Полеты во сне и наяву
Ежегодные отчеты ОАО "Саратовские авиалинии" как пример "улучшенной" реальности
19 июня 2017, 08:00
Статус открытого акционерного общества (ОАО) обязывает компанию "Саратовские авиалинии" публиковать ежегодные отчеты о своей деятельности. Если с ними будет знакомиться человек, не имевший доступа к новостям в последние годы, у него может сложиться впечатление процветания и эффективности этого предприятия. Но для многих, кто сам пользуется услугами саратовского перевозчика или просто внимательно наблюдает за повесткой местных информационных агентств, отчеты компании могут стать чем-то вроде "альтернативной версии реальности". Ведь некоторые важные события из жизни компании по необъяснимой причине в эти отчеты не попадают.
В отчете по итогам 2016 года указано, что парк компании насчитывал 11 воздушных судов, имеющих сертификат летной годности: два лайнера бразильского производства Embraer-190, пять отечественных самолетов Як-42 и четыре украинских ближнемагистральных узкофюзеляжных самолета Ан-148-100В.
В 2015-м году, как свидетельствует соответствующий отчет, у компании были два бразильских лайнера и восемь Як-42. Таким образом, в течение всего одного года перевозчик вывел из своего парка сразу три самолёта Як-42.
Вряд ли любое транспортное предприятие, особенно в нашей стране, по доброй воле расстанется хоть с одной своей рабочей "лошадью", если она работоспособна, соответствует нормам и правилам и не представляет угрозы безопасности для потребителя и персонала. Вопрос о том, насколько уверенным или неуверенным в работоспособности выведенных из парка самолетов было руководство в последние несколько лет, когда эти лайнеры выходили в рейсы, пусть останется на совести владельцев и менеджмента "Саратовских авиалиний". Но факт вывода из эксплуатации сразу трех "Яков" так или иначе заставляет предположить, что опасения и тревоги многих пассажиров по поводу безопасности полетов на советских машинах в последние годы были не беспочвенными.
Самолеты Ан-148 предприятие взяло в субаренду у АО "Авиакомпания "Россия". Собственником их является другая структура - ОАО "Ильюшин Финанс Ко.". Машины, которые теперь находятся в парке саратовского перевозчика, произведены Воронежским акционерным самолетостроительным обществом.
Появление этих судов в Саратове было отмечено компанией с таким невероятным торжеством, что многие жители области испытали некоторое недоумение. Размах презентации (специально украшенный ангар, куча гостей, оркестр, песни-пляски и медиа-поддержка мероприятия, в т.ч. усилиями блогеров) был таков, будто компания купила за свои деньги совершенно новые огромные передовые лайнеры для трансатлантических перелетов в самой навороченной, как говорят в таких случаях, комплектации. По факту же парк пополнился воздушными судами 2010 года выпуска с дальностью полёта до 3500 км, вмещающих до 85 пассажиров.
В конце марта 2017 года гендиректор "Саратовских авиалиний" Алексей Вахромеев в беседе с корреспондентом сайта ATO.ru заявил следующее: "Я думаю, что дать экономическую оценку этому проекту можно будет только через год. Наша работа носит сезонный характер, поэтому оценить Ан-148 по эксплуатации в зимний сезон очень сложно. Когда начнутся массовые летние перевозки пассажиров, можно будет понять, оправдались ли наши надежды".
Впрочем, размах празднования по случаю пополнения парка - выбор компании. Тут, что называется, "хозяин - барин". Уместным представляется другой вопрос: а если бы не внимание СМИ к многочисленным инцидентам с самолетами Як-42 (и не только) саратовского перевозчика, то компания до сих пор так и пользовалась бы главным образом этими воздушными судами?
Экономика без чудес
В условиях экономического кризиса "Саратовские авиалинии" подтвердили, что чудес не бывает. Количество перевезенных пассажиров упало с 525,6 тысяч человек в 2015-м году до 504,1 тысячи в 2016-м. Процент занятости кресел снизился с 88,7% в позапрошлом году до 81,7% в прошлом. Уменьшилось как число выполненных регулярных рейсов (с 2293 в 2015-м до 2243-х в 2016-м), так и чартерных (775 рейсов против 764-х соответственно).
Кстати, в отчете за 2016 год установить, что некоторые важные показатели имеют отрицательную динамику довольно затруднительно. Яркие картинки и позитивная динамика по ряду направлений способны затуманить восприятие читателя и создать у него иллюзию, что на фоне кризиса "Саратовские авиалинии" развиваются чуть ли не активнее всех в стране. Но к приведенным выше показателям спада еще необходимо добавить настоящий обвал перевозок на международных авиалиниях. Там снижение составляет десятки процентов. Причин этого мы подробно коснемся ниже.
Количество рейсов, выполненных из Саратова, снизилось более чем на четверть (!): с 2468 в 2015-м году до 1768 в 2016-м. Доля рейсов из областного центра для компании в 2015 году составляла 80 процентов, в 2016-м - 59 процентов.
Количество обслуженных в 2016-м воздушных судов (3 258) на 8% ниже уровня 2015 года. При этом в структуре увеличилась доля стороннего парка воздушных судов при снижении доли собственного.
К факторам риска и роста издержек для саратовского перевозчика, как и многих других, относятся все проблемы рубля, поскольку многие расходы на бразильские лайнеры ему так или иначе необходимо оплачивать в иностранной валюте.
Что касается новых самолетов Ан-148, то специалистами это судно характеризуется как надёжный, удобный и малошумный лайнер. Проблемой может стать то, что владелец воронежского предприятия ранее заявлял о намерении прекратить производство этих самолетов с 1 января 2018 года. Самолет выпускают в соседнем регионе по лицензии разработчика - украинского госпредприятия "Антонов". Если план "консервации" проекта в Воронеже будет осуществлен, то это может превратить самолёт в лайнер исключительно украинского производства. Со всеми вытекающими отсюда актуальными геополитическими проблемами и последствиями для владельцев этих самолетов.
Планов громадье
5 июня 2017 года были задержаны сразу шесть (!) рейсов "Саратовских авиалиний". Причиной глобального сбоя авиасообщения между Москвой и Саратовом стали технические проблемы авиакомпании, что "Взгляду-инфо" подтвердили в ОАО.
Сотни пассажиров весь день 5 июня дожидались вылетов из аэропортов Саратова и "Домодедово". Среди них стремительно распространялись сведения о том, что сразу несколько воздушных судов "Саратовских авиалиний" вышли из строя, что привело к радикальным изменениям расписания полетов.
Возможно, заслуживает внимания тот факт, что задержки рейсов совпали с началом нового летнего туристического сезона.
Два самолета бразильского производителя Embraer появились в парке "Саратовских авиалиний" в конце 2013 года. С тех пор перевозчик активно продвигает факт их наличия в рекламе своих авиа-маршрутов. Да и сами самолеты компания эксплуатирует чрезвычайно интенсивно и гордится этим. "В опубликованном ежемесячном отчете производителя самолетов Embraer за июнь 2016 года ОАО "Саратовские авиалинии" вновь вошло в пятерку мировых лидеров по среднесуточному налету на один самолет среди 36 активных операторов семейства Embraer-190, эксплуатирующих 536 самолетов. Сравнение производится по показателю среднесуточного налета на одно воздушное судно", говорится в отчете за 2016 год.
Задержки рейсов - обычное явление для всей мировой авиаотрасли. Вопрос в том, что если ключевые для компании воздушные суда завязаны на перелеты как внутри страны, так и вне ее, с огромной географией полетов в течение суток, то любой каприз погоды, вызвавший одну задержку в конкретном аэропорту, делает цепочку следующих задержек по всему расписанию совершенно неизбежной.
В одной из новостей на сайте ATO.ru представитель "Саратовских авиалиний" по весне анонсировала практически наполеоновские планы по открытию в 2016 году 30 (!) новых маршрутов. "В дополнение к двум самолетам Embraer E190 и в редких случаях Як-42 в программе наших регулярных внутренних рейсов будут задействованы пять Ан-148. Всего в 2017 году в связи с увеличением флота мы планируем открыть более 30 новых направлений полетов по России. В 2016 году мы открыли 11 новых маршрутов. Приход нового типа ВС позволил увеличить нашу программу полетов в три раза", — приводит в этой новости ATO.ru слова руководителя пресс-службы "Саратовских авиалиний" Елены Вороновой.
Из этого сообщения, во-первых, не совсем ясно, сколько же у "Саратовских авиалиний" летающих Ан-148. В отчете указано четыре. Воронова говорит о пяти. По данным все того же ATO.ru, пятый самолет "Саратовские авиалинии" получили внепланово. Как указано на сайте, по состоянию на середину апреля он находился в саратовском аэропорту и использовался в качестве донора запчастей для собратьев.
Во-вторых, если даже сейчас, с появлением четырех новых воздушных судов, компания оказывается в ситуации задержек сразу шести рейсов в день, то чего же ожидать пассажирам, если перевозчик действительно откроет все 30 направлений и откуда он возьмет резервные суда, обязательно предусмотренные законом, на случай неисправности основного парка?!
Гоп-стоп
В перечне "основных факторов риска, связанных с деятельностью акционерного общества" в отчетах саратовского перевозчика указаны всякие - "эксплуатационные","отраслевые", "страховые", "правовые", "страновые", "финансовые", "валютные"... Понятно, что подобные разделы отчетов составляются по шаблону и в достаточной степени формально. Но компании, возможно, следовало бы указать и те виды рисков, что с связаны с недобросовестностью персонала. Ведь самый вопиющий случай в новейшей истории предприятия был связан именно с человеческим фактором.
"С 1 января 2015 года по 25 октября 2015 года ОАО "Саратовские авиалинии" выполнено 404 международных рейса в Турцию, Грецию, Египет, страны СНГ, Европы, Объединенные Арабские Эмираты. В связи с ограничением, установленным Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация), с октября 2015 года Общество не осуществляет международные рейсы", - скромно указано в отчете за 2015 год.
По какой причине Росавиация "установила ограничение"? Какого масштаба должно быть происшествие, чтобы саратовской авиакомпании, которая существует более полувека и десятки лет летает за границу, запретили деятельность на международных линиях? Об этом в отчете нет ни слова!
Между тем, речь идет о чрезвычайном происшествии, которое заставило говорить о "Саратовских авиалиниях" федеральные телеканалы и профессиональное сообщество по всей стране. Генеральным директором ОАО на тот момент был Игорь Третьяков.
19 июля 2015 года из Саратова в Анталью вылетел самолет Embraer-190. Как выяснила в ходе внеплановой проверки Росавиация, при выполнении этого рейса в кабине пилотов на протяжении всего полета "находился сотрудник "Саратовских авиалиний", не включенный в полетное задание и не являвшийся членом летного экипажа". Это была дочь г-на Третьякова Яна, которую неправомерно вписали в задание на полет под надуманной формулировкой "служебный пассажир".
Действующее воздушное законодательство категорически (!) запрещает нахождение в кабине летного экипажа лиц, не связанных с выполнением задания на полет. Правила в авиации в буквальном смысле написаны кровью и в истории воздушных полетов уже были катастрофы, связанные именно с тем, что в кабине пилотов находились посторонние люди. Таким образом, гендиректор своим самоуправством поставил под угрозу жизнь и здоровье 114 пассажиров, в том числе 21 ребенка.
Перелет дочери Третьякова в кабине пилотов был назван Росавицией "вопиющим фактом несоблюдения авиакомпанией правил обеспечения безопасности полетов".
Следствие также подтвердило информацию о том, что летевший на том же самолете пятилетний ребенок другого пассажира был зарегистрирован как младенец (лицо до двух лет) и весь полет находился на руках своего отца, тем самым освободив место для сына Третьякова.
ЧП не только стало причиной возбуждения уголовного дела по факту оказания компанией "Саратовские авиалинии" (владелец - Аркадий Евстафьев) услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, но и поставило под угрозу репутацию и будущее предприятия. Обсуждался вопрос отзыва лицензии у авиаперевозчика. Суд оштрафовал компанию за нарушение лицензионных требований.
В итоге для ОАО "Саратовские авиалинии" все закончилось сравнительно хорошо. Как только шумиха улеглась, Южное следственное управление на транспорте и Саратовская транспортная прокуратура проявили удивительное и беспрецедентное снисхождение к должностным лицам "Саратовских авиалиний", попросив суд прекратить уголовное дело в рамках ст. 25.п.1 УПК РФ. Основным виновником был признан пилот Сергей Ефимов. Ему было установлено наказание в виде сравнительно небольшого штрафа. Он также сохранил право работать в сфере гражданской авиации.
Но как отражено ЧП в отчете за 2015? В нем есть фраза "ОАО "Саратовские авиалинии" уделяет особое внимание безопасности полетов". А в пункте "3.4. Безопасность полетов" указано: "за 2015 год авиационные происшествия в ОАО "Саратовские авиалинии" отсутствуют", " произошло 7 авиационных инцидентов", "повреждения воздушных судов на земле отсутствуют", "авиационные события, связанные с деятельностью служб наземного обеспечения полетов, отсутствуют". Это само по себе, как поется в одной из популярных песен прошлых лет, "Здорово! Великолепно!".
Но про вояж в кабине пилотов дочери Третьякова - ни слова.
Кстати, из отчета компании за 2016 год можно узнать и то, как быстро ее владельцы и совет директоров отреагировали на поступок г-на Третьякова. Росавиация запретила полеты за границу саратовцам в середине октября 2015 года. Но г-н Третьяков продолжал трудиться на посту руководителя компании практически до начала 2016 года. Совет директоров официально объявил о его увольнении с поста руководителя компании в декабре 2015 года. Но как указано в отчете за прошлый год, официально полномочия были "досрочно прекращены" лишь 15 января.
Затем какое-то время в кресле гендиректора началась чехарда. С 16 января исполнение обязанностей руководителя было возложено на Андрея Абрамова. Через 10 дней его назначили генеральным директором, но уже 24 февраля он ушел с этой должности. С 25 февраля 2016 года исполнение обязанностей гендиректора ОАО возложили на Алексея Вахромеева, который трудится руководителем предприятия до сих пор.
Росавиация вернула "Саратовским авиалиниям" право летать за пределы страны лишь весной 2016 года (т.е. спустя полгода). Новость на сайте СарБК про это датирована 30-м апреля, на других порталах она появилась в начале мая.
Таким образом, примерно полгода из-за увеселительного полета родственников бывшего гендиректора было для компании потеряно. И хотя в прошлом году авиаперевозки за границу по целому ряду причин просели по всей стране (в том числе, из-за падения доходов граждан и геополитических событий), сотню рейсов или около того предприятие в первую треть года наверняка могло бы совершить (и заработать на этом). Тем более, раз до этого оно прилагало такие большие усилия, чтобы увеличить спектр зарубежных направлений.
Но что же мы читаем в отчете за 2016 год? Как там объясняется падение показателей на международных воздушных линиях на десятки процентов? "Отрицательная динамика показателей обусловлена сокращением сегмента международных туристических перевозок, в первую очередь, в связи с ограничением полетов в Египет и Турцию. Налет часов сократился на 89% (составил 266 часов), пассажиропоток снизился на 91% (пассажиропоток 6,3 тыс.чел)" - указано в документе.
Про запрет Росавиации - ни слова. Как будто его и не было.
Туман официоза
Бурное развитие компьютерных технологий уже привело к существованию так называемой "дополненной" реальности. Отчеты "Саратовских авиалиний" производят впечатление реальности "улучшенной". Задержки рейсов, новости про неполадки со старыми "Яками" и взятыми в лизинг "новыми" "Эмбраерами", потрясшие авиа-отрасль действия бывшего гендиректора Третьякова - все это составители отчетов изящно оставляют за рамками. Результат - как в знаменитой песне: "А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо".
В этой ситуации власти, общественности и пассажирам следовало бы задуматься вот о чем. Официальный отчет по итогам года для открытого акционерного общества - это не жест "доброй воли", не "пиар-ход" и не подарок "с барского плеча". Это документ, составлять и публиковать который компании обязывает государство. Причем оно настаивает, чтобы эти документы находились в открытом доступе на общедоступных информационных ресурсах, а не просто рассылались акционерам. (Тем более, что во многих случаях у ОАО бывает единственный фактический акционер и владелец). Требования государства предназначены для того, чтобы о деятельности крупных структур могли получить информацию не только их деловые партнеры, контрагенты и участники рынка, но и органы власти, общественные организации, широкий круг потребителей и населения.
Вопрос: если компания "Саратовские авиалинии" не считает возможным даже в официальных ежегодных отчетах отражать судьбоносные для своей деятельности и клиентов происшествия и решения государственных органов, то можно ли вообще надеяться, что она будет своевременно и в полном объеме информировать рынок и потребителей о менее серьезных событиях и явлениях?
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте