Мастером будешь?

Советские плакаты о трудовых резервах, кроликах и дипломе инженера

Рубрику ведет Валерия КАМИНСКАЯ

6375

26 мая 2015, 09:00

Продолжаем вместе с читателями "Взгляда-инфо" играть в ассоциации. Предыдущие выпуски рубрики были посвящены продовольственной программеантиамериканской пропаганде, борьбе за трезвость, вкусной и полезной еде, дружбе народов, материнству и детству, новогодним праздникам, Дню защитника Отечества, празднику 8 Марта, первоапрельским карикатурам.

В школах начались выпускные экзамены, в вузах и колледжах готовятся к защите дипломов. А дальше что? Куда идти со свидетельством об окончании девяти классов, аттестатом о среднем образовании, дипломом университета или техникума? На кого учиться? Кем работать? Где больше платят? А где интереснее?

Каждый решает эту проблему по-своему. Но все-таки во многих семьях не только прислушиваются к пожеланиям и мечтам 15-17-22-летнего человека, но и учитывают реалии рынка труда. Кто востребованнее: квалифицированный сварщик или юрист после института культуры? Удастся ли государству вернуть престиж профессии инженера? Окружить почетом труд доярки?

Первые "профориентационные" советские плакаты призывали большую крестьянскую страну к индустриализации: "Комсомольцы, к станку!". А чтобы в сложном станке разобраться, нужны знания: "Превратим школы ликбеза в школы подготовки кадров массовой квалификации!". Женщину звали на паровоз, батраков – на трактор, агитаторов – использовать лето для учебы.

Вообще, учеба шла как бы приложением к работе, поэтому в институт предлагалось идти после смены. Да и место в вузе обещали только самым трудолюбивым и умелым.

Будь мастером, будь строителем, будь механизатором, будь угольщиком, будь шофером – призывали плакаты конца 1940-х – начала 1950-х. Страна преодолевала послевоенную разруху, нужны были рабочие руки. Кто из молодых сегодня сможет расшифровать аббревиатуру ФЗО? А ведь школы фабрично-заводского обучения дали путевку в жизнь тысячам подростков, отцы которых не вернулись с войны. Первая ступень профобразования гарантировала форму и койку в общежитии, спасала от голода, давала в руки ремесло. Ремесленные училища, трудовые резервы – все это важные слова послевоенных десятилетий. 17-летний Юрий Гагарин приехал поступать в Саратовский индустриальный техникум уже с дипломом литейщика Люберецкого училища.

В шестидесятые – эпоху космоса, большой химии, ядерной физики, кибернетики – молодежь пошла учиться сложным наукам. И главной агитацией для будущих физиков и геологов стали не плакаты, а киноафиши тех лет: "Девять дней одного года", "Укрощение огня", "Неотправленное письмо".

И вот уже в семидесятые угроза отправиться после восьмого класса в ПТУ стала главной для советских троечников. Престиж рабочих профессий резко упал, родители стали желать своим детям лучшей, чистой жизни. Редко кого можно было соблазнить формой и стипендией профучилища, молодежь все чаще выбирала высшее образование. За него и агитировать не надо было.

А может, все-таки выгоднее кроликов разводить?

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.23 1 2 3 4 5