Портовый тупик
Как Сергей Базыкин долго и упорно шел к скамье подсудимых
18 сентября 2017, 08:00
Уголовное преследование представителей бизнеса - острая и сложная тема для нашей страны. С одной стороны, как часто подчеркивают первые лица власти, "кошмарить бизнес" недопустимо. И в этом они, безусловно, правы. С другой, не все преследуемые бизнесмены - это вдруг и однажды оступившиеся люди.
Некоторые из них настойчиво, открыто и нагло годами плюют на закон, обязательства перед своими же сотрудниками, взаимоотношения с контрагентами, партнерами и государством. Но тот, кто ставит себя вне правовых норм, должен быть готов, что рано или поздно это может закончиться плохо.
В Вольском районе Саратовской области перед судом скоро должен предстать генеральный директор ОАО "Балаковский порт" Сергей Базыкин. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 257 УК РФ (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов). Об этом на прошлой неделе сообщила Генеральная прокуратура.
Установлено, что "Балаковский порт" с помощью плавкрана и судна "СТ-764" незаконно добыл 730 тонн речного песка в акватории Волги в районе острова Пустынный. При этом общество не имело необходимой лицензии на пользование недрами.
На участке акватории в результате уничтожены условия для обитания и воспроизводства рыбы и другой водной живности. Ущерб специалисты оценили в сумму свыше 500 тысяч рублей.
"Уголовное дело направлено в Вольский районный суд Саратовской области для рассмотрения по существу", - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Един в двух лицах
До того, как стать героем последних новостей, г-н Базыкин не раз попадал в ленты информационных агентств.
О том, что руководимое им предприятие незаконно добывает песок в Вольском районе, Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура во главе с Александром Гончарем сообщала еще в декабре 2015-го.
Тогда ведомство внесло в адрес общества представление, впоследствии организацию и руководителя привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и оштрафовали на сумму 830 тысяч рублей. А отделом дознания Приволжского ЛУ МВД России на транспорте по факту грубого нарушения экологического законодательства возбуждено уголовное дело по ст. 257 УК РФ (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов).
При этом остается вопрос: возмещен ли государству ущерб от незаконной добычи песка? Ведь средств на это у предприятия и его руководителя может попросту не быть - и сам предприниматель, и его ОАО, как говорится, "в долгах, как в шелках".
В марте 2016 года стало известно, что директора Балаковского речпорта проверяют на предмет ухода от налогов. Причем этим были вынуждены заниматься следователи структурных подразделений Следственного комитета РФ, поскольку Сергей Базыкин являлся "спецсубъектом" - депутатом муниципального образования.
Тем временем сотрудники компании обратились в Гострудинспекцию с требованием привлечь господина Базыкина к административной и уголовной ответственности за долги по зарплате.
Проблема в том, что этими эпизодами всевозможные нарушения и злоупотребления директора порта не исчерпываются. Судите сами.
Сергей Евгеньевич Базыкин - не только директор ОАО, но и индивидуальный предприниматель. В этом качестве, как и управляемая им компания, он занимается деятельностью в области внутреннего водного транспорта и добычей речного песка.
У работников и государственных органов к предпринимателю также накопилось немало претензий.
ИП Базыкин С.Е. отметился, среди прочего, невыплатой заработной платы гражданину Осягину. В августе 2015 года тот обратился в Балаковский районный суд с исковым заявлением, но дело было прекращено в связи с заключением мирового соглашения.
В сентябре 2016 года Сызранский транспортный прокурор обратился в тот же суд с исковым заявлением к предпринимателю о запрете эксплуатации теплохода "ОС-11М" до получения судового свидетельства об управлении безопасностью. Исковые требования удовлетворены.
За это же нарушение в ноябре 2016 года Арбитражный суд Самарской области привлек ИП Базыкина к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оштрафовал на 10 тысяч рублей.
Насколько его деятельность безопасна для природы, Базыкина и раньше, до уголовного дела, судя по всему, особо не волновало. Так, в октябре 2016-го Арбитраж Самарской области привлек нашего героя как индивидуального предпринимателя к ответственности за то, что тот осуществлял деятельность по сбору, транспортированию, размещению опасных отходов на теплоходе "ОС-ИМ" без лицензии.
Отношения с контрагентами? Здесь у предпринимателя Базыкина тоже есть малосимпатичные примеры. ООО "СредВолгаБункерСервис" взыскало с него задолженность (87 тысяч рублей) и пени за просрочку оплаты поставленной продукции (еще 67 тысяч).
ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие" в 2014 году было вынуждено взыскать с ИП Базыкина долг в 52 тысячи рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами и расходы по госпошлине.
Как заемщик Базыкин отметился также в теме невыплаченных кредитов. К примеру, в декабре прошлого года решением Октябрьского районного суда Саратова с него взыскали почти два миллиона задолженности по кредитам в пользу ПАО "Промсвязьбанк". На имущество предпринимателя накладывали арест.
Кому я должен - всем прощаю
Предприятие "Балаковский порт" под руководством Базыкина тоже фигурирует во множестве историй и разбирательств. Причем здесь спектр нарушений и злоупотреблений велик и разнообразен.
Общество занимало деньги у людей, но не спешило выполнять свои обязательства до такой степени, что те были вынуждены обращаться в суд. Так, решением Балаковского райсуда постановлено взыскать с ОАО "Балаковский порт" в пользу гражданина Ульяничева 800 тысяч рублей по договору займа.
Ранее, в 2015 году, тот же суд рассмотрел и расторг договор цессии, который акционерное общество заключило с гражданином Власовым. С ответчика в пользу истца были взысканы 1,3 млн рублей и проценты.
Тропа для тех, у кого есть претензии к предприятию и его директору Базыкину, не заросла в Балаковский районный суд и в этом году. Причем шли туда сотрудники ОАО, которым директор мог не платить зарплату, к примеру... целый год.
7 августа суд постановил взыскать с ОАО в пользу гражданина Якимова 244 тысячи рублей в счет задолженности по заработной плате за период с марта 2016 года по март 2017 года. А также проценты за нарушение сроков выплаты зарплаты с июня 2015-го по февраль 2016-го и деньги за время нахождения в вынужденном простое в марте-июне нынешнего года.
И это не единичный случай. Гражданин в сентябре прошлого года обратился в суд с исковым заявлением. Он просил, чтобы его увольнение было признано незаконным, чтобы его восстановили на работе, оплатили время вынужденного прогула и компенсировали моральный вред. Все эти требования удовлетворены.
В начале года Балаковский суд помог взыскать с ОАО "Балаковский порт" долг по зарплате больше чем за 8 месяцев 2016 года в пользу гражданина Санникова. Летом - зарплату за три месяца в пользу гражданки Ратавниной, а еще проценты за нарушение сроков выплаты зарплаты ей с декабря 2015 (!) по январь 2017-го и средства за время нахождения в вынужденном простое весной и летом этого года. Число таких случаев и сроки невыплаты зарплат персоналу заставляют предположить, что директор как-то очень вольно рассматривал свои обязательства перед сотрудниками. Подумаешь, год не платить зарплату человеку... Выживет как-нибудь. При этом тяжесть проблем, связанных с вынужденными простоями, почему-то тоже должны были разделить сотрудники предприятия. Но прибылью и доходами с ними, скорее всего, никто делиться не спешил.
А причины для простоев были, и серьезные. Еще в начале прошлого года ОАО "Балаковский порт" проиграл иск к Отделу водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. И, таким образом, лишился акватории.
Кроме упомянутых долгов перед персоналом, ОАО задолжало Пенсионному фонду. Последний взыскал задолженность с предприятия в мае этого года. А были еще и мелкие взыскания по искам ПАО "Ростелеком", ООО "Автопроект", ООО "Роспром", ООО "Плавстройотряд".
В такой ситуации где-то даже логичным представляется то, что практика неплатежей распространялась у Базыкина и на налоги. Прошлым летом налоговики вынесли решение привлечь ОАО к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ему, по статье 123 Налогового кодекса РФ штраф составил более 7 млн рублей. Кроме того, была установлена неуплата НДФЛ в бюджет в сумме 3,5 млн рублей и начислены пени в сумме более миллиона рублей.
При такой манере хозяйствовать уже не кажется удивительным, что Балаковский порт лишился причальных стенок в Балакове. В августе 2017 года Арбитражный суд Саратовской области постановил взыскать с ОАО в пользу госпредприятия "Экран" долг по арендной плате в размере 1,6 млн рублей.
Аналогичным образом упущенную выгоду от неиспользования набережной пассажирского вокзала взыскало с "Балаковского порта" ФГУП "Приволжский".
Теперь ОАО судится с управлением Росимущества по Саратовской области. Предприятие пыталось оспорить право собственности государства и право хозяйственного ведения на причальную стенку.
Издалека долго
Что касается вреда Волге и ее обитателям, то и здесь нарушения начались не вчера. Еще в 2013 году федеральный Государственный научный институт озерного и речного рыбного хозяйства подготовил отчет "Оценка ущерба на водные биологические ресурсы и среду их обитания при добыче песка из месторождения русловых песков "Карачаровское" на Волгоградском водохранилище в навигацию 2013 года".
В отчете ГосНИОРХ указано, что "Балаковский порт" причинил вред водным биологическим ресурсам при корректировке расчета ущерба по фактическим объемам добытого песка в навигацию 2013 года. Потери составили более полутонны рыбы. В той ситуации ОАО выплатило Волго-Каспийскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству 117 тысяч рублей. Но это, как показали дальнейшие события, руководство предприятия ничему не научило.
Отсюда возникают вопросы и к транспортной прокуратуре, включая ее руководителя Андрея Березовского.
Если управляемое Базыкиным предприятие так давно стало попадаться не только на незаконной добыче песка, которая откровенно вредит Волге и ее биоразнообразию, но и нарушало права своих работников и государства, что же мешало прокурору обратить внимание на это ОАО и действия его руководителя раньше? Может быть, все силы и энергию транспортных прокуроров отняла забота о том, каким образом осуществлялась съемка с высоты птичьего полета марафона-заплыва через Волгу "Река Здоровья"? Какие уж тут задолженности по зарплате и банкротство предприятий, когда есть такие проблемы…
В любом случае, при взгляде на деятельность ОАО "Балаковский порт" под руководством г-на Базыкина и его личные предпринимательские "успехи" сложно отделаться от впечатления, что мы имеем дело с разрушительными (или может быть саморазрушительными?) намерениями.
В норме люди, которые хотят эффективно и прибыльно заниматься бизнесом на благо акционеров и для собственного благополучия, стараются выстроить прочные, ответственные и взаимовыгодные отношения со всеми. Они прикладывают серьезные усилия, чтобы работать в соответствии с законом, поскольку в долгосрочной перспективе это единственно правильно поведение.
В данной истории мы видим ровно противоположный подход: грубые нарушения закона и противоправная деятельность, равнодушие к судьбам сотрудников, которые должны как-то выживать, пока им не платят зарплату месяцами, долги перед разными партнерами и контрагентами. Сложно представить, что бизнес-модель, в которой приходится постоянно выплачивать штрафы за все, может быть успешной.
В этой ситуации не кажется удивительным комментарий гендиректора ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие" Виктора Синицына, который он дал еще полтора с лишним года назад по факту незаконной добычи песка балаковским предприятием: "О деятельности "Балаковского порта" могу сказать - на сегодняшний день можно считать, что такой организации уже нет. Долги и материально-техническое состояние, близкое к банкротству. Долгов больше, чем доходов".
Уголовное разбирательство в отношении директора - финал этой истории. Но также и тревожный звонок для деятелей власти разных уровней и ветвей. Они годами наблюдали "приключения Базыкина", которые давно стали складываться в единую линию, но ничего не сделали, чтобы ее изменить или оборвать. Результат - ущерб природе и деградация когда-то полноценного предприятия. Кто ответит за это кроме директора? И когда?
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте