Первоклассный выбор

В какую школу отдали бы своего ребенка известные саратовцы

Об уроках и переменах думала Елена ТАЛПЭУ

13064

1 сентября 2015, 09:00

Колокольчики праздничных школьных линеек звенят о том, что говорить о выборе уже поздно. Дети пошли в школы, которые выбрали для них взрослые. Но все ли попали туда, куда хотели? Изменились ли для родителей критерии выбора того или иного общеобразовательного учреждения?

Накануне 1 сентября ИА "Взгляд-инфо" задало экспертам учебные вопросы. Действительно ли велик разрыв в уровне подготовки в обычных микрорайонных школах и самых популярных гимназиях и лицеях Саратова? Как связаны "раскрученность" школы и показатели качественного образования? Куда бы сегодня отдали своего ребенка те, кто так или иначе имеет отношение к парте и учебникам?

Один из выводов, к которому пришло большинство наших экспертов: в современных реалиях важнее найти не свою школу, а своего учителя.

 

Марина Епифанова, министр образования Саратовской области:

Разрывов в уровне образования нет

– В Саратове есть образовательные учреждения, реализующие инновационные проекты и программы. Выбор данного учреждения образования обусловлен только индивидуальными способностями к изучению отдельных предметов. Среди таких школ можно назвать Лицей прикладных наук, Лицей математики и информатики, Лицей гуманитарных наук, Восточно-Европейский лицей и ряд других. Общественность ошибочно называет эти школы элитными, что в корне неверно, так как эти школы также осуществляют обучение по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.

Разрывов в уровне образования среди саратовских образовательных учреждений нет. Обучение осуществляется на основании принятых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ и вариативность их содержания, а также возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников.

Если иметь в виду различия в профиле обучения, то одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования. Для 10-11 классов госстандартом определены пять профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный.

Набор в образовательные организации осуществляется в соответствии с территорией проживания ребенка. Это правило регламентировано ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Таким образом, если бы возникла необходимость выбора образовательной организации, то он бы пал на ближайшую школу по месту жительства.

На мой взгляд, основным критерием при выборе школы для большинства родителей является все-таки территориальная закрепленность, шаговая доступность учреждения образования, наличие групп продленного дня или деятельность образовательной организации по модели "Школа полного дня", широкий спектр профильного обучения и дополнительного образования.

 

Валерий Прозоров, завкафедрой общего литературоведения и журналистики ИФиЖ СГУ:

Выбирать надо не школу, а педагога начальных классов

– В какую бы школу, гимназию или лицей вы отправили бы учиться своего ребенка сегодня? И почему? За ответом на этот вопрос я обратился к своей дочери, которая профессионально занимается дошкольным образованием в нашем городе и которая проблему выбора саратовской школы, гимназии или лицея родителями будущих первоклассников знает не понаслышке.

Ее совет вполне определенный: загодя выбирать надо не школу, а педагога начальных классов. Пристрастно расспрашивать родителей, самих ребят, прислушиваться к рекомендациям сведущих людей и так далее. Хороший педагог начальных классов – удивительно редких талантов человек.

Откровенно говоря, разрывы в уровне образования, которые дают саратовские школы, были и будут всегда, и это вполне естественно. Сказывались и сказываются разные стили и опыт руководства, по-разному проявляющиеся директорские амбиции, бесценные учительские индивидуальности. Большой смысл имеют и склонность к непоказной новизне, и степень сопротивления вечной казенщине, и добрые, умело поддерживаемые традиции, и ответственные взаимоотношения в педколлективах.

Конечно, в Саратове есть общеобразовательные учреждения, которые, условно говоря, считаются элитными. Во все времена главное СМИ – молва. Из уст в уста передаются добрые оценки, хорошие аттестации многим замечательным руководителям и педагогам, а благодаря им – и школам в целом. Куда по-прежнему стремятся отдать своих детей родители в Саратове? Назову, исходя из только что обозначенных критериев, Физико-технический лицей, Лицей гуманитарных наук, Гуманитарно-экономический лицей, Свято-Покровскую православную классическую гимназию, гимназии № 2 и № 87, Лицей математики и информатики. Но быстрое перечисление – часто дело ненадежное: что-то очень важное и интересное может быть упущено.

 

Николай Шустер, директор саратовской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей:

Не всегда взрослые делают правильный выбор

– Я бы не стал отправлять сегодня своих детей в гимназии или лицеи, а отдал бы их учиться в обычную общеобразовательную школу. Предлагаемая там программа меня в общем устраивает. Не вижу никаких проблем. У меня сын шесть лет назад, а дочка в прошлом году закончили 93-ю школу. Мы живем буквально в тридцати метрах от нее. Потом дети поступили куда хотели, работают. Важно то, что они в итоге получили от школы, какой багаж знаний.

Конечно, в Саратове далеко не однотонное поле общеобразовательных учреждений. Есть школы сильнее, есть слабее. Очень многое зависит от педагогического коллектива. Я считаю, что главную ответственность за образование ребенка несет педагогический коллектив. Есть государственный заказ, который надо выполнять. Но также учителям важно найти подход и к детям, и к родителям. Создать определенный микроклимат в своем учреждении. Школа и родители должны взаимодействовать друг с другом. Если общий язык есть, будет и ожидаемый результат.

Хоть я и в теме, мне не совсем корректно будет говорить, какие школы посильнее, помощнее, какие послабее. Сейчас родители стали более требовательными при выборе. Если 10-12 лет назад старались отдать ребенка в школу, чтобы за ним был просто присмотр, то сейчас обращают внимание на качество образования. Если школа не справляется, родители вынуждены обращаться к репетиторам, предпринимать еще какие-то шаги. Спрос к общеобразовательным учреждениям стал строже. И современные школы это понимают и сами стараются расти. Те же, кто будет этот вопрос игнорировать, получат в будущем проблемы.

Лидеров всегда немного, в системе образования в том числе. У нас есть, думаю, 12–15 школ, которые высоко котируются не только по области, но и в стране. ФТЛ никогда из этого списка не был исключен. Очень сильное заведение. Сказал бы, что моя школа № 93 тоже хорошая. Конечно, у нее нет тех ресурсов, которые есть у гимназий и лицеев, все-таки они работают по более углубленным программам. Но 93-я – достойная школа. Я считаю, школа № 6 также очень хорошая.

К слову, не всегда взрослые делают правильный выбор. Не всегда большая серьезная нагрузка может решить все вопросы ребенка. Возможно, у ребенка просто не хватит физического запаса, здоровья для того, чтобы работать по углубленной программе. Дети очень разные. Замечательно, когда ребенок может найти свою школу, понимание со стороны учителей, друзей, когда он может организовать свой досуг, именно свою атмосферу. И это задача современного образовательного учреждения – создать все условия для ребенка.

 

Татьяна Загородняя, уполномоченный по правам ребенка:

Все решает человеческий фактор, а не близость школы к дому

– Я сама закончила ФТЛ, муж закончил ФТЛ, дети закончили ФТЛ. Я лучшей школы не представляю. В этой школе совершенно другие подходы к образованию детей. Там людей заставляют раскрепощать ум. Помогают ребенку научиться думать абсолютно самостоятельно, мыслить без рамок. Когда я училась, нас никогда не ругали, если мы рисовали на полях какие-нибудь самолетики или еще что-нибудь. Говорили, что главное – результат.

Думаю, главное мое достижение в жизни – что я достаточно хорошо закончила эту школу. И дети мои там учились.

В ФТЛ у каждого учителя был свой подход, отличный от обычной школы. Конечно, мы там очень много учились, нам задавали огромное количество задач в день. Математика – гимнастика для ума. Если ты натренировал ум и стал мыслить логически, даже если ты женщина, это очень важно. Самое главное, научить ребенка всегда выходить за стандарт, искать решение там, где всем кажется, что его нет. Я ведь сама когда-то преподавала.

Каждый родитель выбирает то, что считает лучшим для детей. Есть учителя – яркие звезды, и кто-то ориентируется на них. Все решает человеческий фактор, а не близость школы к дому.

Я же еще раз могу сказать, что ФТЛ лучшая, а остальные школы – просто остальные школы.

 

Дмитрий Трубецков, заведующий кафедрой электроники факультета нелинейных процессов СГУ, член-корреспондент РАН:

Нужно, чтобы дети еще и думали, а не просто крестики ставили

– Я на эту тему написал на "Взгляде-инфо" довольно большую статью, в которой попытался сделать сравнительный анализ российской и американской систем образования. Мне прислал академик Нигматулин свою книгу, где рассказывает об этом. Он долгое время жил в Штатах, читал лекции.

Если говорить о саратовских школах, то разрыв в качестве образования, конечно, есть. Не надо, наверное, давать какую-то конкретную информацию и говорить, что в этих школах преподают так, а в этих не так. Это ни к чему.

Самое неприятное сегодня во всем нашем образовании – конечно, ЕГЭ. В Лицее прикладных наук, в котором я преподаю, в ФТЛ стараются, чтобы дети еще и думали, а не просто крестики ставили. В них немножко по-другому построено образование. Например, в ЛПН я читаю на протяжении двадцати лет курс "Колебания, волны, синергетика", где пытаюсь предельно развить современную научную картину мира. В других школах этого нет. Этот предмет у нас входит в число основных, он есть в аттестате.

В обычных школах в большинстве случаев все направлено на то, чтобы только сдать ЕГЭ. Конечно, есть разные лицеи, гимназии. Все определяется составом учителей, в какой-то степени наличием связей с вузами. Я могу судить только по нашему лицею. К нам идут отовсюду. В этом году мы впервые набрали седьмой класс, раньше начинали только с восьмого.

Среди хороших лицеев еще можно назвать ЛИЕН, но у него все равно своя ниша. Еще, наверное, лицей технического университета. Здесь тоже своя ниша. Все стараются готовить школьников все-таки под себя.

Как выбрать? Существует же сарафанное радио, какая школа лучше, а какая нет. Может быть, какую-то школу знают ваши знакомые, или 13-ю школу заканчивали ваши бабушки или дедушки – это тоже важно.

 

Ирина Архипова, председатель комитета по образованию администрации Саратова:

Универсально сказать, что эта школа хорошая, а эта чуть хуже, нельзя

– Любой рейтинг имеет оттенок субъективизма. Объективно оценить все критерии нельзя. Мое личное мнение – детей нужно отправлять в школу по месту жительства в своем микрорайоне, чтобы ребенок мог сам дойти до школы и сам вернуться домой. Это развивает самостоятельность, навыки общения с людьми, навыки безопасности жизнедеятельности. Рядом с моим домом находится 51-я школа. Но это не значит, что я ее или какие-то другие школы выделяю. Я намеренно это не делаю.

Нужно идти к тому учителю, который схож темпераментом и характером с ребенком. Важно, чтобы ему нравился учитель чисто внешне, потому что на первом этапе дети оценивают именно это. И чтобы ребенок шел в школу с удовольствием.

А дальше на старших ступенях выбор зависит уже от наклонностей и желаний ребенка. Выбирать надо не по школе, а по профильному классу. Универсально сказать, что эта школа хорошая, а эта чуть хуже, нельзя. Это может не всегда соответствовать запросам и потребностям ребенка в будущем.

Но стоит отметить, что родители действительно сейчас стали больше интересоваться образованием своих детей, вникать в процесс образования – чему учат, как учат и кто учит. Много говорят о рейтингах, различных ТОПах, реагируют на вывески и рекламные акции. Не всегда оценки родителей являются правильными. Они не могут профессионально оценить. Хотя у нас, конечно, все знают – как лечить и как учить.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.38 1 2 3 4 5