Ноль футов под килем
Министерство образования решило ликвидировать единственный в Саратове лицей речного транспорта?
27 апреля 2018, 08:00
Если у вас есть проблема, за которую вам придется отвечать перед вышестоящим руководством, но которую вы не хотите решать, поскольку не любите напрягаться и вообще принимать на себя чужие беды, надо просто засунуть голову в песок, сделать вид, что никакой проблемы нет, и замять все по-тихому. Так, по всей видимости, решил действовать наш доблестный саратовский минобраз по отношению к единственному в Саратове лицею речного транспорта, готовящему кадры для многострадального, но пока еще держащегося на плаву саратовского речного флота.
Приплыли?
Профессиональное образовательное учреждение с девяностолетней (!) историей планируется то ли реорганизовать, присоединив к другому учебному заведению, то ли и вовсе закрыть, что, по мнению специалистов, знакомых с опытом реорганизаций, чаще всего означает одно и то же. А все потому, что некоторым особо одаренным чиновникам, судя по всему, легче отказаться от своего образовательного детища (минобраз является учредителем лицея) и разогнать учащихся по домам, чем найти деньги на ремонт его дышащих на ладан полуаварийных зданий.
"Помогите нам, пожалуйста, не оставьте нас!" – умоляли нашу журналистскую группу мальчишки-лицеисты в красивой матросской форме и не скрывающий своих расстроенных чувств преподавательский состав. Не остался в стороне и постоянный работодатель выпускников – "Саратовское речное транспортное предприятие".
У саратовского речного лицея довольно длинная история притеснений. Почему-то примерно с момента перестройки чиновники от образования относятся к нему совсем не так, как положено относиться к речному образовательному учреждению в городе на Волге. Как будто он не для родного города и не для родной реки готовит кадры, а для фантастической экспедиции на Марс, которая неизвестно когда еще случится…
В последние годы лицей все время ходил в пасынках – его то и дело перебрасывали с одного места в другое, как никому не нужный объект, причем новое место всегда было хуже прежнего.
В советские годы лицей, тогда еще ПТУ, квартировал на набережной, потом его перекинули в здание на Соляной. Там училище обросло материально-технической базой, была своя учебная рубка и прочие приспособленные для учебного процесса помещения, но десять лет назад, в 2008 году, министерству образования внезапно срочно понадобилось это здание в центре города. И речников мигом переселили в другое помещение на улице Зеленой, 28, где раньше обучались дети с особенностями в развитии. В 2006 году БТИ признало эти здания непригодными для использования, но это ничуть не помешало министерству переселить туда воспитанников лицея. А накопленная база была успешно "раздербанена" и исчезла в неизвестном направлении…
"Когда нас сюда переселили, у меня слезы брызнули из глаз от ужаса, который здесь был, честно вам говорю!" – признается директор лицея Любовь Журавлева.
"У меня было чувство, что это здание пережило Сталинградскую битву!" – присоединяется к описанию учебного комплекса генеральный директор АО "Саратовское речное транспортное предприятие" Виктор Синицын.
Пока сотрудники централизованной бухгалтерии минобраза и комитета по надзору в сфере образования прекрасно себя чувствовали на Соляной, изгнанные ими подопечные лицеисты выживали в "новом" здании, как могли. За десять лет деньги на ремонт из бюджета выделили лишь однажды – в 2009 году, тогда удалось подлатать крышу в учебном корпусе и выполнить еще кое-какие работы, но постоянную помощь оказывали порт да саратовская обойная фабрика, снабжающая по доброте душевной лицей некондиционными обоями. Порт выделял деньги на мебель, запускал каждую зиму котельную. А недавно потратил 250 тысяч рублей на закупку дорогостоящей обучающей программы для судоводителей. Обучение по этому профилю было пролицензировано с подачи того же минобраза, были подписаны контрольные цифры приема, дано госзадание. Лицензия, подчеркивают в лицее, была получена с трудом из-за большого количества неполадок, вызванных необходимостью ремонта, и 60-процентной степени износа зданий.
По словам Виктора Синицына, эта специальность нужна флоту, судоводителей в Саратове больше нигде не готовят, искать их теперь придется в других регионах. Хотя раньше, до переезда на Зеленую, классных капитанов водных путей готовило ПТУ № 39, которое потом и было реорганизовано в речной лицей. После реформы специалитет закрыли, оставили только рабочие специальности, капитанов речных судов обучать перестали. И вот теперь вроде бы замаячила перспектива возродить былую традицию.
Реорганизация или ликвидация?
Кроме возможности готовить новые кадры, хотели переобучать старые без отрыва от производства, повышать квалификацию, а заодно и деньги зарабатывать, которые в нелегком лицейском хозяйстве очень нужны.
Однако "прилетела" новость – специалитет снова закрывают. Деньги на программу обучения судоводителей оказались потрачены зря. Это стало первым тревожным "приветом" с улицы Соляной, а вторым – разговоры о том, что лицей и вовсе хотят закрыть, присоединив к энгельсскому автодорожному училищу. "Почему тогда уж не в Алгай и не в Озинки?" – иронизируют по этому поводу в лицее и в порту. В Энгельсе, как известно, флота больше нет, он закрыт, а в Саратове лицеисты постоянно проходят практику на реке, плавают на судах, копаются в моторах – словом, изучают речное дело не только по книжкам. Что они будут делать в Энгельсе, если, конечно, будут, станут ли добираться до Саратова своим ходом и сколько вообще останется учащихся – все эти вопросы остаются открытыми.
Поводом для принятия столь непопулярного решения (правда, пока только на словах, документов о реорганизации еще нет) стало недавнее представление Саратовской транспортной прокуратуры в адрес минобраза за ненадлежащее исполнение своих обязанностей как учредителя по содержанию зданий лицея. В настоящий момент более-менее пригоден для использования лишь четырехэтажный учебный корпус лицея. Расположенный в пристройке спортивный зал в аварийном состоянии и опечатан – со стен и с потолка сыпятся кирпичи, находиться там просто опасно. На его приведение в божеский вид необходимо 10 миллионов рублей. Не намного в лучшем состоянии лицейское общежитие – трещины здесь идут по периметру всего здания, а между тем в нем продолжают проживать дети.
В 2010 году у общаги обвалилась стена. Вот уже десять лет подряд директор лицея предоставляет в минобраз ежегодные технические экспертизы, умоляя помочь, но воз и ныне там. Чиновники минобраза бывали в речном лицее неоднократно и прекрасно видели, в каких условиях живут мальчишки, большинство которых приехали сюда учиться из областных деревень из малообеспеченных семей и для которых этот лицей – может быть, единственная возможность получить профессию.
В 2017 году лицей хотели передать на баланс областного комитета по управлению имуществом (КУИ), фактически скинуть с себя непосильную ответственность. Но не получилось – КУИ в качестве условия выдвинул необходимость ремонта и приведение передаваемых зданий в надлежащий вид, что сделано не было. А сейчас, когда стало ясно, что дальше тянуть с ремонтом нельзя (общежитию срочно нужна стяжка), министерство решило… лицей закрыть. По всей видимости, это оказалось легче, чем искать деньги на ремонт.
Учение против течения
Путешествие по корпусам лицея оставляет тяжелое впечатление – бедность здесь едва ли не как в годы войны. Удручающе выглядят комнаты и коридоры в общежитии. Некоторые комнаты нежилые – весной, когда активно таял снег, в них потекла крыша. Как рассказывает комендант, вода капала ей прямо на голову. "Зато у нас зимой тепло! Котельная работает хорошо!" – находит оттенки позитива женщина. Закрыть общагу полностью, как это было сделано со спортзалом, в лицее не могут. Во-первых, детям жить будет негде, во-вторых, в подвале здания находится котельная, зимой к ней нужен доступ.
Несмотря на убогие условия и мизерную стипендию – 475 рублей (600 рублей – повышенная), родители мальчишек рады, что их дети пристроены.
Учащийся 1 курса Сергей Кочергин приехал в Саратов из села Калининское Марксовского района. Поступил в лицей сразу после девятого класса. О реке парень мечтал с детства, говорит, что тяжелый речной труд его не пугает – он любит копаться в моторах и учится на судового моториста. Хочет после лицея идти на "вышку", чтобы стать капитаном и водить суда. Сегодня Сережа дежурный, он встречает нас у входа в лицей по стойке "смирно" в матросской форме. Такую в лицее носят все учащиеся, дисциплина здесь почти армейская, и это приносит плоды – мальчишки, все как один, вежливые, подтянутые и ведут себя соответствующе, по крайней мере, на глазах у взрослых. Смотреть на них приятно.
В кабинетах идут уроки – общеобразовательные и специальные дисциплины. В одном классе педагоги – кстати, большинство из которых мужчины, что в нынешних условиях большая редкость, – рассказывают о премудростях речного дела, в другом – учат собирать и разбирать автомат. Многие из педагогов сами служили на флоте и теперь с удовольствием передают свой опыт молодым.
"С набором у нас проблем нет – другие учреждения еле-еле набирают, а мы в прошлом году набрали 125 человек, в этом хотели набрать уже 150, но министерство нам цифры приема сократило", – рассказывает директор. Именно она все эти десять лет учит детей в сложных для выживания условиях, на ней вся ответственность за падающие стены, текущие крыши, рвущиеся батареи. Недавно удалось пройти строгую пожарную проверку, претензий у пожарных к лицею нет, транспортная прокуратура тоже поддерживает и хочет помочь. Это усилиями директора и саратовского порта минобразу как учредителю за все эти годы ничего от надзирающих органов не "прилетело", кроме недавнего представления, хотя могло бы прилететь уже давно.
"История повторяется – в Балакове тоже было речное училище, которое готовило кадры для речного транспорта, но его ликвидировали, присоединили к другому, и сейчас готовят "несчастных" 25 человек, которых Саратовская область не видит – они едут работать в другие регионы. Можно и дальше выселять речников куда угодно, только результат какой будет? Почти все капитаны и руководители нашего предприятия начинали свою деятельность из саратовского речного училища. Мы ребят забираем и растим из них сначала матросов, потом мотористов, потом штурманов, потом капитанов. А теперь, в свете новых веяний, прервется цепочка, и нам вообще учить людей будет негде", – сетует Виктор Синицын, с чьей подачи только в этом году на базе лицея было переподготовлено 50 сотрудников предприятия.
Сохранить нельзя закрыть
По словам Синицына, у порта были долгосрочные планы по проведению лицензирования лицеем подготовки по профессиям "механик" или "электромеханик". Специалисты этих профилей очень востребованы на флоте. Но теперь и эти планы, судя по всему, сели на мель. Исчезновение специальности "судовождение" повлечет понижение уровня безопасности плавания и усугубит и без того глубокий кадровый дефицит. В дальнейшем все это грозит вообще исчезновением в Саратовской области звания капитана флота внутренних водных путей. Для города на Волге – самое то…
Для полной и окончательной деградации флота только этого и не хватает…
Между тем, по мнению одного из акционеров АО "Порт", депутата облдумы Сергея Курихина, выход из ситуации может быть найден. Положительный опыт реорганизации образовательных организаций транспорта в Саратове есть – это железнодорожный техникум и летное училище в Красном Куте. В свое время их реорганизация и присоединение в качестве филиалов к крупным университетам позволило не только сохранить транспортное профессиональное образование, но и обеспечить их надлежащее материальное обеспечение.
В Приволжском федеральном округе речников готовит Волжская государственная академия водного транспорта, а также ее Астраханский, Казанский, Пермский филиалы. Почему бы не присоединить саратовский лицей к ней? Стоит только приложить усилия, и старейший в области речной лицей может быть сохранен. Мы направили в министерство образования официальный запрос о дальнейшей судьбе лицея, но ответа пока не получили.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте