Посредники Фемиды
Как благодаря судьям и приближенным к ним юристам строящийся дом мог стать долгостроем
28 сентября 2017, 08:00
Выходит, нам это только казалось, что пик долевого "кидалова", как называют проблемные дома в Саратове иные представители прокуратуры, остался далеко позади. Пример учредителя ООО "Град-С" Алексея Абасова, арестованного на два месяца по подозрению в экономическом преступлении и массовом обмане дольщиков, инвестора ЖСК "Буй" Андрея Белова, который сбежал от своих обязательств перед дольщиками в далекую Австралию, и некоторых других персон наглядно показывает: "разводить" дольщиков в Саратове будут еще долго.
Однако помимо обыкновенных обманщиков есть в нашем городе и более незаурядные личности, предположительно даже целая группа, чья деятельность способна нанести урон ничуть не меньший, чем действия упомянутых господ. Речь идет о людях, которые под прикрытием высоких покровителей в судебных и иных кабинетах сначала выискивают удобный строительный объект, а затем дестабилизируют его работу под различными предлогами, например, под предлогом заботы о памятниках архитектуры.
Именно так произошло с домом на улице Мичурина, чьи дольщики едва не стали обманутыми, несмотря на благонадежность застройщика. Манипулируя законом и обывательским мнением, заказчика строительства сначала долго испытывали на прочность судебными исками и колоссальными убытками, после чего предложили "решить все проблемы" за "смехотворную" сумму в два миллиона рублей…
Аппетиты охранителей
История началась в 2015 году, когда жители двух близстоящих домов на Мичурина и Шевченко, объединив усилия с минкультом, подали в суд на ООО "Мичурина-45" с требованием признать строящийся многоквартирный дом самовольной постройкой и снести объект, невзирая на дольщиков, вложивших в строительство свои кровные деньги.
Причина иска - строящийся дом якобы разрушает находящиеся по соседству ветхие жилища. Хотя строители как люди опытные сделали все возможное для того, чтобы подобных проблем избежать.
Хорошо осознавая особенности старых зданий исторического центра (слабые фундаменты, ветхость конструкций, большой износ и прочие факторы), они еще на старте проекта выполнили специальные мероприятия, чтобы окружающие стройплощадку постройки не пострадали. Было возведено шпунтовое ограждение и устроена дренажная система для понижения и отвода грунтовых вод. И это не говоря о том, что у застройщика были все необходимые разрешительные документы на строительство, выданные администрацией города тоже после тщательного исследования.
Также на старте запуска проекта были исследованы все близстоящие дома, памятников архитектуры среди них на тот момент не было обнаружено. Как дом на Мичурина 47, по официальным документам построенный в начале двадцатого века, стал вдруг датироваться концом 19 века, вопрос к минкульту, как и вопрос культурной стратегии как таковой. Что заставляет чиновников признавать порой самый дряхлый и заурядный с архитектурной точки зрения сарай историческим памятником, во многих случаях остается только гадать.
Так или иначе, дом на Мичурина, 47 был признан вновь выявленным памятником и внесен в перечень особо охраняемых объектов регионального значения, как и дом по улице Шевченко, 49. На обоих домах еще в 2006 году были отмечены трещины и повреждения, и высокая степень износа, что и было занесено в официальные документы.
Что, впрочем, не помешало двум жительницам с особо активной жизненной позицией сделать вид, что разрушения появились по вине строителей нового дома. Возможно, женщины надеялись, что таким образом им удастся решить, наконец, жилищный вопрос, который из-за бездействия того же минкульта долго не решался: признав дом памятником, деньги на его реставрацию, тем не менее, никто не выделил. Так почему бы не решить проблему отселения другим путем?..
Жительницы домов на Мичурина и Шевченко Галина Безвуляк и Людмила Макарова сначала решили взять "буржуев-строителей" измором. Они кричали, вызывали полицию едва ли не каждый день – а вдруг у строителей не выдержат нервы и они решатся таки пойти на "компромисс": например, выкупить их ветхие домики по цене, в несколько раз превышающей рыночную, или просто отселят в тот самый строящийся дом по соседству, новый и благоустроенный? Но когда этого не случилось, дамы просто взяли и подали иск в Октябрьский районный суд. При этом Галина Безвуляк прямо назвала условия отзыва искового заявления к девелоперу: три квартиры или 11 миллионов рублей. В пересчете это 160 тысяч рублей за каждый имеющийся у нее квадратный метр…
Говорят, что аппетит в большинстве случаев приходит во время еды и что каждый человек сам кузнец своего счастья. Не получилось взять строителей измором, авось, получится в суде, попытка – не пытка, тем более что консультации Галине Безвуляк, по нашей информации, давала авторитетная судья в отставке Наталья Ретунская.
Пыткой иск стал для застройщика, обернулся колоссальными потерями.
На время судебного следствия в качестве обеспечительной меры разрешение на строительство здания было приостановлено. Сначала ненадолго.
Понимая всю абсурдность ситуации, суд признает претензии Безвуляк и Макаровой необоснованными, а строительство дома, напротив, обоснованным и законным. Это подтвердила и проведенная в ходе судебного разбирательства строительно-техническая экспертиза, связавшая разрушения строений с высокой степенью их износа. Интересно: а если бы жилые дома, в которых живут гражданки Макарова и Безвуляк, были построены при Царе Горохе, они бы тоже предъявляли претензии в их разрушении к ООО "Мичурина-45"?..
Словом, здравый смысл тогда победил. Но истицы на этом не остановились и подали апелляцию в областной суд, желая обжаловать вынесенное не в их пользу, а в пользу закона решение. На этом этапе и началось то, что в дальнейшем по всем признакам будет очень похоже на преступный умысел в составе группы лиц, хотя, конечно, окончательную оценку произошедшему должны дать правоохранительные органы.
Эпизод I. Виталий Солдатов
Помимо граждан, которых, по нашим данным, консультировали бывшие и действующие судьи, подзуживая их на перспективный конфликт, в деле появился еще один примечательный персонаж Виталий Солдатов.
Годом позже он будет проходить основным свидетелем обвинения в суде по Уголовному делу о взятке прокурора Владимира Зубакина, которого, как говорят источники в правоохранительных органах, благодаря его чуткой помощи и взяли с поличным.
По некоторым данным, этот человек также является агентом ФСБ под прикрытием, что во многом и объясняет тот факт, что при наличии столь бурной деятельности он до сих пор остается на свободе. Возможно, его отношения с федеральной структурой были выстроены после задержания у стен Двенадцатого арбитражного апелляционного суда на попытке дачи взятки одному из работников суда?
Господин Солдатов известен в Саратове своими обширными связями в адвокатских и околосудебных кругах и как директор одной из юридических компаний. Будто бы даже некоторые судьи в приливе нежных чувств называют его своим "племянником" и "сыночком", учитывая его, как говорят, близкие связи с председателем квалификационной коллегии судей и членом президиума облсуда Татьяной Васильевой.
В 2015 году, когда суд первой инстанции отказал тетенькам с большими аппетитами в сносе дома, "сыночек" вышел на подрядчиков строительства с "интересным" предложением – выкупить положительное решение апелляционной инстанции за два миллиона рублей. Иначе решение суда первой инстанции не устоит. Об этом Виталий Солдатов сообщил 10 апреля 2015 года руководителю "УМ-24" Ольге Осиповой, позвонив ей по мобильному телефону. Господин Солдатов пообещал, что если два миллиона будут выплачены, то можно ни о чем не беспокоиться - решение будет принято в пользу предприятия. Кстати, во время общения с руководством "УМ" он уже находился в оперативной разработке в рамках дела прокурора Зубакина и знал об этом.
И вот странное совпадение: пока Ольга Осипова делала вид, что обдумывает предложение, апелляционное судебное заседание несколько раз переносилось с одной даты на другую, более того, по какой-то причине постоянно менялись председательствующие коллегии судей, которые должны были рассматривать дело. Сначала на роль председательствующей назначалась судья Ольга Демина, потом судья Марина Грибалева.
В конце концов, коллегию возглавила судья Ирина Елканова (также член президиума облсуда), находящаяся, как говорят, в близких дружественных связях с Татьяной Васильевой, которой Солдатов приходится, как полагают в юридических кругах, не чужим человеком. Вот такая интересная связка, возможно, чисто случайная. Однако после того, как Ольга Осипова платить дань из принципа отказалась, не желая идти на коррупционное преступление, тройка судей под председательством Ирины Елкановой с участием судей Ирины Садовой, Валентины Колемасовой отменила решение Октябрьского районного суда, а вместе с ним и разрешение на строительство. Примечательно, что госпожа Елканова по внутреннему распределению находилась в судебном составе, который на тот момент не мог рассматривать жалобы из Октябрьского райсуда.
После отказа от дачи взятки у фирмы и начались серьезные проблемы. Полтора года ушло на обжалование решения апелляционной инстанции, едва не поставившей крест на строительстве частично уже возведенного дома, а вместе с ним и на средствах ни в чем не повинных дольщиков. Возмутительнее всего была наглость, с которой упомянутые лица пытались нажиться на чужом, абсолютно законном бизнесе, при наличии у фирмы всех разрешительных документов и что по какой-то странной причине эта тактика, судя по неожиданному апелляционному решению, нашла понимание в областном суде.
Так или иначе, но мириться с таким положением вещей предприниматели не захотели и принялись искать справедливого правосудия за пределами Саратовской области - в Верховном суде. И нашли. Суд высшей инстанции незаконное апелляционное определение областного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение. Редчайший случай в судебной практике, когда Верховный суд отменяет решение апелляционной инстанции, что лишний раз показало вопиющий характер нарушений при рассмотрении дела в облсуде, особенно на фоне постоянных призывов Президента о поддержке предпринимателей.
Судом было, в частности, установлено, что территория жилых домов истцов как объектов культурного наследия, равно как и границы охранных зон этих объектов на момент выдачи разрешения на строительство еще не были установлены, так что охранять, по сути, было нечего. А значит, в проектно-сметной документации строящегося дома и не должно было быть никакого "охранительного" пункта, на отсутствие которого по какой-то причине указывала апелляция. Ибо нельзя охранять то, не знаю что – таким в переводе с юридического на русский был вывод Верховного суда.
Казалось бы, что после такого поворота событий нижестоящий областной суд не рискнет перечить суду высшей инстанции и с этого момента у фирмы все пойдет гладко. Но дальнейшие события невольно наводят на мысль, что практика, сложившаяся в саратовском правосудии и околосудебных кругах, порой оказывается сильнее даже инстинкта корпоративного самосохранения.
Эпизод II. Сергей Савинов, или Во все тяжкие
Странности начались уже на первом этапе второй апелляции. Областной суд не назначил новую экспертизу ни в одной из организаций, предложенных сторонами, а самостоятельно выбрал в качестве экспертной организации ООО "Центр судебных экспертиз", ставший впоследствии скандально известным благодаря аресту своего главного работника Сергея Савинова.
Причем вопросы, предложенные на экспертизу, были существенно расширены по сравнению с определением Верховного суда. Сама личность Сергея Савинова, выбранная облсудом в качестве эксперта, вызывала вопросы. В Саратове о нем ходила слава как о личном фаворите областного суда, которому по странному стечению обстоятельств назначалась значительная доля экспертиз по уголовным и гражданским делам. И это притом, что рынок экспертных организаций в городе весьма насыщен. Подробнее о проблеме "прикормленных" экспертных учреждений мы писали в расследовании "Фавориты в законе" .
Почему экспертиза была назначена именно Савинову? Возможно потому, что второму апелляционному составу хотелось подставить плечо и прикрыть коллег, отменивших законное решение Октябрьского суда? А у "своих" экспертов на этот счет всегда есть нужные решения? Мы не знаем, но после того, как экспертиза была назначена Савинову, началась вторая часть "марлезонского балета", когда уже сам эксперт Савинов начал вымогать с руководства ООО "Мичурина-45" деньги.
Официально он запросил за свои услуги по проведению строительной экспертизы 250 тысяч рублей. Но чтобы экспертиза не была негативной, предложил "доплатить" еще полтора миллиона, после чего был взят в разработку ФСБ, а впоследствии арестован и приговорен к реальному сроку за мошенничество. Что тут скажешь? Разве что "безумству храбрых поем мы песню", решившихся "подоить" предпринимателей уже после решения Верховного суда…
Конечно, если бы не принципиальность строителей, не желающих работать по правилам "отстегни и выживи", этой второй части "балета" не было бы, и не было бы тех колоссальных двадцатимиллионных убытков, которые понесла фирма за полтора года простоя. Но с другой стороны, не было бы и ареста Сергея Савинова, ставшего вторым после решения Верховного суда торжеством справедливости и первым публичным обнаружением проблемы экспертов с сомнительной репутацией.
Были или не были Виталий Солдатов и Сергей Савинов звеньями одной и той же коррупционной цепи, можно только предполагать. Так или иначе, эту цепь принципиальным предпринимателям удалось разорвать лишь частично. Срок, который получил эксперт Савинов, согласно Уголовному кодексу мог быть и обычно бывает при таких статьях гораздо больше, но не стал таковым по какой-то, возможно, определенной причине. Савинов получил всего два года, что ниже нижнего предела в статье "покушение на мошенничество, совершенное группой по предварительному сговору, в особо крупном размере" (ч. 3 ст. 30 – ч. 4 ст. 159 УК РФ).
И крупный размер, и предварительный сговор, и группа – все свидетельствовало о больших уголовных "перспективах" Сергея Савинова, но они так и не были реализованы в суде, несмотря на то, что суд признал преступление тяжким. Не потому ли, что в ходе следствия господин Савинов взял всю вину на себя и молчал относительно той самой группы, в которую, можно предположить, входили и очень интересные люди, обладающие иммунитетом, чьи имена нельзя называть. И маленький срок стал своего рода благодарностью за стойкость?
Виталий Солдатов и вовсе продолжает гулять по улицам Саратова, не исключено, что из-за того, о чем мы писали выше.
Дом на Мичурина. Чудесное спасение
Получается, что "талантливые" юристы с возможного попустительства (назовем это так) судей обдуманно и намеренно обескровливали чужой бизнес, а заложниками этой игры могли стать дольщики. И лишь чудом не стали. Полтора года простоя строительства и строительной техники, запрет на продажу объекта и невозможность привлекать средства дольщиков, расходы на консервацию объекта в зимнее время могли больно ударить по заказчику строительства, который запросто мог обанкротиться. А это в свою очередь бумерангом ударило бы и по подрядчику – строительной фирме "УМ-24", у которой так же имелись свои дольщики. Проблемы пошли бы по наклонной и неизвестно, чем бы кончились.
По нашей информации, когда шел процесс по Савинову, следователи допрашивали некоторых судей, к которым у следствия имелись подозрения, но в итоге все они остались в статусе свидетелей. Конечно же, мошенничество, предпринятое господами Савиновым и другими, было бы по большому счету бессмысленным блефом без последующей судебной поддержки, и было бы рассчитано лишь на чересчур пугливых "клиентов", готовых поверить любой голословной угрозе.
Второй апелляционный суд успел учесть сделанную Савиновым еще до ареста экспертизу и вынес по дому на Мичурина положительное решение, в июне 2016 года стройку наконец-то разморозили, и сегодня дом фактически сдан в эксплуатацию, дольщики общества не стали обманутыми.
Есть ли среди саратовских домов-долгостроев еще и другие дома, ставшие проблемными по той же схеме, что и дом на Мичурина, мы не знаем. Но общественности должно быть известно о новом (или хорошо забытом старом?) способе терроризировать добросовестных строителей и о возможном пополнении списка долгостроев новыми адресами в самое ближайшее время. Эксперт Савинов в тюрьме, но дело его с большой долей вероятности живет, а Виталий Солдатов и вовсе на свободе…
Серьезные схемы редко бывают единичными, так что возможно, встретиться с "талантливыми" посредниками "повезло" и другим бизнесменам, которые из осторожности предпочли с ними не связываться, не идти против системы, а сделать, как им предложили…
Если вам известны подобные случаи или вы или ваша строительная фирма стала жертвой подобной группы, мы готовы эти случаи изучить и рассказать о них читателям. Сейчас, когда проблемами обманутых дольщиков занялись на самом высоком уровне – уровне губернатора и спикера Госдумы – есть смысл заявить громче и об этой проблеме.
P.S. Редакция намеренно сделала сегодняшнюю публикацию максимально сдержанной. Круг лиц, участвующих в вышеописанных схемах, значительно шире, и он известен людям, кто по долгу службы может инициировать уголовное расследование в отношении судей. Пока реакции нет, возможно, по причине горького опыта возбуждения дела в отношении судьи Владимира Стасенкова. Оперативная информация у спецслужб имеется в достатке. Если до реализаций не дойдет, то озвученные сведения, хотелось бы верить, обязательно учтут при назначении или продлении полномочий судей.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте