сих пор не подано. 
Таким образом, можно констатировать, что в Саратовской области при проведении аукционов на право пользования охотничьими угодьями на практике реализуется старый классический принцип "не доставайся же ты никому". 
Если об аукционе никто не знает, близкие к власти люди могут скупить охотничьи угодья за копейки. А если вдруг узнают, задействуются методы, которые использовались при торгах по "Бело-Гайскому" и "Малаховскому" – один из участников аукциона поднимает начальную сумму контракта до заоблачных высот, а потом, зная, что никаких юридических последствий для него не наступит, отказывается платить. 
И все остаются при своем. Кроме нищего областного бюджета. И не хочется в который раз напоминать, что вообще-то спикер Капкаев обязан заботиться о наполнении этого самого бюджета. Но в данном случае выбор между личными и государственными интересами, очевидно, сделан в пользу первых. Увы, подобные примеры нам уже известны, из последних – тихий междусобойчик Николая Семенца и Николая Кузнецова с домами на турбазе СГАУ.

В дальнейшем редакция ИА "Взгляд-инфо" планирует подробно рассказать об участии представителей власти в захватах охотничьих угодий, а также о тех силовиках, кто закрывает глаза на эту незаконную практику или откровенно покровительствует ей.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.32 1 2 3 4 5