Алексей Щербаков: "У Валерия Радаева больше связей в Москве, чем у Павла Ипатова"
ПАО "Саратовэнерго" намерено добиться возбуждения уголовных дел
17 августа 2016, 13:24
ПАО "Саратовэнерго" намерено добиться возбуждения уголовных дел в отношении руководителей ГУПов и МУПов, которые задолжали энергетикам.
Об этом в интервью ИА "Взгляд-инфо" сообщил генеральный директор компании Алексей Щербаков.
В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о работе с должниками и поделился мнением относительно структуры государственного долга, поиска резервов пополнения бюджета региона и повышения налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости (ставка Капкаева). Также речь зашла о дискуссии с ПАО "МРСК Волги" относительно зон ответственности.
- Алексей Анатольевич, расскажите о текущем состоянии предприятии и работе с основными должниками?
- Если говорить о текущем состоянии дел на предприятии, то могу сказать, что все договоренности, достигнутые с районными администрациями относительно погашения долгов, по большей части проигнорированы. В результате неплатежей, без авансов, я подчеркиваю, мы оказались должны сетевой компании ПАО "МРСК Волги" 217 млн рублей.
Все это может привести к срыву ремонтных работ, последствия могут быть очень нехорошие. Мы в ближайшее время начнем (а по целому ряду позиций уже начали) работы по отключению объектов независимо от их назначения.
Что касается категорий должников, которые занимаются снабжением населения водой и теплом, то по воде мы сейчас ждем вступления в полной мере ФЗ №307. Согласно документу, у нас будет право наказывать директоров вплоть до дисквалификации руководителей данных предприятий. Я думаю, что где-то в середине октября этот нормативный акт заработает с учетом принятия подзаконных актов. После этого мы сразу начнем его применять.
В текущей ситуации мы занимается процедурой банкротства. Подаем на банкротство на Аркадакский водоканал, Краснокутский водоканал, ГУП "Облводресурс", Энгельсский водоканал, "Покровсктепло".
В ходе этих процедур будем стараться возбудить уголовные дела на директоров за преднамеренное доведение до банкротства. Указанные руководители, имея перед собой долги бюджета, не обращаются в суд. По-человечески их можно понять - потому что подавать в суд надо на учредителя, а они предпочитают не платить нам. Вся наша деятельность будет строиться на персональной ответственности.
Что касается тепла, то здесь законодательство позволяет нам расторгать договоры. Сразу всех предупреждаю: без оплаты долгов новые договоры заключаться не будут. Никаких графиков погашения мы принимать не будем, потому что ни один график на моей памяти не соблюдался. Хотите получать тепло – оплатите долги. Никаких разговоров не будет!
Попытки показать фокус, как это делали в Балашове – объявляли режим чрезвычайной ситуации и самовольно включали – встретят жесткую реакцию от нас и, я думаю, от "Газпрома". Будем обращаться в МЧС России, в Москву. Мы продолжаем работу по отключениям абонентов. В этом году мы планируем отключить в два раза больше абонентов, чем в прошлом. То есть отключать за неплатежи будем примерно восемь тысяч абонентов. Мы постараемся достучаться до каждого должника. Мы активно ведем судебную работу и надеемся в 2016 году довести до 10 тысяч исков.
Мы не сидим на месте. Используем все законные методы. Надо отметить, что балашовская и аркадакская схемы, когда имущество выводится из предприятий, а долги остаются нам, – процветают. Мы надеемся добиться уголовных дел по Балашову и Аркадаку. В Балашове этим занимаются частные лица, в Аркадаке – должностные.
Предупреждаю всех, что мы будем добиваться полноценной реакции силовиков, если надо, дойдем до Генеральной прокуратуры. Такой фокус, как с Волжским отделом полиции, который отказал нам в возбуждении уголовного дела только потому, что не смогли допросить директора "Облкоммунэнерго" (дела давно минувших лет), не пройдет. Там уголовный привкус был налицо, но нам отказали.
- На страницах средств массовой информации развернулась дискуссия между энергетиками ПАО "МРСК Волги" и ПАО "Саратовэнерго" относительно зоны ответственности в части взыскания долгов. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Пока я был в отпуске, мои коллеги опубликовали некорректный ответ на письмо "МРСК Волги". Я полностью поддерживаю коллег из МРСК, которые не должны заниматься взысканием долгов. Собирать деньги – наша задача. Я эту позицию до своих коллег довел. "МРСК Волги" занимается ремонтом сетей, а деньги собирать – наша задача. Никто ничего плохого не имел в виду. Подчеркну, законодательство у нас, мягко говоря, неоднозначное.
До сих пор нет статьи в Уголовном кодексе РФ о воровстве электроэнергии. Если ты украл, условно, у бабушки десять рублей – тебя посадят, а если ты украл через ОДН 600 рублей у той же бабушки – тебе в лучшем случае влепят штраф. Законодательство в пользу должников.
Что касается населения, у нас один из лучших результатов по сборам по всей стране, но как только касается бюджета – мы на последнем месте. Это все нивелируется и не дает нам жить. Еще раз повторю, ПАО "МРСК Волги" не может и не должно заниматься должниками.
Мы от всего коллектива приносим глубочайшие извинения ПАО "МРСК Волги". Мы делаем все, что только можем, но целый ряд вопросов находится за гранью наших возможностей. Свои расходы мы сжали, как могли – дальше некуда.
Энергетика – очень сложная сфера, которая требует постоянных серьезных капитальных вложений. Мало "Саяно-Шушенской ГЭС"? Вы хотите, чтобы рвануло в Балакове? Невозможно без денег содержать такую отрасль! В прошлом году нам не доплатили почти 600 млн рублей, из которых 220 млн – МУПП "Саратовводоканал". Хочу обратить внимание, что с приходом нового руководства предприятие начало погашать долги.
- Прокомментируйте, пожалуйста, информацию о структуре государственного долга Саратовской области.
- Я не буду касаться истории возникновения долгов Саратовской области, я уже много раз это объяснял. Я был один из немногих, кто категорически противодействовал наращиванию долговой нагрузки. Отдельные депутаты предлагали обратиться к тогдашнему губернатору, чтобы снять меня со всех постов. Большинство их не поддержало.
Сейчас, на мой взгляд, действия губернатора Валерия Радаева по сокращению коммерческой части госдолга однозначно правильные. У него гораздо больше связей в Москве, чем у Павла Ипатова. То, что он сейчас делает, – правильно и хорошо.
Есть еще один момент: сейчас для бюджетных организаций пени и штрафы за просрочку платежей за энергоресурсы достигают 30 процентов годовых! Это в три-четыре раза выше ставки по коммерческим кредитам. Вот резерв. Здесь очень большой резерв для экономии бюджетных расходов. Сейчас, к сожалению, это стало актуально даже для федеральных ведомств.
Я хотел бы, чтобы наш финансово-экономический блок правительства обратил на это внимание. Я уже сказал, что мы активно банкротим МУПы и ГУПы. Гораздо выгоднее платить вовремя. Спор о том, делает ли Радаев правильно или нет, – идиотский. Он делает правильно. Не он эти долги придумал. При министре финансов Алексее Кудрине профицит федерального бюджета был сопоставим с дефицитом региональных бюджетов. Эта информация к размышлению – откуда у нас долги.
- Сейчас разгорелась бурная дискуссия по так называемой "ставке Капкаева", т.е. о росте налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Что вы думаете по этому поводу?
- Начнем с того, что данная ставка на "Саратовэнерго" не отразится. С экономической точки зрения, повышение ставки необходимо. Я считаю, что были допущены погрешности при вынесении правительством области вопроса на рассмотрение в Саратовскую областную думу. Не была в достаточной мере проведена разъяснительная работа с бизнесом, что отметил губернатор на заседании правительства.
Прежде чем вводить налог, надо провести реальную оценку стоимости имущества и применять снижающий коэффициент, с учетом кризисных явлений предоставлять налоговые каникулы, если ведется ремонт помещения или оно вовсе не сдается. Я за то, чтобы ставку увеличить, но при этом надо провести целый ряд мероприятий, чтобы эта ставка не задушила остатки бизнеса. Что касается налога на имущество, я бы тоже его повысил, но повышение надо корректировать.
- Получается, повышать налог надо, но нельзя?
- Думаю, что действительно надо искать дополнительные доходы бюджета. Это, во-первых, выравнивание бюджетной обеспеченности. Этим активно занимается губернатор Валерий Радаев. Мы в расчете бюджетной обеспеченности на одного человека далеко не в середине списка регионов. Такая же ситуация на уровне районов области. Если сравнить Энгельс и Алгай, то разница не в пользу Энгельса. Эти вещи надо делать и надо начинать с себя.
Второй момент – налог на игорный бизнес. В те времена, когда я был в правительстве, по налогу на игорный бизнес в бюджет области поступало 800 миллионов рублей. Что, сейчас играть перестали? Типичное повторение бутлегерства времен сухого закона в США. Зачем наступать на те же грабли?! Надо признать ошибочность запрета игорного бизнеса и получать эти деньги в бюджет – фактически, легализовать игорный бизнес.
Было принято также постановление об отмене числа энергочасов по мощности, что не привело к снижению цен на электричество, но вытащило из областного бюджета 400 миллионов рублей только за счет "Саратовэнерго". Это же ненормально!
Надо сокращать собственные расходы. Попытки сокращать аппарат не могут быть эффективными – это глупость. Если на водке пропили, на спичках не сэкономишь. Я просто поражаюсь, когда министр социального развития выступает и говорит, что у нее клиентов 700 тысяч человек. У каждого есть родственники – умножаем на три. Помогать надо тем, кто в помощи нуждается: одинокие пенсионеры, инвалиды и так далее.
У нас 90 процентов детей, которые содержатся в интернатах, имеют родителей. Детей надо содержать в любом случае, они должны быть защищены. Разговор о том, чтобы родители платили за их содержание. Объясните мне: почему я должен взять у своего ребенка деньги и заплатить за алкаша? При этом еще раз подчеркну, ребенок не должен страдать. Он не отвечает за своего родителя. Но государство должно и просто обязано заставить родителя нести финансовую ответственность за свои действия.
Государство перегрело социальную защиту. Не может быть, чтобы в регионе с населением в два с половиной миллиона человек было 600-700 тысяч людей с ограниченными возможностями. Не должен здоровый молодой мужик с руками и ногами получать пособие по безработице, когда в области имеется 20 тысяч вакансий.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте