Надо сажать!

Можно ли решить проблему падающих деревьев их массовой вырубкой?

Зеленую тему изучала Елена ТАЛПЭУ. Фото Юрия НАБАТОВА

6614

16 апреля 2015, 09:00

"Деревьям место в парках, а не на улицах города", заявили в администрации Саратова после очередного несчастного случая, когда на 13-летнюю девочку упало дерево. Заговорили так не случайно: скрывать проблемы озеленения города уже невозможно. Годами за деревьями отсутствовал должный уход. И это привело к тому, что огромное их количество находится в аварийном состоянии.

Однако вместо комплексного решения проблемы городские власти сейчас активно продвигают идею о том, что деревьям на улицах Саратова не место.

 

Познать древо

Разговор о зеленом будущем и настоящем Саратова, наверное, стоит начать с того, что сегодня ни у кого нет четкого понимания – сколько у нас в городе деревьев, в каком они состоянии, какие из них угрожают жизни, какие нуждаются в обрезке. Учет деревьев просто не ведется уже десятки лет. Правда, в прошлом году была сделана попытка оценить состояние зеленых насаждений хотя бы центральной части Саратова. Исследовался квадрат в границах улиц Соколовая – Радищева – Рабочая – Пугачевская на площади четыре квадратных километра. Для понимания масштабов: это лишь 1% от общей (394 кв. км) площади города.

"В Саратове сотни тысяч деревьев, и, конечно, такую работу за один год не сделаешь. Это задача на несколько лет", – комментирует замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов.

"Эту работу можно сделать за деньги и быстро, – поправляет его некогда общественник, руководитель "Зеленого патруля", а сейчас заведующий сектором по охране окружающей среды администрации города Игорь Шопен. – Относительно быстро. В Самаре в течение четырех лет за аналогичные мероприятия платили по восемь миллионов в год. Естественно, они собрали всю информацию, зафиксировали данные. А у Саратова таких денег нет. Ну нет денег! Поэтому было принято решение в виде эксперимента попробовать собственными силами получить какой-то средней показатель по городу".

Так как в секторе по охране окружающей среды работают всего пять человек, и среди них только один биолог и специалист по деревьям, трудно предсказать, когда их силами можно было бы закончить данный эксперимент. Поэтому к работе привлекли студентов трех университетов – СГАУ, СГУ и СГТУ, предварительно подготовив для них подробную методичку с рекомендациями.

Сбор информации проходил в вегетационный период, когда деревья уже стояли с листьями. Было разработано приложение, по которому породу деревьев можно было определить по фотографии его листа. Помимо этого фиксировался возраст, высота, состояние деревьев, по GPS-навигатору определялось их точное положение на карте. "В методичке ребятам все подробно разложили: куда посмотреть, где и что ковырнуть", – в двух словах описывает технологию Шопен, замечая, что простой человек не всегда может отличить березу от ясеня.

Работа по сбору информации заняла несколько месяцев, с мая по сентябрь прошлого года. С октября по февраль обрабатывали данные. В феврале получили готовый вариант так называемой "Зеленой карты" города и в марте опубликовали ее на сайте администрации города, чем чиновники сейчас несказанно гордятся. По сути, это первая и единственная попытка хоть как-то систематизировать информацию пусть даже о незначительной части деревьев города.

Но даже в рамках этого квадрата исследовались только растения, произрастающие вдоль дорог, их оказалось около шести тысяч. "Если бы мы залезли еще и в придомовые территории, мы бы там "умерли", так как там, по нашим оценкам, растет еще порядка девяти тысяч деревьев", – комментирует заведующий сектором по охране окружающей среды. Парки, аллеи и скверы в расчет тоже не брались.

На основе этих данных "лесники" гипотетически прикинули, что во всем городе, если умножить полученное число на общую площадь Саратова, около двух миллионов деревьев. И это без учета Кумысной поляны. Но абсолютно точно цифры проверить нельзя. Так что неслучайно чиновники часто ими филигранно жонглируют.

Общая картинка, некий срез по городу, судя по исследованному квадрату, такой: у нас произрастает около 35 разных пород деревьев. Основные – ясень, вяз, каштан, береза, катальпа. Одно дерево из ста находится в хорошем состоянии – у него нет сухих веток, оно правильно кронировано. 20% "зеленых пациентов" – частично ослабленные, у них встречаются сухие или поломанные ветки, но кора целая, нет грибов. Большая часть, 60% – ослабленные. 11% – сильно поврежденные, с порывами коры, различными заболеваниями, которые на перспективу должны пойти на снос. И 8% сухостоя. "Вероятность его падения 90 процентов", – комментирует Шопен.

Сведения об этих сухих деревьях переданы в соответствующие службы, и, как уверяет чиновник, те ими займутся. По другим территориям (99% площади города) данных нет.

 

Идите лесом…

Кстати о службах. Сейчас обязанности по уходу и хотя бы номинальному мониторингу за деревьями разделены между несколькими структурами. У нас нет единого центра и, соответственно, тех, у кого можно спросить за все зеленые насаждения в городе.

С февраля этого года районные администрации передали эту заботу МУ "Служба благоустройства города" и МБУ "Дорстрой". Первый обслуживает Волжский, Октябрьский и Заводской районы, второй – Ленинский, Кировский и Фрунзенский. Обе службы подведомственны дорожному комитету при администрации города.

"О количестве переданных нам деревьев я вам ничего сказать не могу.

Я думаю, оно не известно, потому что на балансе стоят не деревья, а площади зеленых зон, расположенные вдоль дорог. Инвентаризацию никто не делал, и четкого понимания состояния зеленых насаждений, конечно, нет. Может быть, нет у города денег, чтобы полностью инвентаризировать имущество. И так еле-еле концы с концами сводим. Есть более насущные проблемы, например, дороги. И то, я думаю, зеленым зонам сейчас больше внимание стало уделяться. Парки делают. Правильно?", – рассуждает заместитель директора муниципального "Дорстроя" Александр Нефедов.

Помимо прочего, деревья находятся на балансе МУП "Саргорсвет", в который влилось убыточное "Садово-парковое хозяйство". А за придомовые территории отвечают УК, ТСЖ и ЖСК.

"Есть разная подведомственная принадлежность деревьев. Есть еще аллеи и часть парков, которые закреплены за районными администрациями. Они проводят конкурс на обслуживание этих зеленых зон. Есть частные владельцы, например Горпарк, который находится в аренде у юридического лица, а деревья в нем наши", – комментирует Федотов.

Стоит ли гадать, на каком месте по приоритетам у "дорожников", "электриков", управляющих компаний и прочих стоит уход и мониторинг за деревьями?

"У нас есть муниципальное задание. Мы производим работы в рамках выделенных комитетом дорожного хозяйства денежных средств. В этом году на все про все мы получили 36 миллионов рублей", – рассказывает Нефедов. По его словам, основная часть средств уйдет на очистку территорий от мусора, покос травы, уборку листвы, посадку цветников и (в небольшом объеме) на обрезку или спил деревьев в рамках аварийных мероприятий.

"На что денег хватит, – продолжает сотрудник "Дорстроя". – Конечно, требуется дефектовка деревьев по всему городу, надо объехать посмотреть деревья, провести их полную инвентаризацию, выявить больные или требующие обрезки деревья. Это многоплановая работа, которой должно заниматься специализированное предприятие".

Экологи с ним полностью согласны.

"У нас большая беда в Саратове заключается в том, что за последние десятилетия никакого ухода за деревьями, в котором они нуждаются, никогда не было. Уход – это опилить все сухие ветки, замазать места спила, посмотреть, что делается с дуплами, и так далее. У Саргорсвета или дорожного комитета функции совсем другие – не уход за деревьями, а обеспечение, например, бесперебойной работы электричества в городе. А деревья у нас доводятся до аварийного состояния", считает известная общественница Ольга Пицунова.

 

В голове моей опилки

"Зеленая карта" выявила еще один неприятный момент. По оценке специалистов сектора по охране окружающей среды, около 60% всех обследованных деревьев достигли возраста более сорока лет. "Их нужно убирать и сажать другие, комментирует Шопен. Я не хочу сказать, что мы сейчас с косой их все ликвидируем, иначе мы получим пустыню. А жители будут говорить: мама дорогая, что же вы наделали? Дерево сразу не вырастает, нужно время. Но по идее, эти деревья нужно убирать".

Пока же было принято решение максимально облегчить эти деревья, поэтому порой мы видим весной голые пеньки, которые к лету обрастают новыми ветками, взамен обрезанных, и образуют зеленые шары. Это называется "посадить дерево на пень". На сегодняшний день горожанам приходится мириться с таким компромиссом между полноценным тополем, ясенем или катальпой и неким подобием куста.

"И все равно мы высаживаем больше, чем сносим, уверяет Шопен. Но вопрос в том, что мы высаживаем былинку, а сносим огромное дерево". По официальной информации, на 2015 год в Саратове планируется произвести озеленение площади в 1126 гектаров, в прошлом году эта цифра была чуть меньше – 1093 гектара.

Должностные лица не скрывают: в течение 25 лет зеленое хозяйство города финансировалось по остаточному принципу. Остались деньги – посадили дерево, не остались – не посадили. "Сейчас ситуация еще хуже, – признается ответственный за сохранность деревьев чиновник. – Мы делаем все возможное и невозможное".

Однако даже те усилия по посадке деревьев, которые прикладываются в последние годы, на деле оказываются ничтожными. Приживаемость саженцев без отлаженной системы полива и ухода – скорее большая удача, нежели закономерность. Потери велики. В 2012 году выжило 36% от общей массы высаженных деревьев, в 2013-м – 76%. По прогнозам, в 2014 году приживаемость составит около 50%.

"Если посмотреть отчеты за все годы, сколько высажено деревьев, то, наверное, сейчас в Саратове ни одного дома не было бы видно, если бы они все прижились", – невесело шутит Пицунова.

"Сажали в прошлом году на Набережной Космонавтов елки. В конечном итоге осенью мы заменили половину посаженного. На открытых площадях саженцы отмирают на глазах, сколько их не отливай", – рассказывает Шопен. Увы, в масштабах проблемы это так же бесполезно, как носить дрова в лес.

"Люди правильно говорят вы вместо одного спиленного дерева посадите десять. Посадить можно, но кто за ними ухаживать будет? У служб есть свой план заданий, а мы им говорим: ходите еще и поливайте. Настолько у нас потребительское отношение, что кто-то должен за тобой вынести мусор, кто-то должен посадить дерево, кто-то должен за ним ухаживать. У меня один вопрос: а ты, житель города, что-то должен или нет? Мы с вами живем в одном городе и плывем в одной лодке. Что, трудно выйти и вылить ведро воды?" – взывает к жителям Шопен.

Возможно, в отсутствие должного финансирования уповать чиновникам на неравнодушных саратовцев – это единственный возможный выход. Но не является ли это попыткой переложить ответственность с собственных плеч на чужие? И не является ли решение о спиле большинства насаждений слишком легким решением проблемы падающих на людей и машины деревьев? Ответ на этот вопрос далеко не однозначный.

 

Железный дровосек

"В прошлом году была обследована часть деревьев в начале улицы Шелковичной. И вынесено решение провести их снос. Задание получила администрация Фрунзенского района. Начали опиловку деревьев. Крику было, скандала: варвары, что вы творите! Вы нам дышать не даете! Шесть деревьев спилили, вместо них посадили 70 небольших катальп. И по просьбе жителей остановились. Они отвоевали деревья. Когда в этом году дерево упало на девочку, ни один защитник не вышел и не сказал: это мы не дали срубить это дерево", – приводит резкий аргумент завсектором по охране окружающей среды.

С другой стороны, порой действительно трудно найти обоснование и целесообразность спила деревьев. Конечно, они защищены законом, в котором прописано, кто и на каких основаниях имеет право стать "палачом". При администрации города есть даже специальная "зеленая комиссия" из восьми человек, которая коллегиальным решением дает или не дает на это добро.

Так, в 2013 году на улицах Саратова не стало 1188 деревьев, а в прошлом уже в два раза больше – 2552. Посажено же в 2014 году 1594 дерева весной и 876 осенью. То есть, по цифрам практически столько же, сколько спилили. А надо бы минимум в два раза больше.

Тему спорного решения о вырубке деревьев на Шелковичной развивает Дмитрий Федотов: "Там нет дренажа, ливневок, а из Октябрьского ущелья идет достаточно большой поток грунтовых вод. Конечно, не самое идеальное место для деревьев. Весь город Саратов в основном озеленялся в шестидесятых – начале семидесятых годов. Сначала с легкой руки Хрущева очень много тополей привезли. И все это сажали, когда строили микрорайоны. Естественно, все эти деревья практически разом выходят из "эксплуатации". Они уже старые".

Но, по мнению эколога Ольги Пицуновой, тенденция на спил старых деревьев, которая декларируется у нас в Саратове, нисколько не оправдана биологически и агрономически. "Нет такого понятия, как старовозрастные деревья, которым апеллируют городские "лесники". Вместо того чтобы заменять старые деревья на новые, у нас по сути дела происходит просто их уничтожение. Денег нет. Я эту песню слышу уже много лет. Почему каждый раз находятся деньги на спил деревьев? Нашлись в 2012 году деньги на работы на улице Первомайской, на Московской. И там были спилены не только старые деревья, а декларация по поводу замены – это подведение обоснования под то, чтобы убрать деревья с улиц", уверена Пицунова.

Кстати, чтобы спилить одно дерево, в среднем нужно 30 тысяч рублей. И Пицунова во многом права: сейчас действительно достаточно активно муссируется тема о том, что деревьям место в парках.

"Людям не нравится, что происходит спил деревьев, которые находятся вдоль улиц. Мы убедились еще раз, что это правильно. Деревья нужно сажать в скверах, парках, небольших зеленых зонах, чтобы за ними было легче ухаживать", считает Шопен.

Тем более что в администрации города уверяют: естественных "воздухоочистителей" у нас хватает. По официальной информации, площадь зеленых насаждений во всем городе составляет 11,261 млн кв.м. Это 13,4 кв. м на человека без учета Кумысной поляны, или 84% от СНиП.

По нормативам, к этому числу можно также приплюсовать еще 5 кв.м от Кумыски.

"Так что, по большому счету, с воздухом все у нас нормально", констатирует Шопен. "Это вранье полное, отвечает ему без обиняков Пицунова. – Пока они не стали приписывать, и пока озвучивались более-менее честные цифры, у нас было 3,5 кв. м на человека без учета Кумысной поляны".

Чиновники приводят другой аргумент: влияние числа деревьев на экологию сильно преувеличено. "На свежий воздух Саратова больше влияют леса Амазонки, чем непосредственно деревья в городе. Движение воздушных масс осуществляется по всей земле, комментирует Федотов. Другое дело, что деревья психологически человеку близки, еще с первобытных времен, просто нравятся нам они. Прежде всего потому, что дают тень. Но для дерева расти на придорожной территории с огромным потоком машин, с выхлопами тоже не очень здорово. Они постепенно становятся сухими и начинают представлять реальную опасность и для машин, и для людей. Человеческая жизнь все-таки ценнее, чем деревья".

Чтобы уж совсем не заканчивать на пессимистической ноте, добавим, что 18 апреля в рамках празднования 70-летия Победы по всему Саратову состоится большая посадка деревьев.

"Такой акции, которая планируется в субботу, я за последние пять-шесть лет не припомню. В один день в рамках проекта главы Саратова Олега Грищенко "Зеленый город" будут высажены больше пяти тысяч саженцев",  – докладывает Шопен.

Остается надеяться, что символические "Рощи памяти", посвященные погибшим в годы Великой Отечественной войны землякам, не станут последними зелеными островками в городе.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.69 1 2 3 4 5