Поехали на повышение

Почему трамваям и автобусам опять не хватает наших денег

Выяснял Юрий САВЕЛЬЕВ. Фото из архива Германа Рассветова

10486

30 сентября 2015, 09:00

В Саратове вновь может подорожать общественный транспорт.

Вероятное повышение цен на проезд активно обсуждается в региональном правительстве. При этом цифры называются разные с учетом и интересов транспортных компаний, и возможностей населения. Это, к слову, касается и обслуживания льготных категорий граждан.

Так какие же цены на билетик ждут жителей области? И каким образом подобные вопросы решаются в других регионах? Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" решил еще раз проехаться по актуальной для большинства саратовцев теме. 

 

Объективные факторы

О том, что повышение обязательно произойдет до 2016 года, министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков на всякий случай предупредил еще в конце мая.

"Транспортные компании высказываются о том, что работают без прибыли, а это не дает развиваться и обновлять подвижной состав", объяснил глава ведомства, резонно добавив, что все же не стоит слишком резко поднимать цены, неплохо бы соблюсти баланс между интересами перевозчика и потребителей.

"Повышение на два-три рубля ситуацию не изменит, проезд в автобусе должен стоить минимум 20 рублей, в маршрутном такси – 22-23 рубля. Кто-то думает, что мы денежными мешками ворочаем. Ну, пусть попробует поворочать. Учитывая, что компенсация за бесплатный проезд льготников выплачивается перевозчикам по расценкам 2003 года, когда билет стоил пять рублей. Нам бы просто выжить! Грядет зима, а это аккумуляторы, новая резина".

"Мы пришли к выводу о повышении стоимости проезда в больших автобусах до 18 рублей, а в малых – до 19 рублей", сообщил Чуриков.

Назревшую неизбежность удорожания билетов озвучила и председатель комитета государственного регулирования тарифов области Лариса Новикова: "Объективные факторы для роста тарифов на проезд существуют – это и инфляция, и рост стоимости запасных частей, и стоимость энергии". Далее, естественно, следует оговорка: "Наша позиция одна – услуга должна быть доступна".

Однако, учитывая проблемы, накопившиеся в транспортной отрасли региона, мало кто всерьез полагает, что компромисс будет найден легко и что "нерезкая" мера, предлагаемая минтрансом, поможет быстро и эффективно исправить положение вещей. Дискуссии продолжаются. Главными оппонентами неторопливого удорожания выступают, понятное дело, сами перевозчики.

"Повышение на два-три рубля ситуацию не изменит, уверен Андрей Беликов, гендиректор "ОАО Автокомбинат-2", депутат областной думы. – По моим расчетам, проезд в автобусе должен стоить минимум 20 рублей, в маршрутном такси – 22-23 рубля. Нельзя за счет одной отрасли содержать все население. Кто-то думает, что мы денежными мешками ворочаем. Ну, пусть попробует поворочать. Учитывая, что компенсация за бесплатный проезд льготников выплачивается перевозчикам по расценкам 2003 года, когда билет стоил пять рублей. Нам бы просто выжить! Грядет зима, а это аккумуляторы, новая резина. Большинство страховых компаний отказываются страховать автобусы".

Коллега Беликова генеральный директор ОАО "Межгородтранс" Михаил Любарский настаивает на том, что повышение цен на проезд в общественном транспорте должно происходить ежегодно.

"Парк автобусов очень изношен, аргументирует он. Средний возраст автобуса большой вместимости в Саратове – 25 лет. Существующий тариф не позволяет приобретать новые автобусы, стоимость которых от 6 до 8,5 миллиона рублей".

 

Долг – 240 миллионов

В мэрии Саратова и городской думе тоже поддерживают идею повышения цен на проезд, хотя и не называют конкретных цифр.

Перевозчики, которые работают в районах Саратовской области, выступая на заседании Общественной палаты, предложили вообще не повышать стоимость проезда в общественном транспорте. Но при этом правительство должно полностью компенсировать перевозку льготников. В Саратовской области, по данным выступавших, региональный минтранс не расплатился с ними еще за 2013–2014 годы. Задолженность составляет 240 миллионов рублей.

"По нашим подсчетам, стоимость нужно поднимать от 24 до 30 рублей в зависимости от маршрута, – заявила представитель комитета дорожного хозяйства администрации Саратова Галина Петрова. – Но если мы сейчас даже на три рубля поднимем, уже будет определенный толк. В то же время это не сильно скажется на экономике отдельной семьи. Да, все проблемы перевозчиков такое повышение не решит, но хотя бы часть из них закроет. Например, связанных с безопасностью перевозок".

Зампред постоянной комиссии по транспорту Саратовской гордумы Андрей Иващенко предлагает дифференцированный подход.

"Конечно, издержки саратовских автотранспортных предприятий выросли, – признает он. – Запчасти приобретаются на валюту, а доллар и евро растут. Бензин тоже дорожает. Так что объективные причины для повышения тарифов, конечно, есть. Вопрос лишь в том, чтобы общественный транспорт оставался доступным. Поэтому предлагаю повышать тарифы избранно – только на плохо заполняемых маршрутах, где есть угроза потери транспортного сообщения. А там, где нормальный пассажирский поток, оставить цены без изменений. Например, в 90-м или 6-м автобусах повышение явно не требуется, это прибыльные направления".

В свою очередь перевозчики, которые работают в районах Саратовской области, выступая на заседании комиссии по общественному контролю в системе ЖКХ региональной Общественной палаты, предложили вообще не повышать стоимость проезда в общественном транспорте. Но при этом, считают они, правительство должно полностью компенсировать перевозку льготников.

В качестве примера транспортники привели Кировскую область, где правительство выплачивает компенсацию на все 100 процентов, и проблем у перевозчиков нет. В Саратовской области, по данным выступавших, региональный минтранс не расплатился с ними еще за 2013–2014 годы. Задолженность составляет 240 миллионов рублей.

 

Расценки соседей

Тем временем в общественном транспорте Самары проезд подорожал с 1 июня. Теперь цена билета за наличный расчет составляет 23 рубля – в любом виде транспорта. Проезд по давно уже распространенной в городе транспортной карте обходится дешевле – в 21 рубль. Стоимость поездки по карте школьника составляет 11 рублей.

Трамвай, троллейбус и метро в Нижнем Новгороде стоят 20 рублей, социальный проездной билет – 625 рублей в месяц на 39 поездок. В Пензе с 1 июня стоимость проезда в автобусах большой вместимости и троллейбусах составляет 20 рублей, в маршрутных такси – 22 рубля. В Уфе билет на трамвай и троллейбус стоит 15 рублей, муниципальный автобус – 18 рублей, маршрутные такси частных перевозчиков – 20 рублей.

В Ульяновске с октября тоже вводится безналичный расчет – с помощью электронных карт для пассажиров всех категорий, в том числе школьников и студентов. Цена одной поездки в маршрутных микроавтобусах с 16 рублей увеличится до 18.

Депутаты городской думы Волгограда приняли решение о повышении цен на проезд до 15 рублей за поездку в трамвае и троллейбусе, до 20 рублей в скоростном трамвае, до 15 рублей в муниципальном автобусе и до 20 рублей в автобусных маршрутах протяженностью свыше 30 километров.

А вот в общественном транспорте Нижнего Новгорода повышения стоимости проезда в 2015 году не будет. Электронные билеты с 25 марта там стали многоразовыми – их можно пополнять в газетных киосках или через терминалы Сбербанка. Трамвай, троллейбус и метро в Нижнем стоят 20 рублей, социальный проездной билет – 625 рублей в месяц на 39 поездок. 

Одной из самых низких является стоимость проезда в Саранске. С июля 2015 года она повысилась на рубль. Теперь цена на поездку в автобусе и троллейбусе с общим режимом движения составляет 14 рублей, в автобусе с полуэкспрессным режимом движения – 15 рублей.

В Пензе с 1 июня стоимость проезда в автобусах большой вместимости и троллейбусах составляет 20 рублей, в маршрутных такси – 22 рубля.

В Уфе билет на трамвай и троллейбус стоит 15 рублей, муниципальный автобус – 18 рублей, маршрутные такси частных перевозчиков – 20 рублей, при этом после восьми вечера размер тарифа в маршрутках выше на 5 рублей, но и курсируют они до двух часов ночи.

 

Не в тарифах счастье

Таким образом, можно заметить, что в каждом регионе наблюдается своя ценовая политика по отношению к пассажирским перевозкам. С другой стороны, трудно не согласиться с депутатом Иващенко, который замечает, что только повышением тарифов проблема не решается.

"От области и муниципалитетов должна быть и другая помощьДолжны работать программы по развитию транспортной отрасли, а у нас этого нет. Вот Федотов все собирался "Сарэлектротранс" развивать, скоростные трамваи обещал запустить. И что в итоге? Ни трамваев на улицах, ни Федотова в администрации".

Тут можно привести в пример ту же Самару, где в последние годы транспортные предприятия инвестировали в обновление подвижного состава серьезные средства. На развитие транспортной инфраструктуры выделяются деньги из бюджетов всех уровней: муниципального, областного, федерального. На ряде городских маршрутов удалось полностью заменить состав, внедрить электронную систему оплаты проезда и льготы для граждан. Например, в этом году закуплено два десятка новых троллейбусов, поступила партия из 82 автобусов на природном топливе.

В Нижнем Новгороде к теме возможного изменения стоимости проезда планируется вернуться после окончании осуществляемой сейчас разработки комплексной транспортной схемы города.

Вспомним еще раз и Кировскую область, где нет проблем с компенсацией перевозчикам за льготников.

"От области и муниципалитетов должна быть и другая помощь, – говорит Иващенко. – Должны работать программы по развитию транспортной отрасли, а у нас этого нет. Вот Федотов (бывший замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов.Ред.) все собирался "Сарэлектротранс" развивать, скоростные трамваи обещал запустить. И что в итоге? Ни трамваев на улицах, ни Федотова в администрации".

 

Ограниченная льгота

На днях Саратовская областная дума утвердила с января 2016 года новые правила проезда для льготных категорий граждан. Речь идет о едином проездном билете на 50 поездок во всех видах общественного транспорта. На руки льготники будут получать некий документ с отрывными корешками, на каждый из которых нанесен индивидуальный штрих-код.

По словам замминистра соцразвития Нины Рябиной, новый механизм позволит обеспечить эффективный и прозрачный расчет возмещения перевозчикам выпадающих доходов, а число поездок рекомендовано федеральным органом госстатистики.

На руки льготники будут получать некий документ с отрывными корешками, на каждый из которых нанесен индивидуальный штрих-код.  "При глубоком анализе выяснилось, что владельцы льготных проездных совершают не более 50 поездок в месяц. Поэтому проезд сверх установленного лимита льготник будет оплачивать из своего кармана", – объявила замминистра. Пока нововведение не вызвало особой реакции в обществе. Видимо, она появится после того, как оно начнет действовать.

"При глубоком анализе выяснилось, что владельцы льготных проездных совершают не более 50 поездок в месяц. Поэтому проезд сверх установленного лимита льготник будет оплачивать из своего кармана", – объявила замминистра.

По словам чиновницы, в основном изучалась практика регионов ПФО: в одних субъектах используется социальный проездной билет с ограниченным количеством поездок, в других – пластиковые карты, в третьих социального проездного нет, но льготники получают высокие выплаты.

Пока нововведение не вызвало особой реакции в обществе. Видимо, она появится после того, как оно начнет действовать. Сегодня звучат лишь нейтральные оценки.

"Что касается единого проездного, то, по крайней мере, я вижу попытку навести в этом вопросе порядок, – замечает Андрей Беликов. – Ведь льготными билетами сейчас нередко пользуются другие люди, не имеющих на них права, много поддельных, сделанных на ксероксах. Понятно, что сам талон должен быть лучше защищен".

Однако и оппоненты в интернете уже появились. И их аргументы не безосновательны.

"Вот и раздайте эти лимитированные проездные тем льготникам, кто мало ездит потому, что живет в центре города рядом со всеми необходимыми социальными, медицинскими и пенсионными организациями, – пишет один из пользователей Сети. – Почему из-за них должны нести неподъемные расходы те льготники, кто совершает поездки с двумя-тремя пересадками только в одну сторону?".

Видимо, в правильном расчете и состоит квалификация местных чиновников, депутатов, экономистов. Москва, судя по всему, тут не поможет, придется думать своей головой.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.96 1 2 3 4 5